С апреля во многих регионах страны в школах появилась учебная дисциплина «Духовно-нравственное воспитание». Пока это только эксперимент, но через три года новый предмет войдет в обязательную учебную программу.
Дебаты вокруг этой темы идут уже более десяти лет. Ведь в какой-то момент стало ясно, что люди, не имеющие четких нравственных устоев, действуют на общество подобно раковым клеткам. А у нас таких сограждан появилось немало. Внимание родителей сегодня направлено главным образом на образование детей, и все меньше сил уделяется воспитанию. Выход для государства один: воздействовать на ситуацию через средства массовой информации и школу.
Министерство образования подготовило шесть модулей, которые можно разделить на три направления: светская этика, история мировых религий и основы культуры одной из национальных религий (православие, ислам, иудаизм, буддизм). Каждый школьник, по задумке, сможет выбрать для изучения любой из модулей.
Вроде бы никто не обижен, но многие политики, ученые и педагоги выступают против того, чтобы преподавать в школе Закон Божий.
Сахалинская область в испытании нового предмета пока не участвует. Инициативу проявляет в основном европейская часть России, а из наших ближних соседей эксперимент поддержали только Еврейская АО и Камчатка.
УЧИТЕЛЬ И ПРАВОСЛАВИЕ
Недавно в области была образована Ассоциация православных учителей, которая, возможно, станет одной из движущих сил в организации курса духовно-нравственного воспитания. С ее руководителем, преподавателем педагогического колледжа СахГУ Анной Деловой, мы беседуем сегодня.
– Анна Юрьевна, для чего была создана ваша ассоциация и давно ли появилась сама идея?
– Так вышло, что два года назад я была в Москве на всероссийских курсах повышения квалификации для учителей по основам православной культуры. Оказалось, что, кроме меня, с Сахалина некого было послать. И не потому, что больше никого нет, а потому, что мы, православные учителя, друг друга не знаем.
Может быть, оттого, что часто представляем себе церковь в качестве этакого гетто. То есть когда ходим в храм на службы или свечу поставить, мы – православные христиане. А во всей остальной жизни «соблюдаем политкорректность» – стараемся не показывать своих взглядов, ценностей.
Вот и возникла идея создания организации, площадки для педагогов, которые считают себя православными и хотели бы вести какие-то факультативы, спецкурсы, те же уроки православной культуры, уже «прописавшиеся» по всей России.
– И много на Сахалине таких людей?
– В области очень сложная ситуация по сравнению, например, с Приморским краем. Так сложилось исторически, что мы оторваны от крупных духовных центров, от религиозных святынь. Поэтому у нас превалирует не то что бы атеизм, а некая ничем не обоснованная косность взглядов, религия частью населения воспринимается как мракобесие. И в значительной мере почему-то именно среди педагогов.
Сегодня желание войти в нашу организацию выразили около 35 человек. Не только из областного центра, но и из Поронайска, Тымовского.
– Что же именно отличает православного педагога от других?
– Под православным учителем не имеется в виду, например, человек, который обязательно ходит в церковь на каждую службу. Но, конечно же, он придерживается православных ценностей и пытается воспитывать детей на основе терпимости, взаимоуважения, любви, честности и т. д.
Мы живем в России и говорим о любви к родине, о том, что необходимо воспитывать гражданина-патриота. Учитель, который воспитывает в детях патриотизм, уже, по сути, православный, потому что наша родина имеет тысячелетнюю христианскую историю.
Посмотрите, какая проблема существует на сегодняшний момент в школе. В советское время учитель выходил из педагогического института с определенным коммунистическим взглядом на мир, на себя, на общество, и в том числе на свою профессию. И самое главное, когда он работал, за ним внимательно следили, помогали в плане методики. Сейчас же, по-моему, контроль за тем, что учитель вещает детям на уроках, ослаб.
– Значит, теперь, вместо коммунистической идеологии, будем проповедовать религию?
– Ни в коем случае! Учителя общеобразовательных школ не должны учить Закону Божьему или призывать детей быть православными. Их задача – давать детям знание нашей российской культуры, которого недостает в школе, несмотря на то, что преподаются МХК, история, литература… Дети учат, в каком там платье ходила на балу Наташа Ростова, а вот основ своей культуры не знают.
– И все же, в России много разных культур. Например, у татар культура мусульманская...
– А почему вы считаете, что те же татары должны изолироваться от общего культурного контекста и замыкаться в своем мусульманском мире? Это замечательно, что они знают свою культуру, но и знание основ православия не будет лишним. Кстати, татары у нас на Сахалине – это действительно люди, с которых надо брать пример всем остальным. Они уважают, ценят свои национальные традиции, сейчас даже организуют специальную школу для детей.
Но нужно понимать, что есть некая основа, благодаря которой в рамках российской цивилизации сосуществуют и исламские очаги культуры, и буддийские, и иудаистские. Сосуществуют потому, что есть некое цементирующее начало.
– И это именно православие?
– Не совсем. Я считаю, этим началом являются ценности, сформированные на основе православной христианской религии.
– Как же обстоит сегодня дело на Сахалине с духовно-нравственным воспитанием, преподаванием православной культуры в школе?
- На сегодняшний день пока была только одна подобная попытка, в южно-сахалинской гимназии № 3.
Сейчас наше министерство образования решает вопрос организации экспериментального курса духовно-нравственного воспитания для школьников 4–5-х классов по примеру других регионов России. Для начала эксперимент планируется в нескольких школах областного центра. Возможно, со следующего учебного года. Как раз это будет очень кстати – к приезду на Сахалин предстоятеля Русской православной церкви Кирилла.
В качестве кадрового состава для экспериментальных курсов мы предложили учителей, членов нашей ассоциации. Министерство образования Сахалинской области высказало очень верную мысль, что доверие родителей к новшеству будет зависеть от профессионализма и личности учителя, от уважения к нему.
– Если судить по реакции родителей, дело не только в учителях. Многие призывают не допустить церковную пропаганду в школе…
– Я полагаю, что люди здесь в основном движимы своими поверхностными представлениями, стереотипами, эмоциями.
У нас на Сахалине будет не так много желающих изучить ОПК – основы православной культуры. В отличие от других регионов у нас изменение сознания населения происходит намного медленнее. Люди, так бурно реагирующие на предложение ввести ОПК, может, еще даже и не задумывались серьезно о том, что предлагается на самом деле.
Возьмите, например, мусульман, которые приезжают к нам в область, – они хорошо знают, что такое ислам. И самое главное, они следуют требованиям своей веры, уважают свою культуру. А нам что уважать, если мы даже своих традиций не знаем?
Говоря о модернизации и развитии страны, нужно помнить, что у России свои основы и корни. Движение нашего общества вперед сейчас – это прежде всего движение, основанное на характерных для нашей цивилизации ценностях. Если мы о них станем забывать и не будем строить общение со следующими поколениями на уважении и признании наших основ, то получим человека, который просто не будет уважать собственную страну.