Последнее обновление — 11:57 Поиск    26 декабря, понедельник
Публикации

Учитель, работающий сердцем

«Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».
Достаточно было прочесть даже одно это высказывание доктора психологических наук, профессора Шалвы Амонашвили, чтобы появилось желание больше узнать о его педагогической системе. Наша газета уже рассказала о семинаре, который известный педагог и психолог в течение пяти дней проводил в Южно-Сахалинске. А сегодня мы предлагаем вниманию читателей эксклюзивное интервью с ним.


– Шалва Александрович, нельзя ли подробнее узнать об эксперименте, который вы проводили в 60–70-х годах в школах Грузии?
– Да, эксперимент проводили и я, и мои коллеги в течение очень длительного времени. Он затронул начальные, а затем и старшие классы, и основная его идея – развитие детей. Вначале мы применяли опыт Леонида Владимировича Занкова, который в России также проводил эксперимент. Затем расширили границы своей деятельности, опробовав методы Дмитрия Николаевича Узнадзе – величайшего психолога мира. Потом нашли свой путь, и постепенно из дидактики выросли до педагогики. В этих экспериментах мы получали изумительные результаты. Дети наши быстро развивались. Мы впервые в Советском Союзе начали принимать в школу шестилетних малышей. Второклассники у нас по уровню развитости соответствовали третьеклассникам. Поэтому начальную школу заканчивали за три года. Но мы не переводили их в пятый класс (только в исключительных случаях), потому что нам нужно было им еще помочь освоить языки – английский, русский, и мы посвящали время этому делу. В эксперименте были воплощены многие идеи, в том числе идея содержательных оценок (соотнесения хода или результата деятельности с намеченным эталоном. – Авт.), воспитания этики, развития нравственности, в том числе на основе игры в шахматы. И много-много других. Но была одна общая идея – развитие.

– Знаете ли вы сегодня кого-то из детей, что учились у вас в 60–70-х годах?
– Конечно, знаю. Некоторые из них работают сейчас в школах учителями, некоторые стали виднейшими учеными. Есть среди выпускников нашей экспериментальной школы очень выдающийся политик. Кто-то стал писателем, поэтом, кто-то газету издает, кто-то парламентарий, а кто-то просто прекрасный человек.

– Как на их жизни отразилось то, что они учились по особой системе?
– Мы не искали только успехов в учебе, это очень узко. Мы искали развитость в ребенке, умение мыслить, умение переживать, нравственные чувства, искали в нем преданность. Мы думали о том, что этим детям предстоит дружить, создавать семьи. А как дружбу или семью сохранить без преданности, без чувства любви? Мы все это воспитывали. Помню один класс. Пятеро парней из него уже по окончании школы женились на своих бывших одноклассницах. Ни одна из этих семей не распалась. Я говорю об одном классе, но таких случаев у нас много было. Мы воспитываем человека и даем знания, более широкие и глубокие, чем в других программах.

– Наверное, не любому человеку и не в любом состоянии удается эффективно использовать педагогические методики так, чтобы получить столь впечатляющий результат. В чем секрет?
– Этот секрет не мною и не моими коллегами открыт. Он открыт классиками педагогики, и мы заостряем внимание на этом. Секрет очень простой. Если есть прекрасная скрипка, от кого зависит исполнение прекрасной мелодии Моцарта? От того, кто возьмет эту скрипку в руки – человек, никогда не обучавшийся музыке, или такой мастер, как Спиваков. А в педагогике учитель решает все. Образованный, широко мыслящий, сердцем работающий учитель всегда найдет путь к ребенку.

– Но уровня Спивакова в музыке достигают не многие. Наверное, и педагогом может стать не каждый…
– Не каждый. Одни учителя будут ведущими, дирижерами, а другие – исполнителями в оркестре. Если в школе есть хотя бы несколько учителей, способных вести партию «первой скрипки», эта школа будет преуспевать. Если нет, то рано или поздно родители уведут детей из этой школы. Какая бы она ни была красивая внешне, они увидят, что здесь не те учителя. Они крикуны, они унижают детей…

– Рассказывая о своей системе, вы оперируете такими понятиями, как космичность, бесконечность. Но каждый ли может найти все это в своей собственной жизни?
– В моей жизни это имеет место, и в жизни многих моих коллег, которые приезжают на ежегодные педагогические чтения. А в жизни некоторых учителей этого нет. Люди разные…

– А не могли бы раскрыть некоторые понятия? Например, космичность ребенка, в чем она?
– Это философский вопрос. Я не могу здесь оперировать фактами. Вот, смотрите, как выражается космичность. Я не могу послать в космос некую ракету, которая доставит мне необходимые сведения. Я просто верю, что каждый из нас – не случайное произведение природы или вселенной, не случайное. Я верю, что в космосе господствует разум, а не безрассудство и хаос… хотя даже в хаосе есть разум, который переходит потом в космос. В это можно верить или не верить. Если верить, то ребенок для меня – уже другое существо, и я дам ему другой урок. Так как я верю, что ребенок не случайное существо, что он может быть ребенком света, тени, ребенком индиго... Верю в это, и приписываю ребенку лучшее, что может создать мое воображение, и стараюсь через мое воображение влиять на него. Если считать ребенка несуразным, глупым, малоразвитым, строить жалкую педагогику, жалеть его, то он проявит те способности, которые эта педагогика позволит проявить. Но если я этого ребенка, который и правда внешне вроде бы тугодум, буду принимать как космическую сущность, я создам такую мощную педагогику, что ученик обязательно превзойдет сам себя. Это от меня зависит, от моего взгляда. Как мы, люди, строим отношение друг к другу? Ведь мы иногда сильно ошибаемся. Надо иметь в своем воображении самый наилучший образ. Утверждающий богат, отрицающий беден. Это космическая фраза. А если наоборот – отрицающий богат, утверждающий беден, – это земная фраза.

– Я слышала, что вы активно участвуете в деятельности Центра Рерихов. Как-то это учение отразилось на вашей педагогической системе?
– Я не настолько активно участвую в деятельности Центра Рерихов. Это слишком широкая, масштабная деятельность. Но я интересуюсь учениями разных философов – Бердяева, Соловьева, которые открылись мне примерно 20 лет тому назад, когда стало возможно читать их труды. Я почитал и удивился. Потом почитал Рерихов, и еще больше удивился, потому что в эти учения полностью укладывается гуманная педагогика. Я много читаю и перечитываю Библию, Коран. И из этих книг я извлекаю для себя педагогику. Я создаю не религиозную педагогику, а светскую, но философский и религиозный аспекты мне помогают. Я за то, чтобы в школе были уроки духовной жизни и такой предмет, как «Основы мировых религий». Чтобы дети знали о культуре своего и других народов. Это для меня приемлемые вещи. Если в классе есть верующие, я с огромным уважением приму их, и неверующих – тоже приму с огромным уважением.

– Система гуманной педагогики предполагает, что учитель должен обладать огромным запасом терпения. Где его черпать?
– Терпение – величайший дар. Без него нам не только в педагогике, но и вообще в жизни невозможно. Нетерпеливый человек раздражается на каждом шагу, и от этого страдает, портит себе жизнь. Я должен терпеть вас, а вы – меня, принимать мой характер. Менять я вас не буду, я просто буду предлагать. И вы тоже не сможете меня разом изменить. А откуда я беру это терпение? У каждого из нас есть неисчерпаемый источник, нужно только уметь черпать из него. Научиться этому нужно, призвать свою волю, а воля – это бог в нас. Призовите его, чтобы он помог вам терпеть.

– Чего вы ждете от участников вашего семинара в Южно-Сахалинске?
– Что они научатся не мыслям, а мыслить. Главное, чтобы они мыслили гуманно, а практика со временем наладится.

НАША СПРАВКА
Шалва Александрович Амонашвили родился в 1931 году в г. Тбилиси (Грузия). Известный психолог, педагог, доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, руководитель Центра гуманной педагогики; автор книг, переведенных на многие языки: «Педагогическая симфония», «В школу с 6 лет» и других.
В 60–70-х годах прошлого века возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, в ходе которого было обосновано новое направление в педагогике, получившее известность как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Его система «Школа жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике.

Опубликовано: 23.09.2010 19:05 Автор: Евгения Шерешевская
версия для печати
 
Комментарий

Имя

Код на картинке

« назад

22 декабря 2011
Во имя тепла
22 декабря 2011
Сигнал тревоги
22 декабря 2011
Где раки зимуют?
22 декабря 2011
Киллеры для сосулек
22 декабря 2011
Вековой юбилей

Архив

дд мм гггг

Подписка на новости


подписаться
отписаться
Новости Новости в формате rss 2.0

13:33 Главную муниципальную елку открыли в Ногликах

11:57 Новогодний утренник для детей-инвалидов прошел в южно-сахалинском ДК «Родина»

11:16 Концепцию новой программы по поддержке молодежи утвердили в правительстве Сахалинской области

11:03 Три человека погибли на пожарах в Сахалинской области

09:51 Использование авиации в проливе Лаперуза будет зависеть от метеоусловий

Губернатор А. Хорошавин встретился с замминистра энергетики РФ С. Кудряшовым

А. Хорошавин обсудил с генеральным директором ОАО «Аэрофлота» В. Савельевым проблемы островной авиации

Поиски потерпевшего катастрофу судна «Ginga» в проливе Лаперуза ведут российские и японские спасатели

Коммунальные службы Южно-Сахалинска ликвидируют последствия циклона

Тела шести погибших с буровой «Кольская» доставили в сахалинский порт Корсаков

Циклон продолжает влиять на энергоснабжение ряда населенных пунктов Сахалина

На Сахалине для проезда открыты дороги только на Холмск и Корсаков

Аэропорт «Южно-Сахалинск» 24 декабря закрыт до 16:00

Водоснабжение в с. Дальнее планируют восстановить на следующей неделе

Безопасность тихоокеанских гидробионтов после аварии на Фукусима-1 подтвердили специалисты ТИНРО

В четырех населенных пунктах на Сахалине восстановлено электроснабжение

Все новости »
Прогноз погоды на завтра: (Южно-Сахалинск)
овен   весы
телец   скорпион
близнецы   стрелец
рак   козерог
лев   водолей
дева   рыбы
завтра, 27 декабря
 1973г. Принят в эксплуатацию тепличный комбинат. Ныне – совхоз «Тепличный».
Публикации

Сигнал тревоги
...И тогда на помощь приходят спасатели

Во имя тепла
Сахалинская коммунальная компания переживает реорганизацию.

Урок начинается с улыбки
Что такое федеральный государственный образовательный стандарт в действии.

Задачи – стратегические
22 декабря – День энергетика, профессиональный праздник для сотен специалистов «Роснефти», работающих в профильной структуре ...

Таблетки – провокаторы
К некоторым лекарствам водителям стоит относиться с осторожностью.

Где раки зимуют?
Этот детский вопрос многих ставит в тупик.

Киллеры для сосулек
Когда с сюрпризами погоды коммунальники справиться не в состоянии.

Как работает механическая коробка передач? Рассказывает Emarket.ua
Особенности использования механической коробки передач при разных условиях езды.

Вековой юбилей
18 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения сахалинского писателя Николая Ивановича Максимова.

В Вэйхай за романтикой
Визит в Поднебесную – лишь легкое прикосновение к этой загадочной стране.

Спецпроекты

В. Мозолевский: «Необходимо выработать контракты между бизнесом и муниципалитетами»
Генеральный директор НП «Сахалинское саморегулируемое объединение строителей» поделился мнением о работе «строительной» площадки» ...

Голосование за участников конкурса «Человек-2011»
Номинантами стали люди, продемонстрировавшие выдающиеся личные достижения и оказавшие заметное влияние на деловую, политическую, ...

Номинация «Успех-2011». «Родина» моя – милая, любимая…
Людмила Краснощёка – директор Южно-Сахалинского городского Дома культуры «Родина».

Номинация «Успех-2011». У Гидромета нет плохой погоды...
Виктор Лепехов – начальник Государственного учреждения «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей ...

Обустроить комфортный и дружелюбный город
Строители Сахалина, объединенные в саморегулируемые организации, настаивают на заключении социального контракта с мэром ...

Надзора нет или он бездействует
Вот как в наше время оценивает опыт саморегулирования генеральный директор НП СРО «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский.

Номинация «Успех-2011». Это просто везенье – по жизни с Чеховым идти…
Темур Мироманов – директор историко-литературного музея «А. П. Чехов и Сахалин». г. Александровск-Сахалинский.

Номинация «Успех-2011». Все, что в жизни есть у меня…
Инна Семкина – педагог дополнительного образования в детском клубе «Дружба» г. Южно-Сахалинска.

Вулкан Тятя
Вулкан считается одним из красивейших на планете. Он двухконусный (вулкан в вулкане) и абсолютно правильной формы.

Номинация «Человек десятилетия». Прогулка с маэстро в стиле «джаз-тайм»...
Владимир КИНДИНОВ – художественный руководитель группы «Джаз-тайм», заслуженный работник культуры Сахалинской области.

Законы
по номеру

№218 О распределении субсидий, предоставляемых в 2011 году муниципальным образованиям Сахалинской области на финансирование стажировки выпускников образо...

№220 О внесении изменений в постановление администрации Сахалинской области от 05.10.2009 № 394-па «О перечне сельских населенных пунктов Сахалинской облас...

№214 О внесении изменений в постановление администрации Сахалинской области от 03.07.2009 № 252-па «Об областной целевой программе «Патриотическое воспит...

№45-ЗО О внесении изменений в Закон Сахалинской области "О перечне объектов областной государственной собственности, не подлежащих отчуждению"

№47-ЗО О флаге Сахалинской области

№46-ЗО Об исполнении бюджета Сахалинского территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год


Объявления

 Разное/Ищу
Уважаемые мамы! Если Вы хотите отдать сына в возрасте 7 лет, ростом от 122 см на спортивные бальные танцы, мы Вас очень ждем. От нас красивая и хорошо танцующая партнерша и оплата индивидуальных занятий, от Вас желание танцевать и платить за общие занятия.
 Зоопарк/Куплю
Пропал бело-рыжий пес, среднего размера. Нос черный, одно ухо висит, глаза грустные, как у кота из Шрека. Любит ездить на общественном транспорте. Откликается на имя Чапа. Последний раз видели в Луговом.
 Зоопарк/Отдам
Пропал бело-рыжий пес, среднего размера. Нос черный, одно ухо висит, глаза грустные, как у кота из Шрека. Любит ездить на общественном транспорте. Откликается на имя Чапа. Последний раз видели в Луговом.
 Разное/Ищу
Пропал бело-рыжий пес, среднего размера. Нос черный, одно ухо висит, глаза грустные, как у кота из Шрека. Любит ездить на общественном транспорте. Откликается на имя Чапа. Последний раз видели в Луговом.
 Услуги/Предлагаю
ДИСПЕНСЕРЫ (БЕЗБУТЫЛЬНЫЕ) для офисов, кафе, ресторанов, салонов красоты, фитнес залов и квартир. Установка и доставка бесплатно. Дальнейшее сервисное обслуживание. Смотрите наш сайт или звоните 25-13-23.

География

Комментарии

 В Южно-Сахалинске пройдут международные соревнования по настольному теннису
Николай: Таких руководителей поискать надо! Геннадий очень хороший человек, любящий спорт и настольный ...
 Голосование за участников конкурса «Человек-2011»
Володя: Редакция сайта! Когда персчитаете голоса?
 Бюджет Фонда обязательного медстрахования в Сахалинской области на 2012 г. увеличен в два раза
петр: А вы могли бы выделить деньги для обеспечения Курильска грамотными мед.специалистами,а то люди ...
 Четырем населенным пунктам на Сахалине восстановлено электроснабжение
жанна: А вот в Курильске без циклонов почти каждый день отключают э/энергию,хотя до выборов обещали,что ...
 5 млн. руб. задолжало работникам ГУСП «Комсомолец», заведено уголовное дело
Не важно КТО!: Интересно, а почему до этого все работники молчали, а как пришёл Карпухин, то решили всё свалить на ...
Интересное из сети Nepom.Ru
При полном или частичном использовании, воспроизведении материалов обязательна интерактивная ссылка на сайт https://sakhvesti.ru
Хостинг предоставлен "С.Сетевая Связь"
© 2006-2011

Дизайн: www.snetkov.ru
1,01547408104