«Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».
Достаточно было прочесть даже одно это высказывание доктора психологических наук, профессора Шалвы Амонашвили, чтобы появилось желание больше узнать о его педагогической системе. Наша газета уже рассказала о семинаре, который известный педагог и психолог в течение пяти дней проводил в Южно-Сахалинске. А сегодня мы предлагаем вниманию читателей эксклюзивное интервью с ним.
– Шалва Александрович, нельзя ли подробнее узнать об эксперименте, который вы проводили в 60–70-х годах в школах Грузии?
– Да, эксперимент проводили и я, и мои коллеги в течение очень длительного времени. Он затронул начальные, а затем и старшие классы, и основная его идея – развитие детей. Вначале мы применяли опыт Леонида Владимировича Занкова, который в России также проводил эксперимент. Затем расширили границы своей деятельности, опробовав методы Дмитрия Николаевича Узнадзе – величайшего психолога мира. Потом нашли свой путь, и постепенно из дидактики выросли до педагогики. В этих экспериментах мы получали изумительные результаты. Дети наши быстро развивались. Мы впервые в Советском Союзе начали принимать в школу шестилетних малышей. Второклассники у нас по уровню развитости соответствовали третьеклассникам. Поэтому начальную школу заканчивали за три года. Но мы не переводили их в пятый класс (только в исключительных случаях), потому что нам нужно было им еще помочь освоить языки – английский, русский, и мы посвящали время этому делу. В эксперименте были воплощены многие идеи, в том числе идея содержательных оценок (соотнесения хода или результата деятельности с намеченным эталоном. – Авт.), воспитания этики, развития нравственности, в том числе на основе игры в шахматы. И много-много других. Но была одна общая идея – развитие.
– Знаете ли вы сегодня кого-то из детей, что учились у вас в 60–70-х годах?
– Конечно, знаю. Некоторые из них работают сейчас в школах учителями, некоторые стали виднейшими учеными. Есть среди выпускников нашей экспериментальной школы очень выдающийся политик. Кто-то стал писателем, поэтом, кто-то газету издает, кто-то парламентарий, а кто-то просто прекрасный человек.
– Как на их жизни отразилось то, что они учились по особой системе?
– Мы не искали только успехов в учебе, это очень узко. Мы искали развитость в ребенке, умение мыслить, умение переживать, нравственные чувства, искали в нем преданность. Мы думали о том, что этим детям предстоит дружить, создавать семьи. А как дружбу или семью сохранить без преданности, без чувства любви? Мы все это воспитывали. Помню один класс. Пятеро парней из него уже по окончании школы женились на своих бывших одноклассницах. Ни одна из этих семей не распалась. Я говорю об одном классе, но таких случаев у нас много было. Мы воспитываем человека и даем знания, более широкие и глубокие, чем в других программах.
– Наверное, не любому человеку и не в любом состоянии удается эффективно использовать педагогические методики так, чтобы получить столь впечатляющий результат. В чем секрет?
– Этот секрет не мною и не моими коллегами открыт. Он открыт классиками педагогики, и мы заостряем внимание на этом. Секрет очень простой. Если есть прекрасная скрипка, от кого зависит исполнение прекрасной мелодии Моцарта? От того, кто возьмет эту скрипку в руки – человек, никогда не обучавшийся музыке, или такой мастер, как Спиваков. А в педагогике учитель решает все. Образованный, широко мыслящий, сердцем работающий учитель всегда найдет путь к ребенку.
– Но уровня Спивакова в музыке достигают не многие. Наверное, и педагогом может стать не каждый…
– Не каждый. Одни учителя будут ведущими, дирижерами, а другие – исполнителями в оркестре. Если в школе есть хотя бы несколько учителей, способных вести партию «первой скрипки», эта школа будет преуспевать. Если нет, то рано или поздно родители уведут детей из этой школы. Какая бы она ни была красивая внешне, они увидят, что здесь не те учителя. Они крикуны, они унижают детей…
– Рассказывая о своей системе, вы оперируете такими понятиями, как космичность, бесконечность. Но каждый ли может найти все это в своей собственной жизни?
– В моей жизни это имеет место, и в жизни многих моих коллег, которые приезжают на ежегодные педагогические чтения. А в жизни некоторых учителей этого нет. Люди разные…
– А не могли бы раскрыть некоторые понятия? Например, космичность ребенка, в чем она?
– Это философский вопрос. Я не могу здесь оперировать фактами. Вот, смотрите, как выражается космичность. Я не могу послать в космос некую ракету, которая доставит мне необходимые сведения. Я просто верю, что каждый из нас – не случайное произведение природы или вселенной, не случайное. Я верю, что в космосе господствует разум, а не безрассудство и хаос… хотя даже в хаосе есть разум, который переходит потом в космос. В это можно верить или не верить. Если верить, то ребенок для меня – уже другое существо, и я дам ему другой урок. Так как я верю, что ребенок не случайное существо, что он может быть ребенком света, тени, ребенком индиго... Верю в это, и приписываю ребенку лучшее, что может создать мое воображение, и стараюсь через мое воображение влиять на него. Если считать ребенка несуразным, глупым, малоразвитым, строить жалкую педагогику, жалеть его, то он проявит те способности, которые эта педагогика позволит проявить. Но если я этого ребенка, который и правда внешне вроде бы тугодум, буду принимать как космическую сущность, я создам такую мощную педагогику, что ученик обязательно превзойдет сам себя. Это от меня зависит, от моего взгляда. Как мы, люди, строим отношение друг к другу? Ведь мы иногда сильно ошибаемся. Надо иметь в своем воображении самый наилучший образ. Утверждающий богат, отрицающий беден. Это космическая фраза. А если наоборот – отрицающий богат, утверждающий беден, – это земная фраза.
– Я слышала, что вы активно участвуете в деятельности Центра Рерихов. Как-то это учение отразилось на вашей педагогической системе?
– Я не настолько активно участвую в деятельности Центра Рерихов. Это слишком широкая, масштабная деятельность. Но я интересуюсь учениями разных философов – Бердяева, Соловьева, которые открылись мне примерно 20 лет тому назад, когда стало возможно читать их труды. Я почитал и удивился. Потом почитал Рерихов, и еще больше удивился, потому что в эти учения полностью укладывается гуманная педагогика. Я много читаю и перечитываю Библию, Коран. И из этих книг я извлекаю для себя педагогику. Я создаю не религиозную педагогику, а светскую, но философский и религиозный аспекты мне помогают. Я за то, чтобы в школе были уроки духовной жизни и такой предмет, как «Основы мировых религий». Чтобы дети знали о культуре своего и других народов. Это для меня приемлемые вещи. Если в классе есть верующие, я с огромным уважением приму их, и неверующих – тоже приму с огромным уважением.
– Система гуманной педагогики предполагает, что учитель должен обладать огромным запасом терпения. Где его черпать?
– Терпение – величайший дар. Без него нам не только в педагогике, но и вообще в жизни невозможно. Нетерпеливый человек раздражается на каждом шагу, и от этого страдает, портит себе жизнь. Я должен терпеть вас, а вы – меня, принимать мой характер. Менять я вас не буду, я просто буду предлагать. И вы тоже не сможете меня разом изменить. А откуда я беру это терпение? У каждого из нас есть неисчерпаемый источник, нужно только уметь черпать из него. Научиться этому нужно, призвать свою волю, а воля – это бог в нас. Призовите его, чтобы он помог вам терпеть.
– Чего вы ждете от участников вашего семинара в Южно-Сахалинске?
– Что они научатся не мыслям, а мыслить. Главное, чтобы они мыслили гуманно, а практика со временем наладится.
НАША СПРАВКА
Шалва Александрович Амонашвили родился в 1931 году в г. Тбилиси (Грузия). Известный психолог, педагог, доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, руководитель Центра гуманной педагогики; автор книг, переведенных на многие языки: «Педагогическая симфония», «В школу с 6 лет» и других.
В 60–70-х годах прошлого века возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, в ходе которого было обосновано новое направление в педагогике, получившее известность как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Его система «Школа жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике.
|