АЛЕКСАНДР ГАВРИЛОВИЧ ЗРАЖАЕВ, художественный руководитель и дирижер Южно-Сахалинского камерного оркестра.
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ НОМИНАНТА
Известный музыкант, скрипач, лидер оркестровой музыки в островной области Александр Гаврилович Зражаев родился 1 января 1944 года в городе Уссурийске Приморского края. Ему исполнилось шесть лет, когда семья переехала на новое место жительства в город Красноярск. Там родители записали его в музыкальную школу. С тех пор скрипка прочно вошла в его жизнь. В 1957 году отца перевели работать в Южно-Сахалинск заместителем начальника Сахалинской железной дороги. На островной земле Александр продолжил обучение в южно-сахалинской музыкальной школе №1 (сейчас она называется Центральной), а потом и в Сахалинском музучилище (в настоящее время это колледж искусств). В 1961 году, еще будучи студентом, был приглашен в качестве преподавателя по классу скрипки в музыкальную школу, где трудится по сей день. После окончания училища, в 1964 году, был призван в армию. Служил в общих войсках в Хабаровске, находился в составе Дальневосточного симфонического оркестра в качестве концертмейстера. Наряду с этим был солистом симфонического оркестра, а также руководил армейским камерным ансамблем. После службы вернулся преподавать в родную музыкальную школу, где уже более 40 лет учит детей музыке. Параллельно с работой в школе поступил на заочное отделение оркестрового факультета в Государственной консерватории им. Курмангазы в Казахстане.
В 1999 году создал два творческих коллектива – «Сахалинский областной детский симфонический оркестр» (СДСО) и первый в области профессиональный Южно-Сахалинский камерный оркестр, в которых работал художественным руководителем и дирижером. В камерном оркестре он до сих пор является бессменным руководителем.
Александр Зражаев – лауреат премии Сахалинского фонда культуры, имеет звание «Заслуженный работник культуры Сахалинской области».
КСТАТИ
Александр Зражаев награжден тремя медалями, Почетными грамотами Министерства культуры РФ, губернатора Сахалинской области, а также Всероссийского и Сахалинского фондов культуры. Камерный оркестр под его управлением – дипломант фестивалей «Ступени» и «Высокая музыка на Сахалине», который проводится под патронатом лауреата международных конкурсов Дмитрия Когана.
С ГАСТРОЛЯМИ – В НОВЫЙ ВЕК
– Александр Гаврилович, наступление нового столетия и тысячелетия вместе с камерным оркестром вы отметили триумфом в Японии. Это был первый совместный концерт в городе Хакодате с Хакодатским симфоническим оркестром. На сцене собралось порядка 90 музыкантов! Мне с телеоператором Сахалинского ТВ довелось освещать этот визит, и я знаю, сколько планов и замыслов вы связывали с новым временным измерением. Прошло десять лет. В какой степени оправдались ваши ожидания?
– Прошедшее десятилетие оцениваю позитивно. Многое из задуманного мы смогли осуществить. Расширился состав оркестра. Начинали с 18 человек, сейчас по штату у нас – 30 музыкантов и четыре человека работают по совместительству. Причем это люди разных возрастов – от 16 и до весьма зрелых лет. Рядом, плечом к плечу, играют учащиеся Сахалинского колледжа искусств и островные педагоги. Причем если раньше приходилось искать профессионалов по всем городам и весям области, то сейчас к нам люди сами приходят, просят взять в коллектив. Появились в оркестре и новые музыкальные инструменты, в том числе духовые, о которых я тогда, глядя на мощный состав духовых инструментов в Хакодатском оркестре, только мечтал. И, конечно, мы значительно выросли в профессиональном плане. Многие оркестранты стали успешно совмещать игру на различных инструментах. К примеру, саксофонист Алексей Ан теперь играет еще и на гобое. Моя дочь пианист и педагог Наталья Емельянова самостоятельно научилась играть на фаготе.
Наработано немало творческих связей, развиваются международные контакты. Начиная с того памятного визита в январе 2001 года в Японию, когда состоялся наш первый совместный концерт, у оркестра сложились очень теплые, доверительные и дружеские связи с хакодатским коллективом и его дирижером Накадзимой Масаюки. Мы трижды выступали в Хакодате, японский оркестр побывал на Сахалине с ответным визитом. В последние годы все чаще готовим совместные программы и выступаем с концертами со многими музыкантами и вокалистами мирового уровня из России, Японии, Республики Кореи, США, Израиля. К нам приезжают известные скрипачи, виолончелисты, пианисты, саксофонисты, флейтисты, кларнетисты… Это отличная школа для наших оркестрантов и удовольствие для зрителей от концертов на столь высоком исполнительском уровне. Сахалинцы смогли услышать замечательного виолончелиста из Канады Филиппа Хансена, саксофониста из Нью-Йорка Мартина Пьецуха. Вызвало восторг публики и выступление джазмена из Израиля Роберта Анчиполовского. С нашей стороны в виртуозности ему не уступал сахалинский маэстро Владимир Киндинов, который также принимал участие в нашем концерте. Довольно ярко вписалось в десятилетие и творческое содружество с вокалистами из Японии и Республики Кореи. Лучшие голоса этих стран принимали участие в наших программах. Но есть еще куда расти – хочется дотянуться до создания большого симфонического оркестра.
МУЗЫКА – В ПОДАРОК
– Считается, что одним из признаков цивилизованности городов является наличие в них оркестра. И действительно, после того как вы создали Южно-Сахалинский камерный оркестр, культурная жизнь в островной столице и области не только еще больше оживилась, но поднялась на более качественный уровень. А как возникла идея создания коллектива столь высокого музыкального ранга?
– Раскрою небольшой секрет – в душе у каждого музыканта живет стремление не просто музицировать, а играть в оркестре. К тому же есть такие инструменты, как, например, духовые, которые не всегда могут выступать соло, а сколько прекрасной музыки, которую хочется подарить слушателям! А у меня тяга к большому формату – оркестру, ансамблевой игре, наверное, в крови. Еще в молодости солировал на скрипке в музыкальном училище, в армии находился в составе армейского оркестра. После службы, вернувшись педагогом в детскую музыкальную школу №1, которую когда-то окончил сам, первым делом создал ансамбль скрипачей. Набрал 27 ребятишек, всем по 7 – 8 лет. С ансамблем юных скрипачей мы даже побывали в знаменитом детском лагере «Орленок», где стали лауреатами. А в 1999 году был создан первый на Сахалине детский симфонический оркестр (СДСО), который я возглавил. Пять лет разрывался между двумя оркестрами – детским и взрослым. Это было очень трудно, поэтому передал дорогой моему сердцу СДСО в надежные руки Виктории Юхмановой – художественного руководителя ансамбля скрипачей из Невельской детской музыкальной школы. С ней мы начинали. До сих пор детский симфонический оркестр работает и находится в прекрасной творческой форме.
Получилось так, что в том же 1999 году мы собрались с коллегами (а все они – музыканты-энтузиасты, по-настоящему влюбленные в музыку) и решили объединиться в профессиональный коллектив. Понимая значимость создания камерного оркестра, нас поддержали в мэрии областной столицы, управлении культуры, а также депутаты Южно-Сахалинского городского собрания. Не скрою, что среди них была и моя жена – Галина Васильевна Зражаева. Как директор Центральной детской музыкальной школы, она была, пожалуй, в большей степени заинтересована в продвижении классического музыкального наследия, поэтому всеми силами помогала продвигать идею с созданием оркестра. Первый концерт был дан для любимого города Южно-Сахалинска. Я очень переживал – соберутся ли горожане? Однако, несмотря на осеннее ненастье, зал в ДК «Родина» был переполнен, люди стояли в проходе, а концерт длился два часа! Так сахалинцы соскучились по высокой музыке. И мне приятно, что до сих пор выступления нашего оркестра, на каких бы площадках они ни были, проходят с аншлагом.
– Наверняка многие бы хотели узнать, как становятся музыкантами с большой буквы. А как в вашу жизнь вошли скрипка, музыка?
– Скрипку мне купили родители, прежде чем отправить в музыкалку. Однако сначала она на меня не произвела никакого впечатления. Поскольку был воспитанным ребенком, играл на ней, только чтобы не огорчать родных. А вообще считал это изящное создание в футляре виновником своих детских страданий – ребята веселятся на улице, ходят в кино, парк, а я в это время разучиваю какие-то гаммы… К тому же в то время, как и все мальчишки, я мечтал стать летчиком и твердо был уверен, что музыка мне не пригодится. Перелом наступил, когда к нам приехала на год жить моя родная тетя. Она была человеком образованным, работала инструктором по альпинизму, очень любила природу, живопись, классическую музыку, посещала оперу, все филармонические концерты. Вот она-то и взялась всерьез за мое музыкальное образование. Тетя посещала со мной занятия, вникала в суть проблем и преподавательских пожеланий. Дома готовил уроки только вместе с ней. Как результат – за год из отстающего ученика я превратился в отличника. И когда на отчетном концерте в музыкальной школе сыграл на отлично и даже с плюсом, то удивил всех. Этот успех окрылил, внутри меня словно огонек какой-то зажегся, а некогда нелюбимый музыкальный инструмент полюбил всей душой и больше с ним не расставался. Мне уже всегда и во всем хотелось играть первую скрипку. Кстати, несколько лет назад свою скрипку отличного звучания, с которой проработал многие годы, я подарил внуку Александру, названному так в честь меня. Сейчас Александр Емельянов играет в нашем камерном оркестре.
ДИКТАТ, ПРИПРАВЛЕННЫЙ ЛЮБОВЬЮ
– В работе вы очень строги не только к себе, оркестрантам, ученикам, но и к своим ближним. Помню, как на записи одной из телепрограмм «Ретро», которую я вела, вы пресекли желание своего тогда еще восьмилетнего внука Саши переписать сыгранное им на скрипке произведение – ну, что-то малышу не понравилось в собственном исполнении. «Пусть учится играть с первого раза, на концерте не сможет повторить», – жестко сказали вы. Оправдан ли такой диктат?
– Безусловно. По сути, дирижер – это диктатор. Но у него нет другого выхода. Такова спе-цифика профессии. Надо уметь проводить свою линию, свое видение музыкального произведения. Дирижер не может уговаривать оркестрантов: «Ну, миленькие, что это вы тут на полтакта отстали…Не изволите ли повторить… ». В оркестре, как в любом другом коллективе, должна быть дисциплина. А она во многом зависит от внутренней собранности музыкантов, от их умения слышать и слушать дирижера. И в деле не может быть никаких послаблений, тем более родным людям. С них – спрос вдвойне, это хорошо усвоили и дочь Наталья, и внук Саша. У нас в оркестре все знают: дирижер берет в руки палочку – и все проблемы жизненные и земные должны раствориться. В искусстве либо надо каждую ноту выстрадать и прожить, либо честнее заниматься чем-то другим. Но я всех своих музыкантов ценю как профессионалов. Можете себе представить, как нужно любить музыку, чтобы после основной работы, пять раз в неделю приходить на репетиции (а некоторые оркестранты приезжают из близлежащих городов) и играть на одном дыхании! Плюс к этому плотный концертный график, гастроли. За эту преданность оркестру я уважаю своих артистов и стараюсь найти с ними точки соприкосновения в творчестве.
РОМАШКИ НА СЧАСТЬЕ
– «Звучала музыка в оркестре, и дирижер красив как Бог…» – пел Булат Окуджава в одной из своих песен. А я помню, что после исполнения одной из вершин мировой классической музыки – пятой симфонии Чайковского в Хакодате, где вы дирижировали совместным составом двух оркестров, японцы тоже называли вас красивым человеком. Да и, глядя на ваши фотографии в молодости, предполагаешь, что вы разбили немало девичьих сердец. Как же вы нашли свою вторую половинку?
– Красавцем себя никогда не считал. Для мужчины это не главное, его украшает дело. А вторую половинку – жену свою Галину искать не пришлось, поскольку мы вместе с ней учились в Сахалинском музучилище. Но вот чтобы добиться ее расположения, понадобилось время. Не верила она мне, видя, как хороводят вокруг меня училищные красавицы.
Тем не менее, когда ушел в армию (и сделал это по собственному желанию для мужского самоутверждения, хотя отец со своими связями мог бы отмазать меня от службы), Галина писала мне письма. Я отвечал ей. Вдали от нее понял, что это та самая женщина, с которой мне будет легко идти по жизни. Тогда и решил сделать ей сюрприз – пригласил ее в Хабаровск, где служил, якобы для встречи. Она даже не догадывалась, что едет… на собственную свадьбу. С согласия командиров мы с ребятами все подготовили. Было много музыки и цветов. Галя была шокирована, но согласилась на мое предложение руки и сердца. В Хабаровске расписались. И вот более 40 лет вместе.
У нас двое детей – сын и дочь, трое внуков. Мы по-настоящему счастливы. А в Год семьи мы с Галиной получили почетный знак – «За любовь и верность». Изображенные на нем золотые ромашки – это награда нам как победителям Всероссийского конкурса, который проходит под патронатом супруги президента РФ Светланы Медведевой.
ГАРМОНИЯ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ
– В системе образования нашей страны то и дело всплывает вопрос о том, чтобы «неинтеллектуальные» предметы в общеобразовательной школе, такие как музыка, изобразительное искусство, физкультура, вывести на уровень факультатива. Как вы к этому относитесь?
– Крайне отрицательно. Понимая, что существовавшие в доперестроечные времена филармонические музыкальные абонементы для школьников канули в Лету, мы с нашими оркестрантами решили восполнить этот пробел. Уже три года ведем просветительскую программу для учащихся. Все это время наш проект поддерживает компания «Эксон Нефтегаз Лимитед». Благодаря этому мы с камерным оркестром имеем возможность посетить по шесть школ в год. Лекции-концерты успешно прошли в учебных заведениях областного центра, а также школах Новоалександровска и Синегорска.
Это были замечательные встречи. Некоторые ребята впервые видели перед собой такое обилие музыкальных инструментов и слышали живую оркестровую музыку. Было видно, что их это заинтересовало. Уверен, что в дальнейшем многие из этих юных слушателей придут к нам на концерт. А если и не придут, то в душе у них классическая музыка непременно оставит след. Во всяком случае, дети поймут, что, кроме уханья и дикой какофонии звуков, рвущихся из динамика, есть еще другая музыка.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
• Южно-Сахалинский камерный оркестр образован в 1999 году. Имеет статус муниципального учреждения культуры островной столицы. Это первый профессиональный оркестр в области.
• Коллектив оркестра состоит из 30 музыкантов, имеющих высшее музыкальное образование. Многие артисты – заслуженные работники культуры России и Сахалинской области, являются лауреатами и дипломантами общероссийских и международных конкурсов.
• Более 10 лет камерный оркестр Александра Зражаева проводит регулярные концерты классической музыки, знакомит жителей Сахалина и гостей острова с лучшими образцами мировой культуры в области музыкального искусства.
• Каждый год готовится порядка 10 новых концертных программ. В репертуаре коллектива насчитывается более 120 произведений русских и зарубежных классиков, современных композиторов.
• География выступлений с концертами оркестра обширна. Она включает в себя не только областной центр, но и практически все районы Сахалинской области.
• Ежегодно Южно-Сахалинским камерным оркестром проводится более 35 концертов, в том числе благотворительных. Осуществляются гастроли и за рубежом.
• Начиная с 2000 года практически ежегодно коллектив выезжал на гастроли в Японию. Выступления состоялись на Хоккайдо в городах Саппоро, Асахикава, Хакодате, Немуро, Вакканай.
• Трижды оркестр побывал с гастролями в Республике Корее (2004, 2005, 2008 гг.), где выступал не только в Сеуле, но и в 15 городах страны.
• Завоевав уважение и любовь островитян, оркестр стал одной из визитных карточек Сахалина. Все его концерты в области и за границей проходят при аншлаге.
ЛИЧНОЕ
– Что особо значимого произошло в вашей личной жизни за прошедшие десять лет?
– Главное – у нас прибавилось внуков. Кроме Саши, родились еще и две внучки. В последние годы, ощущая быстротечность времени, поняли, как важно быть одной семьей. Несмотря на занятость, стали чаще собираться вместе. Ездим в отпуск. Все вместе побывали во Вьетнаме, Таиланде, Китае. Выезжаем на природу, отмечаем праздники.
– Ваши увлечения?
– После машины у меня на втором месте стоит дача. Чувствую там себя командиром, жена у меня на подхвате. Сейчас много времени занимает работа с оркестром, и уже не такое внимание оказываешь дачным премудростям. А раньше с удовольствием сажал и выращивал овощи, фруктовые деревья. Мы с Галиной завели кур. Выстроил им вольер, наблюдать за ними – большое удовольствие. В школе увлекался лыжами. Во взрослой жизни – охотой и рыбалкой. Кстати, считаюсь удачливым рыбаком. Впрочем, от меня не отстают и мои любимые рыбачки – жена и дочь.
– Что приемлете в людях, а что не воспринимаете?
– Ценю в людях честность, порядочность, умение держать слово. Не люблю людей-сплетников, которые плетут интриги за твоей спиной. И уж тем более не терплю предательства и лжи.
– Любимое время года?
– Начало осени. Но особая пора вдохновения для меня – сахалинская весна, когда появляется первая зелень.
– Ваши мечты. О чем они?
– Хочу как можно дольше жить и творить. Чтобы в семье все были здоровы и счастливы. А еще мечтаю, чтобы в Южно-Сахалинске наконец-то появился большой концертный зал, где наш оркестр смог бы не только показать себя в полном блеске, но и порадовать зрителей новыми отечественными и международными проектами.
|