Каждое лето сахалинцы видят привычную картину, которая наверняка поразит жителей центральных районов страны. Возвращающиеся от выставленных в море неводов моторки тянут за собою одну, а то и пару деревянных лодок, чьи борта едва видны из-под воды. При этом никто из рыбаков не спешит надеть надувные жилеты, а встречающие на берегу и не думают бросать к затопленным плавсредствам спасательные круги.
Дело в том, что прозванные щелевиками деревянные лодки специально сконструированы так, чтобы вода свободно проникала в них через многочисленные щели. Благодаря этому лососевые, по сути дела, плывут внутри такой лодки к берегу, не покидая родной стихии, а многотонный вес улова не давит внутри свежевыловленную рыбу.
Однако нынешним летом без привычных щелевиков, по словам представителя Союза рыболовецких колхозов и предприятий области Александра Макарова, могут остаться многие участники лососевой путины-2013. Опасения эти прозвучали на расширенном заседании в СахНИРО, которое провел в ходе своей недавней командировки на наш остров заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов.
Заметим, кстати, что вопросы по освидетельствованию, классификации и регистрации маломерных судов – а к ним как раз и относятся упомянутые щелевики – возникли у наших рыбаков еще в прошлом году. Именно тогда, в связи с изменениями в федеральном законодательстве, решение всех этих вопросов передали из ГИМС в совершенно другое ведомство – Минтранс РФ. И сразу же появились проблемы.
Например, капитаны портов получили из этого министерства приказ № 62, в котором регламентировались правила дипломирования экипажей морских судов. Однако экипажи маломерок, то есть плавсредств длиной менее 20 метров, в нем не значились. А это, по сути, поставило судоводителей и механиков маломерок перед необходимостью иметь дипломы международного образца, хотя во время своей работы в море они вообще не покидают российских вод.
И самое огорчительное – Минтранс РФ вот уже полгода готовит соответствующие поправки в приказ именно по маломеркам, но конца сугубо бюрократической процедуре пока не видно.
Не менее нелепыми выглядят и ограничения на длину маломерок. Получается, что если лодки наших рыбаков хотя бы на несколько сантиметров длиннее установленного стандарта, то у них придется отпиливать либо нос, либо корму – лишь бы соответствовать правилам, которые установило министерство, никогда не имевшее отношения именно к рыболовецкому флоту и незнакомое со спецификой, например, прибрежного промысла.
Между тем и этой проблемы можно было бы избежать, добейся отечественные чиновники еще 10 лет назад присоединения нашей страны к так называемой Торремолиносской конвенции по безопасности мореплавания для рыболовных судов. Согласно принятым в ней международным стандартам, для судов длиной менее 24 метров установлены упрощенные правила классификации, освидетельствования и регистрации.
Справедливо поднял представитель островных рыбаков-колхозников и вопрос об определении водоизмещения упомянутых щелевиков. Ведь этот показатель рассчитывают по количеству воды, вытесненной подводной частью судна. Но у нашего щелевика конструкция такова, что вода свободно плещется как внутри, так и снаружи этого транспортного средства для лососей!
Кстати, на подобные министерские ляпы не перестают указывать рыбаки из всех приморских регионов, однако ситуация так и не изменилась. В итоге спустя почти год после введенных новаций из 1700 маломерных судов в нашей области только 191 было предъявлено регистру, 39 – получили акты освидетельствования и лишь 8 – зарегистрировали в портах.
– Нас этот вопрос волнует не меньше, чем вас, – ответил сахалинцам заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов. – Год прошел бездарно, то есть так и не проработано многое…
Совет от руководства отрасли островные промысловики получили один: оформлять свои претензии и предложения, а затем отправлять их как в Росрыболовство, так и в Минтранс РФ. Слова, как известно, к делу не пришьешь, а вот коллективные обращения из приморских регионов могут наконец-то побудить чиновников подготовить необходимые нормативные акты.
И тянуть с этим не стоит. Хотя побережье Дальнего Востока еще сковывает лед и до выхода щелевиков в море пройдет не один месяц, бюрократическая улита движется настолько медленно, что появившиеся опасения за возможный срыв лососевой путины – вполне оправданны.
ОХ УЖ ЭТА ГОРБУША...
Другой и не менее важной темой встречи сахалинцев с руководством отрасли стали прогноз на «красную» путину-2013 и то, как планируется регулировать промысел лосевых.
Наверное, нет смысла повторять доклад директора СахНИРО Александра Буслова, поскольку о расчетах специалистов на нынешнюю страду мы рассказывали уже не единожды. Напомним лишь, что островные ученые планируют вылов примерно 83 тыс. тонн горбуши. При этом они выступают за выставление всего трех неводов на Кунашире, за сокращение вылова на Итурупе и за полное закрытие промысла в заливе Анива.
Ожидаемые ограничения, естественно, не обрадовали рыбаков, поскольку, например, отказ от вылова горбуши в заливе Анива грозит безработицей промысловикам и рыбообработчикам десятков рыбопромышленных предприятий сразу двух муниципальных образований области.
В этой связи на минувшей встрече рыбацкая общественность настаивала на смягчении мер регулирования. Так, представитель Анивской ассоциации рыбопромышленников Петр Стеценко высказался за то, чтобы промысел в заливе был все же открыт, а ограничения вводились по мере развития путины и получения реальной картины с подходами лососевых на нерест.
Прозвучали и предложения дать разрешения на постановку укороченных орудий лова, на выставление неводов-«индикаторов», улов из которых помогал ученым бы точнее оценивать ситуацию, и другие.
Стоит отметить: позиция островных рыбопромышленников вполне оправданна. Свидетельством тому – прошедшая в нынешнем месяце в Петропавловске-Камчатском сессия рыбохозяйственных институтов всего региона. На этом представительном научном форуме тоже обсуждали виды на «красную» путину-2013, и вот там-то возникли серьезные расхождения в прогнозах.
Различие в объемах возможных уловов лососевых у специалистов СахНИРО и ТИНРО-центра составляет ни много ни мало 100 тыс. тонн! Причем речь идет как раз о горбуше, которая, попав в Охотское море, способна повернуть в совершенно непредсказуемом направлении.
– Возникла, если хотите, непростая развилка, – поделился своим мнением с корреспондентом «Губернских ведомостей» заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов. – Но в мае – начале июня, после проведения морских исследований, картина прояснится, а затем мы уточним ее с началом путины. Вообще нынешние разночтения показывают, что к исследованиям лососевых нужно подходить более основательно, увеличивать и объем их финансирования, и количество самих работ…
РУБЛИ С ПЛАВНИКАМИ
В числе других в СахНИРО обсудили и вопросы целесообразности и возможности финансирования в рамках государственно-частного партнерства лососевых рыбоводных заводов области.
Сегодня содержание одного такого предприятия, по свидетельству представителей Ассоциации лососевых рыбоводных заводов области, обходится ежегодно в 18,7 млн. рублей, а выращивание каждого малька лососевых в среднем – в 1,3 рубля.
При этом ситуация с финансированием этой отрасли выглядит непросто: государственные ЛРЗ получают средства из бюджета, а частные рыбоводные заводы содержатся их владельцами. Но ведь среди последних далеко не все имеют возможность погасить затраты, понесенные на выращивании кеты и горбуши, за счет последующего вылова вернувшейся на нерест рыбы.
Поэтому у части рыбаков-прибрежников возникла идея поддержать такие заводы с помощью компенсационных выплат. Так, кстати, и делают рыбаки соседнего с нами острова Хоккайдо, выделяя специальную финансовую помощь своим рыбоводам. Так вот для того, чтобы оценить объем возможной компенсации для участников минувшего обсуждения, и была подготовлена оценка затрат на искусственное воспроизводство лососевых.
В ходе целой серии встреч на Сахалине В. Соколов также получил возможность оценить и весь спектр мнений о привлечении рыбопромышленных предприятий области и общественных инспекторов к охране нерестилищ, об использовании субсидий на возмещение части инвестиций, направляемых на строительство и модернизацию береговой рыбопереработки и промысловых судов, по ряду других проблем. Будем надеяться, что предложения сахалинцев будут учтены при выработке в штабе отрасли нужных нашим рыбакам решений.