По закону организация, ведущая технический надзор за стройкой, несет едва ли не большую ответственность за качество возводимого объекта, чем подрядчик – предприятие, которое непосредственно занимается строительством. Надзирающая организация наделена немалой властью. В случае нарушения каких-либо строительных норм или отклонения от проекта технадзор имеет право требовать от подрядчика исправления недочетов. А в противном случае применить санкции вплоть до остановки работ. Заместитель генерального директора по капитальному строительству Анатолий Титов подчеркивает: от того, насколько эффективно сейчас исполнят свои функции специалисты технадзора, во многом будет зависеть будущее дальневосточных газотранспортных проектов.
– Ответственность за технический надзор по таким крупнейшим объектам, как газопровод на Камчатке и Сахалин – Хабаровск – Владивосток, очень и очень высока, – говорит Анатолий Иванович. – Понятно, что объем работ велик, понятно, что сроки сжаты. Но нам принципиально важно, чтобы скорость строительства достигалась не в ущерб качеству по той простой причине, что нашей компании в дальнейшем предстоит эксплуатировать эти объекты. И у нас, как у предприятия, на которое возложены функции технического надзора, для этого есть все возможности.
БУДНИ КОНТРОЛЕРОВ
Строительство газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток началось в 2009 году. Общая протяженность магистрали составит примерно 1800 километров. В будущем магистраль сможет обеспечивать углеводородами Еврейскую автономную область, остров Сахалин, а также Хабаровский и Приморский края. Сдача объекта в эксплуатацию намечена на 2011 год. Сейчас строительство газотранспортной системы одновременно идет на 11 участках. В общей сложности в работах участвуют более 4 000 человек и почти 1 500 единиц тяжелой техники. Технический надзор за работами ведется силами Сахалинского, Приморского, Хабаровского и Амурского филиалов компании «Газпром трансгаз Томск».
На одном из строительных участков – на острове Сахалин – сейчас идет подготовительный этап строительства: примерно 250 сотрудников подрядных организаций расчищают трассу и готовят подъездные пути. Но даже здесь работает группа инженеров технического надзора. Три человека живут в селе Вал – в непосредственной близости от места, где в будущем будет располагаться одна из многочисленных баз по обслуживанию газопровода. Их кропотливая работа – изо дня в день следить за тем, чтобы строительство велось в строгом соответствии как с проектом, так и с многочисленными нормативами и правилами, закрепленными в законодательстве.
Работа очень динамичная, – рассказывают в службе технического надзора Сахалинского ЛПУ ООО «Газпром трансгаз Томск». – Нам нужно везде успевать, постоянно приходится мотаться вдоль будущей магистрали. Приведу такой пример. В январе к нам пришел новый автомобиль. Так вот, уже к середине февраля мы наездили на нем более 7 000 километров!
– Сейчас на ранней стадии строительства надзорные функции у нас выполняют три человека, – комментирует директор Сахалинского ЛПУ Евгений Асеев. – На сегодняшний день они в целом справляются со своими задачами. Но как только начнется отгрузка трубы на остров, численность сотрудников технадзора повысится. А на пике строительной активности численность специалистов этого профиля на нашем участке будет достигать 20 человек.
Еще один восточный проект – строительство газопровода на полуострове Камчатка – сейчас выходит на финишную прямую. Объект планируется сдать осенью нынешнего года. Из 392 километров трассы 366 уже построено. За оставшееся время подрядчикам предстоит построить 33 надводных перехода. Параллельно с этим идет строительство сразу двух газораспределительных станций в районе Петропавловска-Камчатского. В общей сложности в строительных работах заняты более 500 человек.
– На объектах строящейся магистрали постоянно находится порядка 16–18 специалистов, ведущих технический надзор за строительством, – рассказывает директор Камчатского ЛПУ ООО «Газпром трансгаз Томск» Николай Пантелеев. – Это работники нашего подразделения, а также сотрудники предприятия «Газнадзор» и коллеги – специалисты Инженерно-технического центра компании «Газпром трансгаз Томск».
– На сегодняшний момент мы задействованы в реализации проекта государственной важности, – отметил первый заместитель генерального директора – главный инженер компании «Газпром трансгаз Томск» Вячеслав Михаленко. – И на данном этапе в том, что касается организации технического надзора, нет и не может быть мелочей. От того, как мы сработаем сейчас, зависит то, с чем нам придется столкнуться на Дальнем Востоке в будущем. По мере того как строительство газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток будет набирать обороты, задачи технадзора будут усложняться. Отмечу, что по мере появления необходимости все наши подразделения, задействованные в выполнении надзорных функций, будут дополнительно оснащаться как техникой, так и кадрами. Такое решение принято генеральным директором.