Общественные советы становятся действенным механизмом консультаций и обратной связи власти с общественностью.
Стабилизация демографической ситуации на Сахалине и Курилах, закрепление коренного населения названы главой региона на прошедшем в понедельник заседании правительства области в числе главных целевых ориентиров на 2013 год и на среднесрочный период. Для этого необходимо сохранить социальную направленность областного бюджета. Ключевыми задачами в экономике названы улучшение инвестиционного климата, стимулирование деловой активности, а также дебюрократизация и повышение эффективности работы органов власти всех уровней. Все это возможно в условиях гражданского общества, когда налажена обратная связь власти и населения. При этом стоит учитывать такую особенность нашей экономики, о которой говорят специалисты: одни отрасли развиваются ускоренными темпами, другие – существенно запаздывают. Это порождает заметный разрыв в доходах и социальных статусах различных групп населения, формирует разнообразный, а иногда и полярно противоположный спектр социально-экономических ожиданий, предпочтений различных социальных групп населения. Кроме того, демократические институты общественного самоуправления в нашем государстве еще относительно молоды, отсюда – довольно низкий уровень корпоративной культуры, слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования – как в бизнес-сообществе, так и среди граждан.
Но общество способно учитывать ошибки и учиться на них. И общественная активность у нас в регионе с каждым годом возрастает. В частности, с 2012 года по новому принципу стала формироваться Общественная палата Сахалинской области. При губернаторе области не так давно образован ряд общественных советов. Такой механизм позволяет более эффективно привлекать экспертов и неравнодушную часть населения к выработке главных управленческих решений в наиболее значимых сферах жизни сахалинцев и курильчан.
О том, как будет построена работа советов и какие на них возлагаются надежды, – беседа корреспондента «Губернских ведомостей» с главой региона Александром Хорошавиным.
– Александр Вадимович, думаю, нам стоит начать разговор с того, какие изменения произошли в положениях об общественных советах и что они означают...
– Напомню, что подобные консультативные органы существовали при ведомствах и раньше. Но, учитывая наши региональные особенности, мною было принято решение – как организовать новые общественные консультативные и экспертные советы, так и повысить статус ряда уже существующих советов с ведомственного уровня до уровня советов при губернаторе: чтобы на этот уровень выносились самые животрепещущие проблемы. Тогда мы сможем вовлечь в управление регионом самые широкие слои населения. В этом я вижу основную задачу этих советов. Они позволят расширить конструктивный диалог с различными общественными силами, сократить дистанцию между государственными институтами и людьми. Тогда будет больше взаимопонимания, которое так важно при выработке правильных, то есть направленных на благо жителям нашей области, управленческих решений.
Считаю также важным, и об этом я заявил на заседании правительства, чтобы в 2013 году в состав советов были введены руководители и представители сахалинских СМИ с целью более полного информирования жителей области о текущей ситуации и принимаемых решениях.
Исходя из основной задачи, внесены изменения в положения о советах при губернаторе и их составы. Сформированы вновь или насыщены новым содержанием общественные советы по модернизации и развитию образования; по развитию культуры и искусства; по реализации молодежной политики; по экологии; по пограничной и миграционной политике; по межнациональным и межконфессиональным отношениям; научно-экспертный совет. Все это дает возможность более широкого привлечения общественности к участию в процессе подготовки и принятия управленческих решений. А конечный результат – еще более эффективное развитие региона.
Хочу особо отметить – общественные советы при губернаторе области не подменяют работу отраслевых и муниципальных общественных советов. Они рассматривают вопросы, входящие в компетенцию высшего должностного лица Сахалинской области, определяющие основные направления социально-экономического развития региона, имеющие высокий политический и социальный резонанс. Этот подход и лег в основу разработки основных направлений, принципов и приоритетов деятельности советов с учетом взаимовлияния экономического развития области и общественных отношений. В задачи советов входят подготовка и экспертиза материалов, разрабатываемых органами региональной власти, общественная оценка социально-экономического развития области, информирование через членов советов коллективов и общественности, направивших их в советы, а тем самым и слои общества, которые они представляют, о деятельности органов власти.
– Каков состав советов?
– В состав советов при губернаторе вошли депутаты Сахалинской областной Думы, руководители муниципальных образований, представители органов управления, деловых кругов, научных и некоммерческих организаций. Отличительной чертой является привлечение к сотрудничеству специалистов из научных центров Дальнего Востока, Москвы и других городов.
Например, в научно-экспер-тном совете при губернаторе (в него входят 33 человека) – представители академической и университетской науки островного региона, руководители ведущих научных школ, учреждений высшего профессионального образования и научных организаций. В совете действуют президиум, секции «Социальные процессы», «Региональная экономика и промышленное развитие», «Экология и биологические ресурсы» и «Недропользование», рабочие экспертные группы по вопросам, выносимым на заседания. Такая структура обеспечивает общественное участие ученых и экспертов в обеспечении региональной власти научно взвешенной информацией, экспертными заключениями и перспективными для области инициативами.
И результаты уже видны. В частности, экспертная рабочая группа научно-экспертного совета внимательно изучила отчетный материал технико-экономического обоснования на строительство в одном из четырех районов области Сахалинской ГРЭС-2, и затем было дано экспертное заключение на обоснованность выбранного варианта размещения площадки под ее строительство в районе с. Ильинского Томаринского района.
В целях поддержки региональной науки научно-экспертным советом рассматриваются различные вопросы организационного и содержательного характера, направленные на решение проблем молодежной науки, создание малых инновационных предприятий, использование научного потенциала Сахалинской области в целях развития международной научной конгрессной деятельности, въездного научного туризма.
Благодаря инициативе ученых в разработанную долгосрочную целевую программу «Молодежь Сахалина и Курил на 2012–2015 годы и на период до 2018 года» включены несколько важных для развития талантливой молодежи мероприятий, а грантовая поддержка молодых ученых серьезно увеличена за счет средств областного бюджета. Теперь начиная с 2013 года научная молодежь может получить по 300 тыс. рублей на каждый из пяти лучших научных проектов, поступивших на конкурс.
Активный диалог региональной власти и научной общественности отражается на проектных инициативах самих научных организаций и вузов области. Это создание на условиях государственно-частного партнерства в структуре Сахалинского государственного университета технического института. Открытие на Сахалине группой ведущих российских научно-исследовательских институтов первого в стране научного центра по изучению опасных явлений мирового океана. Новые, но уже замеченные российским и международным научным сообществом конгрессные мероприятия, привлекающие на Сахалин представителей передовых научных школ России, стран Европы, Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона.
В консолидированном бюджете области в этом году видна положительная динамика налоговых поступлений по такому виду экономической деятельности, как научные исследования и разработки.
Не могу не отметить самый молодой по составу совет – это совет при губернаторе области по реализации молодежной политики. Он объединил представителей различных молодежных некоммерческих организаций, средний возраст которых составляет 25 лет. Это и понятно – когда государство стремится решить вопросы, имеющие отношение к молодежи, целесообразно опираться именно на молодежь. Юноши и девушки прошли взыскательную процедуру отбора в рекомендовавших их организациях. Таких как «Бумеранг», «Союз корсаковской молодежи «46 параллель», Сахалинская региональная общественная организация «Братство Александра Невского», Сахалинское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Всероссийский студенческий союз», студенческие общественные организации Сахалинского государственного университета, Южно-Сахалинского института экономики, информатики и права, Сахалинского промышленно-экономического техникума и др.
Несмотря на молодость, у членов совета уже есть опыт руководства общественными проектами, работы в органах исполнительной власти или в качестве депутатов собраний муниципальных образований. Среди них те, кто уже имеет свой бизнес, и те, кто начинает научную, преподавательскую карьеру. Главное – у них есть авторитет в молодежной среде и большое желание быть полезными нашему обществу, участвовать в подготовке и реализации общественно значимых решений.
– Как бы вы определили стратегию, основную цель деятельности общественных советов?
– Обеспечить включенность общественности в процесс определения вектора развития области, принятия решений и их осуществления, улучшение информированности общественности о принимаемых мерах по проблемным вопросам и возможность конструктивно выразить свою озабоченность существующими недостатками. Все это позволяет повысить качество государственного управления, а в конечном итоге всемерно способствовать процессу формирования в области гражданского общества.
Я хочу, чтобы было понимание – общественные советы, особенно участвующие в разработке законодательства, планов деятельности государственных органов или формировании бюджета, становятся формой государственно-общественного управления, демократического лоббирования, одной из форм взаимодействия общества и власти. И ее заинтересованные граждане могут использовать, чтобы влиять на органы власти по интересующим их вопросам. Мое мнение – нам надо заняться подготовкой перечня вопросов, которые вообще не будут рассматриваться правительством Сахалинской области без предварительного обсуждения с общественностью. К примеру, при подготовке к недавно состоявшемуся Президиуму Государственного совета РФ, который рассматривал перспективные направления социально-экономического развития Дальнего Востока, по моему предложению эти вопросы обсуждались на научно-экспертном совете.
В работе органов власти мнение общественности должно учитываться максимально полно. Я в своей работе стал уделять больше времени встречам и консультациям с населением по широкому кругу вопросов. Это формирование программ капремонта объектов социальной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства МО, развития жилищного и дорожного строительства, развития жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства населенных пунктов и др. По итогам этих встреч даются конкретные поручения изучить предложения граждан, после чего следуют необходимые решения, ведется контроль над их исполнением, людей информируют о принятых мерах. Таким образом, создается устойчивая обратная связь, и она позволяет более полно учитывать мнение населения при выработке решений, определяющих социально-экономическое развитие области, как на текущий момент, так и на значительную перспективу.
Радует и то, что люди проявляли активность в формировании областного бюджета на 2013 год и три последующих года. Не случайно он получил по способу его формирования, активности обсуждения, количеству внесенных гражданами предложений и поправок поистине народное звучание и направленность.
– Общественные советы создаются также и при органах местного самоуправления, и при областных министерствах. На ваш взгляд, чем они могут дополнить работу общественных советов при губернаторе области?
– Действительно, недавно начал свою работу общественный совет при областном министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства. А по инициативе главы администрации муниципального образования «Холмский городской округ» Олега Назаренко и председателя Общественной палаты Сахалинской области Елены Степанской на заседании Сахалинского гражданского форума, проходившего в г. Холмске, обсуждался вопрос о необходимости создания, порядке формирования и направлениях работы общественного консультативного совета при главе администрации муниципального образования. Инициатива нашла широкую поддержку участников форума. С учетом замечаний и предложений, поступивших в ходе общественного обсуждения, было подготовлено и утверждено положение о совете, начинается процесс его формирования. Любая некоммерческая организация, действующая на территории муниципального образования и зарегистрированная в территориальном органе Министерства юстиции РФ, будет иметь возможность подать заявление о включении в совет своего представителя, предусмотрена возможность и самовыдвижения граждан. Свои предложения совет будет предоставлять мэру напрямую, и, таким образом, обратная связь с коллективами пойдет через людей, выдвинутых в совет. Это закладывает условия для повышения взаимодействия между органами местного самоуправления и гражданами при планировании и реализации мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие муниципального образования «Холмский городской округ».
Конечно, основным показателем эффективности проводимых консультаций в общественных советах является использование органами власти предложений и рекомендаций, полученных в результате таких обсуждений. Особенно важным условием является здесь искренность интереса муниципальных, региональных должностных лиц учитывать мнение общественности, не превращать советы в формальные структуры, существующие для галочки. В противном случае это может уничтожить эффективность деятельности общественных советов, поставить под сомнение организацию успешного взаимодействия органов государственной власти с людьми, способность отдельных руководителей эффективно управлять процессами в новой обстановке. В конечном итоге – подорвать доверие людей к мерам, принимаемым руководством области.
С другой стороны, есть еще одно немаловажное обстоятельство этой деятельности. Работа в общественном совете ведется на добровольной основе. Только те, кто имеет искренний интерес личного участия в решении общественно значимых вопросов и верит в возможность влиять на принимаемые органами власти решения путем своего участия в общественных советах, могут сделать их работу успешной.
Подытожив, могу сказать: общественные советы – это механизм, который позволяет власти и общественности слышать друг друга и находить приемлемые как для власти, так и для общественности решения. Они дают возможность общественности оказывать влияние на политику властей в период между выборами, а избираемым лицам или органам власти быть всегда в хорошей форме, понимать настроения избирателей и использовать ожидания и идеи общественности в своей деятельности. В этом проявляется все большая активность гражданского общества и позитивный настрой органов власти всех уровней к эффективному взаимодействию.
В определенном смысле создание общественных советов при государственных и муниципальных органах власти – это социальная инновация, направленная на реализацию основной задачи руководства страны и области: сделать наше государство более демократичным, более эффективным и динамичным.
|