Нынешний Год молодежи позволил более пристально приглядеться к нашим молодым современникам. Из них – деятельных и активных – можно составить коллективный портрет молодежи нашего времени. Одержимые идеями, стремящиеся ко всему прогрессивному, они открывают не только новые перспективы, но и новые миры. А учитель истории Ирина Захарова открывает своим ученикам еще и целые эпохи.
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ НОМИНАНТА
Ирина Захарова – коренная южносахалинка. Получив аттестат, поступила в СахГУ в Институт истории, социологии и права. При этом знала, что будет историком, только не педагогом. Ее манили дальние страны, увлекали археологические экспедиции, в которые ходила во время студенческих каникул. Интерес к работе учителя появился позже и совсем неожиданно. Но сейчас Ирина благодарит судьбу, что все сложилось именно так. В этом году она отмечает свой первый педагогический юбилей – 10 лет работы в единственной и бесконечно любимой школе № 22 областного центра.
Так получилось, что к этой дате пришла с триумфом – стала победителем городского конкурса «Учитель года-2009» в Южно-Сахалинске и лауреатом аналогичного областного конкурса. Ее жизненное кредо – не стоять на месте. Со свойственной ей энергией она продолжает достигать в профессии новых высот, учиться и учить других.
- КСТАТИ
Как человек увлеченный, Ирина Захарова, помимо городского и областного конкурсов «Учитель года-2009», с не меньшим интересом участвовала в дистанционных конкурсах по Интернету. Отсылала разработки уроков, классных мероприятий. В исторической олимпиаде «Эйдас» несколько раз побеждала не только она, но и ее ученики.
ОТ РЯДОВОГО ВРАЧА… ДО ГЕНЕРАЛА
– Ирина Алексеевна, прежде чем вы решили стать учителем, какие еще профессии примеряли на себя?
– Год от года мечты о будущем у меня менялись. В детстве увидела какой-то фильм по телевизору, и очень захотелось стать врачом. Играя с куклами, слушала их, строго следила за здоровьем игрушечных питомцев и всех родных. Даже на Новый год в детском саду все девочки подготовили костюмы снежинок, а я упросила маму сшить мне наряд медика. В нем и пришла на утренник. Когда брат вернулся из армии, твердо решила – буду человеком военным и непременно стану генералом. Частенько надевала форму брата, училась маршировать, перед зеркалом репетировала команды. Потом мечтала быть путешественником, археологом... В итоге стала учителем. И ничуть не жалею, ведь в своей профессии смогла совместить все, о чем мечтала. Теперь на уроках истории, рассказывая ученикам о разных странах и эпохах, чувствую себя путешественником. Иногда, как врач, лечу пораненные ребячьи души. Умею по-военному четко и ясно формулировать тему и задание, мобилизовать учеников на преодоление трудностей в учебном процессе. А находки, сделанные мной в студенческих археологических экспедициях, до сих пор служат наглядными пособиями на уроках.
– Что все-таки повлияло на ваш выбор прийти работать в школу?
– Как ни странно – книги. Мы окончили 9-й класс, хотелось отдохнуть на воздухе, на природе. Но лето выдалось очень дождливым. Поэтому я нашла себе занятие – села и прочла все книги в нашей огромной домашней библиотеке. Читала все подряд – художественную, историческую литературу, фантастику, книги по педагогике (имея в семье троих детей, мама всерьез увлекалась такими изданиями). В результате «литературного» штурма у меня в корне поменялось мировоззрение. Если до 9-го класса я училась, как и большинство одноклассников, на среднем уровне, без особых взлетов и падений, то в 10–11-м классах сама удивлялась своим успехам. Учеба и прочные знания стали моими приоритетами. Мне очень хотелось поступить в университет. Зная, что в первую очередь там готовят педагогов, все-таки лелеяла мечту стать историком, заниматься наукой в археологической лаборатории. Первые два курса упорно шла к этому. Ездила с группой известного сахалинского ученого Валерия Александровича Голубева на археологические раскопки в район села Охотского. Там есть стоянка времен неалита. В древних поселениях мы находили осколки посуды, бытовую утварь. Сейчас как выложу на уроках перед ребятами наши находки – столько восторга у них и неподдельного интереса! У меня тогда в походах тоже глаза горели – хотелось сделать какое-нибудь невероятное открытие. И я его сделала. Я открыла для себя…школу. Произошло это, когда на третьем курсе у нас началась учебная практика. Меня направили в среднюю школу №1 Южно-Сахалинска. Сначала мы присутствовали на уроках опытных учителей, и вот замечательный педагог Ольга Григорьевна Липатова помогла мне понять, что учитель истории – это синтез многих профессий и увлечений. На уроках ты и путешественник, и рассказчик, и актриса, да кто угодно… Меня это поразило больше всего. Интерес к профессии формировался уже в процессе работы.
– Насколько я поняла, выбор был в точку. А как вы попали в школу № 22?
– Учась в университете, каждое лето умудрялась совмещать археологические экспедиции с работой в детском лагере отдыха «Восток». Лагерь мне и работу нашел. Педагоги, которые тогда находились там, практически все были из школы № 22. После распределения меня взяли сюда. Я знала многих учителей, и меня знали, поэтому влиться в сложившийся педагогический коллектив не составляло труда. С детьми мне нравилось работать. С ними всегда могу найти общий язык. А вот со взрослыми – не со всеми.
ЗНАНИЯ НЕ НА ТАРЕЛОЧКЕ
– Помните свой первый урок?
– Безусловно. Но еще больше запомнилась мне подготовка к этому первому уроку. Накануне вечером я переписала к себе в тетрадь чуть ли не весь учебник истории. Так много хотелось рассказать своим ученикам-девятиклассникам. У меня было одно желание – поразить их, выплеснуть все свои знания. А потом вдруг…разрыдалась. Поняла – все это бред, да и как справиться с таким объемом, чтобы уложиться в 40 минут урока? Мама спрашивает: «Что случилось?» А я не знаю, что делать. Потом взяла себя в руки и сделала так, как надо, вспомнив, чему нас учили в вузе. А истина-то проста. Чтобы чему-то научить детей, надо до минимума свести свою речь. Это ученики на уроке должны работать по максимуму. Моя задача – направлять ход их мыслей. Дальнейшая педагогическая практика подтвердила правильность такого подхода к обучению. Кстати, в этом плане мне нравится китайская пословица: «Расскажи мне – я забуду. Покажи мне – я запомню. Дай мне действовать – я научусь». И действительно, если я что-то рассказываю детям, то они вскоре это забудут. Если на уроке включаю интерактивную доску, показывая необходимое, и учащиеся материал воспринимают зрительно, то они это запомнят. А когда ребята сами выходят к интерактивной доске, берут ручку и начинают самостоятельно что-то искать и двигать на карте, можно быть уверенной – информацию, полученную таким образом, дети не забудут никогда. К тому же новая форма тетрадей по предметам, в том числе и по истории, во многом помогает на уроках. Школьникам нужно по разным источникам искать ответы на вопросы. При этом у них есть возможность выходить в Интернет, добывать любую необходимую фактуру. А раз он добывает, то просто вынужден ее запомнить.
– Вы учите ребят. А они учат чему-нибудь учителя?
– Такие ситуации бывают часто. Я уже 10 лет работаю в школе. И, когда только пришла сюда, дети были совсем другими, в большинстве – пассивными и инфантильными. Раскачать их на внешкольное мероприятие было практически невозможно. Сейчас, на мой взгляд, растет новое поколение. Нынешние школьники сильно изменились. Им все время что-то надо, они горят желанием участвовать во всем. Учителю спокойно жить не дают. Заставляют что-то искать, ходить, смотреть… Говоря высоким слогом, у них (во всяком случае у 80 проц. учащихся) высокая гражданская позиция. А научили меня ученики по-другому к жизни относиться. Все время двигаться. Отрадно видеть у них жажду знаний. Даже в 5-м классе ребята уже хорошо понимают ценность образования. Если раньше родители внушали детям – тебе учиться надо, чтобы выбиться в люди, то сейчас каждый это знает. И ничего, что у многих учеба носит меркантильный интерес – мне это надо, потому что от образования зависит мое материальное благополучие.
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
– Вы заговорили о гражданской позиции. А я вспомнила шутку: патриот – это тот, кто любит ругать свою страну и очень не любит тех, кто ее ругает… В одном из телевизионных выпусков на областном ТВ вы давали свое определение патриотизма. Какое?
– По-моему, патриот – это тот, кто не говорит о любви к Родине, а что-то делает для нее.
– Как вы считаете, история действительно учит тому, что …ничему не учит?
– Она учит тех, кто готов учиться. Конечно, сама по себе история не научит жить и предотвращать ошибки. И все-таки, думаю, из прошлого можно и нужно извлекать уроки. Но это сделает только тот, кто захочет их учесть. А вообще правильно говорят – без прошлого нет будущего.
– Некоторые страницы истории, в том числе и отечественной, часто подвергаются сомнительному анализу, ревизии. Как же тогда сегодня преподавать историю в школе?
– Да, в этом плане возникают трудности. Фактически XX век по учебникам изучать невозможно. То, что в них дается, часто во многом расходится с тем, что принято в обществе. Есть некий уклон на то, что сейчас мы живем правильно, а раньше – нет. Точно так же в советской стране говорили о предыдущем строе. Но есть страна, есть история великой России. И разве можно ее переиначивать? Как можно разрывать корневище истории одного государства? Особенно больно и неприятно, когда подвергаются пересмотру годы Великой Отечественной войны. Некоторые «ревизоры» договорились уже до того, что… СССР, а не гитлеровская Германия начал войну. Кстати, Министерство образования РФ даже однажды запретило такой сомнительного свойства учебник истории. Его автор – Кредер. Уж там была просто вакханалия искаженных, непроверенных, переиначенных исторических фактов. Как в таком случае преподавать? Я нашла выход из этой непростой ситуации. У нас в классах есть компьютеры, Интернет. Детям, чтобы дойти до истины, дается возможность не только штудировать учебник, но и заглядывать в энциклопедию, выходить на интернет-сайты. Когда они наберут большое количество разной информации, смогут сформировать свое мнение по тем или иным вопросам. И пусть оно у каждого будет свое. Ничего страшного. Главное, что ребенок сам сделал вывод, а не принял навязанную установку. Для меня важно тоже не навязывать им свою точку зрения. Это сложно. Я – человек и могу невольно отреагировать на тот или иной факт, а дети ловят реакцию учителя мгновенно.
ИЗ ВЕКА В ВЕК ПЕРЕХОДЯ
– Учитель истории имеет счастливую возможность вместе со школьниками легко и свободно перемещаться из страны в страну, из века в век. Интересно, а в какой эпохе вам бы хотелось жить?
– Ни в какой. Мне нравится жить именно здесь и сейчас.
– Есть ли у вас образец настоящего учителя?
– Как можно без идеала? Есть, конечно. Это учитель истории в фильме «Доживем до понедельника», которого сыграл мой любимый актер Вячеслав Тихонов. Но и в нашей школе № 22 у меня тоже был образец педагога – Мария Анатольевна Чеснокова. Сейчас она – директор гимназии № 2. Многое из ее педагогического арсенала я взяла для себя. Мне импонировала ее манера ведения уроков, где преобладало живое общение с учащимися, ее эмоциональность. А это очень важно. Учитель не может быть холодным, говорящим скучно и монотонно.
– Чем было мотивировано ваше желание принять участие в конкурсе «Учитель года»?
– Я просто люблю трудности (смеется). Получаю огромное удовольствие, когда их разрешаю. Скука, однообразие – это не по мне. А если серьезно, то решение приняла задолго до конкурса. Наша школа в 2008 году, как одна из лучших в области, выиграла миллион рублей. На эти деньги нас с коллегой отправили в Москву на курсы повышения квалификации. Находясь там, подумала – позади десять лет работы в школе, накоплен какой-то опыт, пора проверить себя на деловую и творческую состоятельность. К тому же на курсах поняла, что образование в Сахалинской области далеко не худшее в стране. Мы видели московские школы, они, конечно, вне конкуренции, возможностей у них больше. Однако даже от них в плане техническом мы мало в чем отстаем. А общаясь с педагогами из других регионов, было ясно, что образование нашего островного края входит даже не в первую десятку, а в первую пятерку лучших. Мне свойственно состояние неспокойствия. Вот и решила сразиться с коллегами на городском уровне, а потом и областном. Это была хорошая встряска для меня. Получила огромное удовольствие от конкурса.
– Что было самое трудное для вас в этом престижном профессиональном соревновании?
– Как, наверное, и для всех, – урок на чужих детях. В своей школе все ученики – родные, понятные, предсказуемые. А там – перед тобой незнакомые лица, незнакомая тема… Зато победа (а это была победа всей нашей школы) окрылила меня. За меня все переживали. Учителя часто подходили, сообщали, что нашли мне к конкурсу фотографию, картинку, интересную информацию. Дети находились просто в эйфории. Мой 7-й класс, где я классный руководитель, ходил на закрытие конкурса, ребята болели за меня. Было много цветов и поздравлений. Приятно.
АЛГОРИТМ ЖИЗНИ
– Помните, когда-то давно в газетах была рубрика – «Если бы я был директором…». А если бы вам предложили представить себя министром образования нашей страны, то какой бы приказ за №1 вы бы издали? Какой, на ваш взгляд, закон сегодня особенно нужен нашему обществу?
– Это был бы закон, который я бы сформулировала так – о многократном улучшении социальной поддержки детей из неблагополучных семей. Проблема эта решается в обществе, но, считаю, недостаточно. Некоторых детей надо не просто завести в школу, чтобы они учились, а не болтались по улицам голодные и брошенные, вынужденные сражаться за свою жизнь, но и защитить от родителей. От их жестокости. А такое встречается и в благополучных семьях.
– Статистика свидетельствует, что выпускники педагогических вузов не очень-то изъявляют желание работать в школе. Из-за финансовых и других проблем уходят те, кто в педагогике нашел свое призвание. Вам никогда не хотелось поменять профессию?
– Иногда такое бывает и со мной. Когда из-за болезни или нехватки учителей приходится в день вести по 12 (!) уроков (шесть в первую смену, и столько же во вторую) и к вечеру ты от усталости уже не можешь говорить, то возникает мысль о более спокойной жизненной пристани. Такое желание периодически посещает многих педагогов. Действительно, и зарплату хочется больше, и чтобы напряга такого не было… Но когда соберемся с коллегами и начнем рассуждать на эту тему, то удивляемся, как можно, к примеру, весь день стучать по клавишам на компьютере или заниматься какой-то другой работой? У нас были случаи, когда те, кто ушли, и через 6 лет возвращались. Да и учителя идут в школу. И если они выдержат первые два года, то уж точно останутся. Профессия учителя не прибыльная, но благодарная. А когда в школу приходят твои ученики (у меня уже есть такие) – это настоящее учительское счастье.
– Правда, что трудные ученики – самые любимые?
– Не задумывалась над этим. Но, наверное, это так. И бывает обидно, когда ты вкладываешь в человека всю душу, пытаешься вытянуть его из трясины, а все равно ничего не получается. У меня ребенок был в классе, семь лет я билась за него, старалась вытащить из неблагополучной семьи, возвращала в школу. Он даже окончил ее. Однако кривая дорожка потянула за собой, он попал за решетку. Мне очень больно. Остается только надеяться, что ростки хорошего, вложенного в него, все-таки прорастут и он сможет изменить свою жизнь. Я верю – ничто на земле не проходит бесследно.
БЛИЦ-ОПРОС
– Ваши увлечения?
– Я просто люблю жить. Одно время увлекалась парашютами, рыбалкой, коньками. Нравятся по-прежнему путешествия, по мере финансовых возможностей стремлюсь побывать в разных странах. Много лет занимаюсь фотографией.
– Верите в гороскопы? Кто вы по знаку зодиака?
– Я – Весы. Считаю, для учителя это весьма благоприятный знак, так как взвешенность во всем ему крайне необходима. Гороскоп слушаю, но верю в предсказания, когда они мне нравятся.
– Как относитесь к приметам?
– У меня к ним особое отношение. Когда дорогу перебегает черная кошка, говорю: «Бедная ты бедная. Тебе дорогу человек перешел. День у тебя будет несчастливый…» В студенчестве глубоко чтили приметы – перед экзаменом пятак под пятку подкладывали. В ночь накануне экзамена нельзя было мыть голову, чтобы мысли не ушли. Сейчас твердо знаю одно – если на небе тучи, то пойдет дождь (смеется).
– Ваше любимое время года?
– Лето. У учителя, отпуск которого составляет весь летний период, другого не может быть. Хотя мы все равно большую часть положенных нам 72 дней отпуска проводим в школе. Начинаем скучать, приходим, а дела там всегда найдутся.
– Любимое время суток?
– Закаты и рассветы. Стараюсь запечатлеть их на фото. Иногда не поленюсь встать и в 6 утра, чтобы снять такую красотищу. У меня уже целая коллекция рассветов и закатов, снятая не только на Сахалине, но и в разных странах.
ЧТО ЗНАЧАТ ДЛЯ ВАС:
Семья?
– Моя надежная пристань, где меня любят и ждут мама и два брата.
Любовь?
– Она у меня есть, я живу ею.
Счастье?
– Отвечу словами из культового фильма: «Счастье – это когда тебя понимают…»
Ваши мечты. О чем они?
– Ближайшая – поездка в Египет. Но самая большая мечта – хочу создать свою маленькую частную школу с единой формой. Там будет гендерное (раздельное) обучение мальчиков и девочек. Очень хочу, чтобы задуманное осуществилось, и уже делаю к этому первые шаги – учусь в школе кадрового резерва при Институте усовершенствования учителей, где мы получим профессию «менеджер социальной сферы», плюс – «руководитель общеобразовательного учреждения».
|