Последовательные изменения в законодательстве позволили передать часть дел о правонарушениях от судей к административным комиссиям. Это, отмечает руководитель агентства по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области Николай Бондаренко, большое продвижение вперед.
– Во-первых, снимается часть нагрузки с судов, а во-вторых (и это самое главное), административные комиссии делают защиту законных прав и интересов граждан более эффективной.
– Николай Васильевич, думаю, читателям стоит пояснить: каков статус административных комиссий у нас в области, какими нормативными правовыми актами регламентируется их работа?
– Областной Думой 29 марта 2004 года принят Закон № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области». Его принятию поспособствовала проблема борьбы с распространенными правонарушениями в сфере ЖКХ и общественного благоустройства, в сфере установленного порядка управления, общественного порядка, охраны семьи, материнства, детства и защиты прав граждан, а также с иными правонарушениями. За их совершение ответственность не предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) Российской Федерации.
Для реализации требований областного Закона № 490 облдумой был принят Закон «Об административных комиссиях Сахалинской области» № 500 от 30 апреля 2004 года. В соответствии с ним органы местного самоуправления МО наделены полномочиями формировать постоянно действующие коллегиальные органы – то есть административные комиссии для рассмотрения дел об административных правонарушениях.
– Как ваше агентство с ними взаимодействует?
– На нас, согласно статье 11 названного закона, возложен общий контроль за выполнением органами местного самоуправления государственных полномочий. Поэтому функции агентства значительно расширились. Наряду с организацией деятельности мировых судей на Сахалине и Курилах оно стало связующим звеном взаимодействия административных комиссий с федеральными службами – УМВД России, Управлением федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при региональном правительстве.
Мы ежемесячно анализируем материалы из административных комиссий на местах, жалобы на их работу и пр. Для повышения эффективности их деятельности сотрудники агентства разрабатывают методические рекомендации, готовят обзоры, аналитические письма и пр. Ежедневно мы оказываем консультативно-методическую помощь ответственным секретарям административных комиссий, в том числе с выездом на места.
Ежегодно проводятся областные семинары-совещания с председателями, ответственными секретарями административных комиссий муниципальных образований. И это далеко не полный перечень наших мероприятий.
По их итогам могу сказать: работа административных комиссий способствует стабильной положительной динамике пресечения административных правонарушений, предусмотренных Законом Сахалинской области № 490.
– Насколько эффективна деятельность административных комиссий в цифрах?
– С 2007 по 2011 год административными комиссиями МО рассмотрено 29758 правонарушений. Только в истекшем 2011 году к административной ответственности привлечено 6282 лица, из них 5131 физическое, 436 должностных и 83 юридических лица.
В выявлении и пресечении административных правонарушений на территориях муниципальных образований возросла роль сотрудников полиции, а также должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять административные протоколы. Должностными лицами администраций выявлено 1037 правонарушений, по которым были составлены административные протоколы и рассмотрены административными комиссиями.
Более широкое распространение получила практика проведения специализированных рейдов по выявлению и пресечению административных правонарушений. В 2011 году на территориях МО было проведено 296 рейдов, по их результатам выявлено 335 правонарушений.
Административные комиссии, хочется тоже отметить, стали более открыты для общества – их руководители активнее сотрудничают со средствами массовой информации, освещают результаты проведенных мероприятий, поднимают вопросы профилактики правонарушений.
В адрес должностных, юридических лиц административными комиссиями муниципальных образований внесено 118 представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, по результатам рассмотрения материалов вынесено 1018 предупреждений.
В целом по области все административные комиссии приобрели достаточно опыта в правоприменительной деятельности и способны успешно решать поставленные задачи.
– В каких муниципальных образованиях административные комиссии работают более плодотворно и от каких факторов это зависит?
– Особо хочется отметить работу комиссий Южно-Сахалинска, Корсакова, Анивы, Охи, Поронайска, Углегорска, Долинска, Холмска. Там используются все формы и методы профилактики правонарушений. За достигнутые положительные результаты работы в укреплении правопорядка ответственные секретари административных комиссий Поронайска, Охи, Корсакова, Анивы, Углегорска поощрены благодарностью губернатора Сахалинской области.
Исходя из анализа рассмотренных в 2011 году административными комиссиями протоколов следует, что подавляющее большинство правонарушений, предусмотренных Законом Сахалинской области «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», составляют следующие противоправные действия субъектов:
– нарушение покоя граждан и тишины в ночное время– 1717 правонарушений, ст. 32-1 закона;
– за торговлю и оказание бытовых услуг либо услуг общественного питания в неустановленных местах –1303 правонарушения, ст. 13;
– нарушение законодательства о предупреждении причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию – 1085 правонарушений, ст.4-1;
– нарушение правил благоустройства и санитарного содержания территорий населенных пунктов – 911 правонарушений, ст. 21;
– нарушение правил содержания транспортных средств – 546 правонарушений, ст. 19;
– нарушение правил содержания собак и кошек – 512 правонарушений, ст. 9.
Как свидетельствует практика, своевременно не пресеченные административные правонарушения влекут за собой уже другие противоправные действия, которые подпадают под признаки уголовной и гражданско-правовой ответственности. Это понуждает потерпевших граждан обращаться за защитой своих законных прав и интересов в суд.
– Как деятельность административных комиссий влияет на нагрузку мировых судей? Какова их роль по сокращению поступления дел в суды?
– Взаимосвязь деятельности комиссий и мировых судей в части рассмотрения дел об административных правонарушениях очевидна. Более того, протоколы о правонарушениях, предусмотренных Законом Сахалинской области № 490, составленные членами административных комиссий муниципальных образований, рассматриваются мировыми судьями.
Комплексный подход к организации деятельности административных комиссий дает положительные результаты в правовом воспитании граждан, профилактике правонарушений и преступлений в Сахалинской области.
Из анализа рассмотренных мировыми судьями уголовных и гражданских дел установлено, что в муниципальных образованиях Сахалинской области, где системно проводятся профилактические мероприятия, количество граждан, обращающихся за защитой в суд, снижается.
В целом проводимая работа административных комиссий муниципальных образований и мировых судей Сахалинской области позволила в 2011 году уменьшить количество обратившихся за судебной защитой граждан на 10039 человек.
Таким образом, областное законодательство об административных правонарушениях при его правильном применении способно оказать позитивное воздействие для решения многих вопросов местного значения, находящихся в ведении муниципальных образований.
|