Налоговые стимулы могут повысить инвестиционную привлекательность шельфовых проектов.
По прогнозу Минприроды РФ, уже к 2015 году в нашей стране могут иссякнуть рентабельные для разработки сухопутные запасы нефти. В качестве выхода глава МПР Юрий Трутнев предложил стимулировать освоение месторождений континентального шельфа, которые сосредоточены в Баренцевом и Карском морях, а также на сахалинском шельфе. В ближайшие десять лет планируется выставить на конкурс для изучения и освоения ряд блоков и участков в Охотском море, общая площадь которых составит 125 тыс. кв. км. В целом же суммарный доход бюджета России от реализации стратегии развития континентального шельфа обещает 105–136 млрд. долларов.
Вместе с тем в числе проблем, мешающих интенсивной разработке шельфовых месторождений, названы еще имеющиеся административные барьеры и отсутствие финансовых стимулов для иностранных инвесторов. «Если мы не привлечем иностранцев, – подчеркнул министр МПР Юрий Трутнев, – наше 20-летнее отставание затянется еще на десятилетия».
Между тем шельфовые проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» дают реальные примеры того, как улучшить инвестиционный климат и привлечь в нашу страну новейшие технологии в освоении шельфа. Подробнее рассказать об этом мы попросили начальника отдела геологии и разработки углеводородных ресурсов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области Валерия ПАНКОВА.
– Механизм налоговой стимуляции для проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» состоит из нескольких элементов. Прежде всего для них определили свою ставку роялти, или налога на добычу природных ископаемых (НДПИ). Для последующих шельфовых проектов она устанавливается расчетным путем (в соответствии с формулой в Налоговом кодексе РФ) и может достигать значительной величины. Но для «Сахалина-1» она установлена в 8 проц., а для «Сахалина-2» – в 6 проц. от стоимости реализации углеводородов. Очень существенной льготой является освобождение этих проектов от уплаты экспортной пошлины на ввозимое оборудование, а также от таможенной пошлины и НДС на экспорт нефти и газа.
Очевидно, что если такие же льготы получат проекты «Сахалин-3», «Сахалин-5» и последующие, то освоению шельфа будет придано весьма заметное ускорение. Но поскольку такие вопросы решаются на уровне правительства РФ и российского парламента, то инициаторами здесь должны выступать сами инвесторы. А в их числе такие крупнейшие компании, как Газпром и Роснефть, которым вполне по силам добиться решения многих вопросов.
Замечу, что и областные органы власти в свое время делали все, чтобы ослабить налоговое бремя на инвесторов. В частности, когда проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» только начинались, администрация области и Сахалинская Дума, действуя в рамках своих полномочий, освободили их от уплаты местных налогов. За минувшие годы изменилось налоговое законодательство, проекты вошли в эксплуатационную стадию, а на подходе новые, которые сейчас находятся в стадии геологоразведки. Поэтому вопрос налоговых преференций для будущих проектов открыт. Но факт остается фактом – на Сахалине предпринимали реальные шаги для улучшения инвестиционного климата. А ведь решиться на это было далеко не просто. Однако надежды на мультипликативный эффект шельфовых проектов полностью оправдались. Как отметил губернатор и глава правительства области А. Хорошавин, именно в эти годы у нас началось активное развитие строительной отрасли, транспорта, банковской сферы, гостиничного бизнеса, торговли и сферы услуг, выросло качество медицинского обслуживания и т. д. В смежных отраслях и социальной сфере возникли новые рабочие места и даже целые предприятия, что, в свою очередь, дало дополнительные налоговые поступления. Наконец, не будем забывать и о том, что созданная в рамках «Сахалина-1» и «Сахалина-2» разветвленная, высокотехнологичная и дорогостоящая инфраструктура – а это трубопроводы, береговые комплексы, завод СПГ, экспортные терминалы и т. д. – после возмещения затрат инвесторам перейдет в собственность Российской Федерации, и мы сможем использовать ее при разработке других участков шельфа.
Отдельно стоит сказать о налоге на прибыль, 20 проц. которого уходит в федеральную казну. Кстати, в 2008 и 2009 годах по проекту «Сахалин-1» была получена прибыль, благодаря которой удалось пополнить областной бюджет. По проекту же «Сахалин-2» прибыль ожидается лишь в 2014–2015 годах, но поскольку здесь многое связано с ценой на нефть, то и эти сроки пока ориентировочные.
Полностью в местные бюджеты поступает налог на доходы физических лиц, работающих в шельфовых проектах, и арендная плата за землю, на которой построены либо на время размещены различные объекты по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Нужны, как отметил министр МПР, изменения в федеральном законодательстве. И будем надеяться, на предстоящей конференции прозвучат интересные предложения, которые затем можно будет реализовать в соответствующих нормативно-правовых актах.
| Записал
Сергей САКТАГАНОВ.
|