Внедрение инновационного проекта может сэкономить значительные суммы на реконструкции трассы Ноглики – Оха.
В последние годы Сахалинская область стала одним из наиболее динамично развивающихся дальневосточных регионов Российской Федерации, она имеет для страны важное геополитическое значение. В связи с этим особую важность приобретает вопрос развития сети автомобильных дорог острова.
Сейчас активно идет реконструкция автомобильной дороги Южно-Сахалинск – Ноглики – Оха, на эти цели выделяются серьезные бюджетные средства. Но, выполняя работы по реконструкции, дорожники сталкиваются с рядом проблем, например, со сложными инженерно-геологическими условиями (пески, торфы, илы и т. д.). Одним из узких мест является и слабая обеспеченность местными строительными материалами.
В решении этой проблемы может реально помочь Дальневосточный филиал ФГУП «РосДорНИИ», расположенный в г. Хабаровске, но имеющий большой опыт работы на Сахалине. В период с 1989-го по 2006 год мы проводили здесь исследования, внедряли их результаты при строительстве и эксплуатации автодорог и искусственных дорожно-строительных сооружений. В том числе и на автодороге Южно-Сахалинск – Ноглики – Оха. В настоящее время наш филиал продолжает работать над созданием эффективных и долговечных конструкций дорожных сооружений и слоев дорожных одежд, разрабатывать новые технологии.
Например, сотрудниками отдела «Изучение и исследование комплексных проблем» проработаны некоторые наиболее рациональные предложения, связанные с выбором и обоснованием конструкций дорожного полотна и противодеформационных мероприятий по модернизации и реконструкции автодороги Южно-Сахалинск – Ноглики – Оха (на участке Ноглики – Оха), составлено ТЭО инновационного проекта (бизнес-план). В частности, наши специалисты рассмотрели возможность использования на Сахалине местного минерального сырья, отходов островной промышленности с целью подбора оптимальных составов для усиления надежности и долговечности конструкций дорожного полотна и дорожных одежд. Особо хочу подчеркнуть, что этот проект поможет значительно уменьшить материальные затраты на реконструкцию дороги в сложных условиях экономического кризиса.
Технологии и конструкции разработаны для различных типов дорожного полотна, одежд и их оснований.
Дальневосточный филиал ФГУП «РосДорНИИ» предлагает для реконструкции автодорог Сахалина использовать минеральные отходы дробления карбонатно-магнезиальных пород: доломитов, а также вскрышных пород, содержащих окись кальция и магния. В Смирныховском районе Сахалинской области, в 50 км восточнее с. Победино, расположен известняковый карьер «Гомон» (один из разрабатываемых группой компаний ЗАО «Оренбург»). Запасы Гомонского месторождения известняков огромны: около 53,84 млн. т залежей известняков-доло-митов, а порфиритов из вскрыши – 515 тыс. куб. м. Это карбонатное сырье. Кроме того, в отвалах минеральных пород имеются залежи отходов дробления известняков.
Мы предлагаем использовать для дорожного строительства карбонатное сырье Гомонского карьера, золошлаки и золы уноса Сахалинской ГРЭС, а также уплотняющие добавки. Это позволит уменьшить толщину основания дорожной одежды от 1,0–1,1 м до 0,7 м (согласно п. 6.14 СНИП 2.05.02-85).
Конкретная цель ТЭО нашего инновационного проекта такова: включить автодорогу Южно-Сахалинск – Оха (на участке Смирных – Оха) в функциональную систему «Гомонский карьер + ТЭЦ Вахрушево – реконструируемые дорожные объекты о. Сахалин». То есть в проекте содержится обоснование производства необходимого объема порошковых укрепляющих композиционных материалов и щебня, а также их доставки к месту ремонтно-профилактических работ. Если в этот объем выпускаемой Гомонским карьером продукции дополнительно включить объемы, необходимые для работ по обеспечению устойчивости земляного полотна других строящихся дорог Сахалина, то новое организованное производство будет заведомо рентабельным.
Использование местного минерального (карбонатного) сырья, отходов промышленности и переработки (золошлаки, золы уноса) в сочетании с современными материалами позволит экономить значительные суммы. Окупаемость инвестиций составит в среднем два-три года.
При больших объемах производства композиционных материалов потребуются инвестиции на пере-оборудование предприятия, которые окупятся в течение одного-двух лет. Это данные предварительного финансового расчета, который выполнен на основании простейших методов экономической эффективности. Для более тщательного расчета необходимо построить дисконтированный денежный поток с учетом перспективной схемы платежей и поступлений по проекту.
В ТЭО проекта предварительно просчитан и объем возможной экономии средств, необходимых для модернизации дороги Ноглики – Оха. Напомню, что общая протяженность этого участка – 186,22 км, из них реконструкция дорожного сооружения должна составить 46,3 км, ремонт – 117,9 км, подходы к мостам – 12,8 км, подходы к искусственным сооружениям – 9,22 км. На все эти работы необходимо 23,66 млрд. рублей – если при реконструкции дороги будут использоваться обычные технологии с укладкой асфальтобетона на 1-й стадии. Но при внедрении нашего инновационного проекта средств потребуется меньше. А если асфальтобетонное покрытие будет уложено через три-пять лет, экономия значительно возрастет.
Сравнение стоимости модернизации дороги по данным Дальневосточного филиала ФГУП «РосДорНИИ» и управления автомобильных дорог Сахалинской области тоже говорит в пользу нашего предложения. Плановые расчеты показывают, что при использовании нашего проекта понадобится:
• на 1 км с дорожной одеждой при однослойном холодном покрытии – 57 млн. рублей;
• на 1 км при покрытии из асфальтобетона – 68 млн. рублей.
А сейчас порядок цен таков:
• на 1 км с дорожной одеждой при однослойном холодном покрытии – 77 млн. рублей;
• на 1 км при покрытии из асфальтобетона – 92 млн. рублей.
Думаю, цифры говорят сами за себя.
Одним словом, внедрение научно-технических решений модернизации автомобильной дороги на участке Ноглики – Оха (630 км – 855 км) позволит серьезно снизить потребность в инвестициях, даст очень ощутимую выгоду.
При этом немаловажное значение будут иметь и социальные показатели (такие как развитие местного производства в этих районах, создание рабочих мест как в дорожной отрасли, так и в смежных), круглогодичная работа транспорта, надежная и бесперебойная связь самого северного района области с центром.
Надеюсь, предложенный нами инновационный проект на Сахалине будет воспринят с интересом, ведь его плюсы для развития островного региона очевидны.
Геннадий Иваниченко,
директор Дальневосточного филиала
ФГУП «РосДорНИИ».
|