Неделю назад в России впервые отметили День местного самоуправления. Указ об учреждении такого праздника летом прошлого года подписал президент Владимир Путин. Дата 21 апреля выбрана не случайно: именно в этот день Екатерина II в 1785 году заверила Жалованную грамоту городам, что положило начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.
О том, как организовано управление на местах в Сахалинской области и что изменится после предстоящей муниципальной выборной кампании, нашей газете рассказал директор департамента внутренней политики аппарата губернатора и правительства региона Олег Стрекалов.
– Олег Иванович, какие тенденции в развитии островной системы местного самоуправления прослеживаются в последние годы?
– Давайте вспомним, что же означает сам этот термин – местное самоуправление. В нашей стране принципы его организации определены Конституцией России, федеральным законом 131-ФЗ.
Согласно последнему, местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Говоря проще, местное самоуправление – это в первую очередь власть населения, в том числе делегированная посредством выборов должностным лицам муниципальных образований.
В Сахалинской области значительное внимание уделяется повышению эффективности управления территориями. И здесь невооруженным глазом заметна тенденция к оптимизации количества муниципальных образований, их статуса. О чем я говорю? Сегодня в Сахалинской области насчитывается 21 муниципалитет, совсем недавно их было 25.
В 2009 году жители Невельского муниципального района проголосовали за преобразование района в городской округ. Что это дало? Раньше в самом районе и в каждом из трех поселений, входивших в его состав, были свой мэр, администрация и представительный орган. Такая сложная система значительно затрудняла принятие и реализацию управленческих решений. Жителям зачастую было сложно понять, в какую инстанцию обращаться по тому или иному вопросу. Прошедшие четыре года подтвердили своевременность преобразования.
Мы убеждены, что состоявшееся в 2012 году объединение городских округов «Вахрушев» и «Поронайский» придаст дополнительный импульс социально-экономическому развитию территории.
– Скажется ли эта тенденция к укрупнению на Углегорском районе? Ведь он сегодня – единственный, в состав которого входят самостоятельные поселения…
– В правительстве Сахалинской области пристально следят за ситуацией в Углегорском районе. И, честно говоря, не все нас устраивает. Точки зрения на развитие муниципалитетов у районных и поселенческих органов власти не совпадают.
К нам поступают многочисленные сигналы от жителей о накапливающихся проблемах. Мы отмечаем, что у органов местного самоуправления не всегда есть воля к принятию, может, не самых популярных, но объективно необходимых управленческих решений.
Безусловно, ситуация требует изменений. Но решение в любом случае будут принимать жители муниципального образования! Оно не должно быть «спущено» сверху, ведь здесь нужно исходить из специфических условий самой территории.
Со своей стороны мы готовы поддерживать все разумные начинания.
– Вы говорите, что подобные решения принимает население. Действительно, чтобы самоуправление оставалось народным, у жителей должна быть возможность повлиять на своих избранников. Как она реализуется сегодня?
– Несомненно, такие возможности у населения Сахалинской области есть. Так, если органы местного самоуправления длительное время не принимают решения по вопросу, поднимаемому гражданином, то у него существует возможность обратиться к губернатору, в правительство Сахалинской области, к депутатам областной Думы. Обращение будет взято на контроль и без ответа не останется.
Решения могут быть разными, вплоть до отставки главы муниципального образования либо главы местной администрации. Губернатор области Александр Вадимович Хорошавин трижды использовал эту чрезвычайную меру – в городском округе «Вахрушев», Северо-Курильском городском округе и в Шахтерском городском поселении. Глава региона принимает решение об отставке в случае, если судом подтверждено неисполнение федерального законодательства, которое влечет за собой нарушение прав, интересов населения.
– Нынешний год – необычный для муниципальных образований области, ведь многим из них предстоят выборные кампании. Какие изменения в законодательстве ожидают кандидатов и избирателей?
– Действительно, осенью этого года в 14 муниципалитетах будут избирать депутатов собраний, в семи – мэров. Уже завершился процесс внесения необходимых поправок в уставы этих муниципальных образований.
Федеральное законодательство предусматривает несколько вариантов формирования органов местного самоуправления. Глава муниципального образования может избираться на муниципальных выборах и возглавлять местную администрацию. Другой вариант – избранный на муниципальных выборах глава возглавляет представительный орган, а глава местной администрации – «сити-менеджер» – назначается собранием по контракту. Существует и третий вариант, когда представительный орган из своего состава избирает главу муниципального образования и по контракту назначает главу местной администрации.
На территории Сахалинской области изначально были реализованы все эти варианты. Но жизнь показывает, что наиболее успешно развиваются муниципальные образования, где исполнительно-распорядительная власть сосредоточена в одних руках.
Поэтому в последнее время подавляющее большинство муниципалитетов нашей области стало использовать именно первый вариант руководства. Уже в начале 2013 года соответствующие изменения были внесены в уставы Анивского, Холмского и Южно-Курильского городских округов. Поэтому осенью на всенародных выборах здесь будут избирать глав муниципальных образований, возглавляющих местные администрации. Вот вам и еще одна тенденция!
– Предусмотрены какие-то новшества в порядке формирования представительных органов?
– Вы знаете, что выборы депутатов представительных органов в муниципальных образованиях области будут проходить по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе. Одно из новшеств – не менее 10 депутатов cобраний городских округов и муниципального района должны избираться по единым избирательным округам. Иначе говоря, по партийным спискам.
Усиление роли партий в формировании депутатского корпуса позволяет повысить эффективность деятельности представительных органов. Все сколько-нибудь значимые вопросы будут проходить через предварительное обсуждения на фракциях. А уже при принятии окончательных решений включается такой мобилизующий фактор, как партийная дисциплина.
Еще один характерный момент – увеличение количества одномандатных избирательных округов за счет сокращения количества многомандатных.
Из 14 муниципалитетов, где в сентябре этого года состоятся выборы депутатов, в 7 голосование будет проходить по одномандатным мажоритарным округам.
В чем смысл? В том, что от территории будет избрана не обезличенная группа, а конкретный депутат, который и является выразителем интересов и чаяний избирателей. Здесь уже невозможно спрятаться за спинами других депутатов, ведь у каждого – свой округ. Поэтому возрастает и чувство ответственности.
Практика последних лет показала, что четыре года недостаточно для реализации имеющегося потенциала и исполнения перспективных планов, заявленных в ходе избирательных кампаний. С учетом этого в сентябре в подавляющем большинстве муниципалитетов – в 11 из 14 – cобрания будут сформированы сроком на пять лет. Всем семи избранным главам муниципальных образований предстоит провести на этом посту пять лет.
В начале года в Сахалинской области, как и по всей стране, прошла очень ответственная кампания по формированию участковых избирательных комиссий (УИК). Они впервые были образованы сроком на пять лет. Своих кандидатов выдвинули семь политических партий. Больше всего предложений поступило от «Единой России», чуть меньше – от КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России». Также кандидатов в члены УИК выдвинули партии «Патриоты России», «Яблоко», «Правое дело». Всего сформировано более 300 комиссий, в состав которых вошли почти 2800 членов.
Итак, сформированы участковые комиссии, переработаны или полностью заменены уставы муниципальных образований, завершается создание избирательных округов. По инициативе облизбиркома внесены изменения в региональное законодательство о муниципальных выборах. Теперь у депутатов собраний есть все основания в июне назначить проведение муниципальных выборов. В этом году единым днем голосования является 8 сентября.
– В прошлом году в области ведь тоже состоялась не одна муниципальная выборная кампания…
– Да, вместе с выборами президента РФ и депутатов областной Думы прошли шесть муниципальных избирательных кампаний. Глав муниципальных образований выбирали жители Корсаковского, Долинского, Северо-Курильского, Макаровского, Поронайского городских округов и Бошняковского сельского поселения.
– И часто ли наши жители вновь доверяли защищать свои интересы тем же людям?
– В трех муниципальных образованиях главы были переизбраны, в трех – избраны новые, но уже зарекомендовавшие себя по работе в органах исполнительной власти.
Например, Виталий Данилов до избрания главой городского округа «Долинский» занимал должность первого вице-мэра в этом же муниципалитете.
А в Макарове мэром стал Андрей Красковский, который до этого длительное время трудился первым вице-мэром в Александровске-Сахалинском. Затем исполнял обязанности главы администрации Макаровского городского округа. И Виталий Валерьевич и Андрей Викторович своими делами смогли завоевать доверие избирателей и со значительным отрывом победили на муниципальных выборах. В Поронайском городском округе безоговорочную победу одержал бывший «сити-менеджер» Александр Радомский.
Все это говорит о том, что случайных людей мэрами не избирают. И жители прекрасно разбираются, кто заслуживает доверия, а кто, к сожалению, нет.
– Что сегодня может помешать развитию системы местного самоуправления в островном регионе?
– Самой острой проблемой остается недостаток высокопрофессиональных кадров – общая боль практически всех регионов страны.
Органы местного самоуправления по мере возможности направляют муниципальных служащих на курсы повышения квалификации. Областные органы исполнительной власти по своей линии проводят для муниципалов обучающие мероприятия. Чтобы кардинально улучшить ситуацию, требуется принятие целевых программ, в том числе – на федеральном уровне.
– И все-таки, возвращаясь к дате 21 апреля: День местного самоуправления – это праздник мэров и депутатов или населения?
– Это праздник населения, которое делегировало часть полномочий своим избранникам, доверило им право решать вопросы местного значения, защищать законные интересы жителей конкретных муниципальных образований. Органы местного самоуправления находятся ближе всего к населению, лучше всего знают его чаяния и проблемы.
Люди, работающие в администрациях и cобраниях, можно сказать, всегда на передовой. И у нас, на Сахалине и Курилах, они в большинстве своем достойно справляются с возложенными на них обязанностями. Хотелось бы пожелать коллегам дальнейших успехов в их нелегкой работе!
|