16+
Последнее обновление — 11:11 Поиск    7 ноября
 

Спецпроекты

ЧЕРТОВ МОСТ
Дорогие друзья!
В списке семи чудес Сахалина, составленном читательским голосованием, четвертое место занял железнодорожный объект – Чертов мост. Сегодня мы познакомим вас с этим победителем в народном конкурсе.

 


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Так называемый сахалинцами Чертов мост находится в районе станции Николайчук Холмского района. Уникальное железнодорожное сооружение построено японцами в 1920-х годах. Поезд проезжал по этой дороге через два тоннеля, выезжал почти на самую вершину сопки и проходил по сооруженному Чертову мосту на высоте 38 метров, откуда видна красивейшая панорама островной природы.
Чертов мост и связанный с ним самый длинный тоннель на всем протяжении железной дороги от Холмска до Южно-Сахалинска, а также станция Николайчук – это все единый комплекс. Расстояние от города Холмска до станции Николайчук – 8 километров, от станции Николайчук до моста – 4750 метров.

 

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Координаты Чертова моста – 47 градусов 00 минут северной широты, 142 градуса 06 минут восточной долготы. Высота железнодорожного объекта – более 38 метров, длина – 125 метров, ширина – 8 метров 90 см. Длина тоннеля, который берет начало под Чертовым мостом, составляет 870 метров, ширина – 6 метров 5 см, высота тоннеля – 5 метров 50 см.

 


ВИТОК ГИГАНТСКИЙ ПО СПИРАЛИ

Чертов мост – не только уникальный железнодорожный, но и исторический объект Сахалина. 23 августа 1905 года между Россией и Японией был заключен Портсмутский договор, в соответствии с которым южная часть острова отошла Японии. Летом 1906 года японцы начали строительство железной дороги на Южном Сахалине, переименовав его в Карафуто. Административным центром губернаторства стал город Тоёхара (ныне Южно-Сахалинск), расположенный близ старинного русского села Владимировка.

Первая железная дорога на Карафуто соединила административный центр и морские порты цепью железных дорог. В 1921 году началось строительство железнодорожной ветки от Тоёхары до Маока (Южно-Сахалинск – Холмск). Эта часть железной дороги требовала больших затрат времени и денежных средств. Но строить все равно решили, так как необходимо было соединить с центром порт Маока (Холмск), который играл большую роль в экономике губернаторства.

Строительство шло с большими трудностями. Большая часть дороги проходила через горы, крутые спуски и подъемы, которые чередовались с резкими поворотами, переходами через многочисленные горные речки и таежные леса. На этой части пути было построено 15 тоннелей протяженностью 5087 метров и 35 мостов общей длиной 1047 метров.

Самым сложным и тяжелым оказался отрезок железнодорожной ветки в районе станции Экинохара (Николайчук), где для прохождения горных склонов и глубоких ущелий пришлось возвести несколько тоннелей и мостов на небольшом участке, в том числе и знаменитый Чертов мост. По мнению даже сегодняшних экспертов, при проектировании этого объекта было принято уникальное инженерное решение. Оно заключалось в том, что линию железнодорожного полотна выполнили в виде петли. Поезд, проехав через два тоннеля, делал крутой поворот, выезжал почти на вершину сопки, и далее путь его проходил по Чертовому мосту на высоте около 38 метров. В свое время этот мост был известен во всей Японии из-за необычной конструкции объекта. Однако тяжело далось строительство данного участка дороги, много людей здесь погибло от болезней и тяжелых травм. Говорят, что на опорах Чертова моста покоится прах строителей этой дороги.

Железные дороги строились главным образом силами тако — подневольных рабочих-корейцев. Условия их труда и быта были ужасными. Есть мнение, что на каждую шпалу, уложенную на тяжелейшем горном маршруте Южно-Сахалинск – Холмск, приходится по одному погибшему.

Семь лет продолжалось строительство железной дороги, и в сентябре 1928 года была сдана в эксплуатацию железнодорожная линия Тоёхара – Маока, самая сложная по рельефу на острове.

В августе 1945 года началось освобождение Южного Сахалина от японцев. В районе Чертова моста шли ожесточенные бои. Боевые действия здесь вела 113-я отдельная стрелковая бригада. Десантники, высадившись в порту Маока утром 20 августа, к 16 часам овладели городом. 21 августа бригада продолжила наступление в глубь острова. В районе Чертова моста одна из штурмовых групп, которую возглавлял Борис Николайчук, встретила упорное сопротивление японцев. Младший сержант Николайчук умело руководил орудийным расчетом. Он подавил несколько огневых точек противника, но, получив пулевое ранение в руку, а потом осколочное от японского гранатомета, погиб.

Здесь же погибли ефрейтор Анатолий Симаков и красноармеец Владимир Волков. 23 августа 1945 года японские войска отступили.

Прошло много лет, но подвиг наших воинов не забыт. На станции Николайчук, недалеко от Чертова моста, на братской могиле установлен обелиск с именами павших здесь воинов (на снимке). И по сей день туристы, идя на Чертов мост, возлагают цветы к памятнику героям Второй мировой войны и защитникам уникального моста.

ПОЕЗД «РЕТРО»

Во время сражений с японцами наши бойцы усиленно охраняли стратегически важный объект – Чертов мост. В его металлоконструкциях и сейчас видны пробоины от артиллерийских снарядов. Благодаря нашим воинам этот мост сохранился и сразу после войны продолжал действовать. Пассажиры поездов, следующие до Холмска и далее, считали количество тоннелей, любовались островными красотами, проплывающими за окнами вагона и, конечно, старались увидеть головокружительную петлю Чертова моста.

Тяжелым временем для этой железнодорожной сети стали 90-е годы прошлого столетия. В стране наступила перестройка. Объем перевозок упал до исключительно низких значений. Построенный ценой огромных жертв горный участок, включающий Чертов мост, считался самым красивым в СССР. Он имел большое значение для экономики Сахалина. Но когда встал вопрос о реконструкции 12 тоннелей суммарной протяженностью 5087 метров, местные власти сочли, что проще всего и дешевле будет уничтожить эту дорогу, не отвлекаясь на ее ремонт.

В 1994 году узкоколейная железная дорога понесла ощутимую утрату: было прекращено движение практически по всей линии Холмск – Южно-Сахалинск (между станциями Николайчук и Новодеревенская). А потом и вовсе была закрыта из-за больших затрат на ее содержание. Однако на какое-то время по просьбе сахалинцев и иностранных туристов, среди которых было немало японцев, движение здесь было восстановлено. По маршруту до Чертова моста был запущен поезд «Ретро», который пользовался большим спросом. В нем ехали туристы, школьники, семьи островитян, а в дни праздников к местам боев в Холмском районе направлялись ветераны Великой Отечественной… Но это не окупало все возрастающие затраты железнодорожников. Ветка до Чертова моста прекратила свое существование.

Но в 2008 году руководство Сахалинской железной дороги решило снова восстановить проезд до Чертова моста в связи с уникальностью данного объекта. Он и сейчас очень привлекателен для туристов. Теперь от Холмска весной, летом и осенью можно ездить на поезде до станции Николайчук, где находится памятник героически погибшим воинам. Дальше пешком по шпалам можно дойти до знаменитого моста и подняться на него по деревянной лестнице. А если вы романтик, то можете войти в тоннель, пройти в полной темноте по нему, затем, преодолев еще пару тоннелей, выйти на Чертов мост из тоннеля.

Этот объект – победитель в народном конкурсе «Семь чудес Сахалина» – тянет к себе туристов и зимой. В это время года они добираются сюда из Холмска на лыжах. Появилась традиция – туристы идут к мосту и в День молодежи.

Но есть и тревожный момент. Поскольку в этом месте бывает большой наплыв людей, то Чертов мост – это грандиозное архитектурное сооружение, – как настоящее ОСТРОВНОЕ ЧУДО, необходимо внести в список охраняемых объектов, чтобы предотвратить его разрушение.

УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

В прошлом году на Сахалине побывала группа туристов из Крыма. Поездка на Чертов мост оставила у них большое впечатление. Вот как описывает встречу с уникальным объектом один из участников украинской группы Андрей Кустов.

– Поход по старой железной дороге в Холмском районе стал завершающей частью нашего путешествия, но для меня она была одной из самых интересных. Железная дорога Южно-Сахалинск – Холмск построена через горы огромнейшими усилиями корейских работников, насильно привезенных на Сахалин японцами. Сейчас о ней напоминают лишь следы шпал да огромная каменная насыпь. Дальше тоннели, тоннели и еще раз тоннели. Их много. Среди них есть весьма длинные и интересные. Встречаются на «железке» артефакты – рельсы с дарственными надписями Японии от Великобритании.

И все-таки больше всего нас поразила одна из главных достопримечательностей этой части маршрута – Чертов мост. Это уникальное инженерное сооружение – с тоннеля дорога сразу выходит на мост, а с моста почти сразу в тоннель. Для меня это было одним из самых страшных моментов похода – боязнь высоты усугублялась разрушенным железнодорожным полотном. Но я перешел этот мост. Мой друг перебежал его первым и сразу принялся фотографировать. Людей тут бывает немало, в сторону от дороги даже протоптана тропинка на площадку, откуда можно сфотографировать местную знаменитость. Спирально закрученный тоннель – действительно невиданное сооружение и полет инженерной мысли. Длина его почти километр, ощущения внутри него совершенно нереальные, с трудом верится, что мы выйдем из него. Но мы вышли и двинулись дальше. Это была самая удивительная прогулка по Сахалину и железной дороге, которая так и просится в наш день.

Смутные девяностые ушли в историю, сейчас хочется верить, что подобные объекты уже не будут просто брошены.

Фото предоставлено
Т. Н. Соколовой (г. Холмск).

P. S.
Напоминаем: народный конкурс «Семь чудес Сахалина» продолжается. Ждем ваши впечатления, рассказы, эссе, фотографии и видеоролики о семи чудесах Сахалина. Лучшие из них будут опубликованы в газете «Губернские ведомости», размещены на сайте www.skr.su, а также в альбоме, выпуск которого планируется по окончании народного конкурса. Телевизионные сюжеты можно будет увидеть на канале «ОТВ».

СПОНСОРЫ КОНКУРСА:

 ЗАО «ГИДРОСТРОЙ»  СКФ «СФЕРА»

Автор: Татьяна Егорова
версия для печати
КОММЕНТАРИИ

Анонимно 26.07.2011 23:52
чем не сахалинская кругобайкалка?

Петр 01.08.2011 18:20
Вроде проектировал это чудо русский эмигрант? Читал где-то об этом.

mikserfilips 20.09.2011 16:56
Я помню как мы проезжали этот мост, когда ехали к бабушке в гости, когда была маленькой. У меня всегда захватывало не только дух, но и все остальное, казалось, что поезд вот-вот... и рухнет...

крыс 30.10.2011 21:53
Скоро всё это исчезнет. Ходили вчера - ручьи проточили новые русла, тоннели начали протекать, в общем им осталось лет 5-10.

Ниф-ниф 31.10.2011 02:03
Ежели тоннель сделан с арматурой , то продержится ещё век. Это ведь японцы делали без стахановской туфты и встречных планов. Если землятрясение не поможет.

александр 11.02.2012 00:32
ребята будте спокойны!Эти тоннели простоят ещё 100 лет.Японци делали на века! Я там был сам .Прекрасные сооружения.Нам надо только учиться у них качественно работать.Я сын железнодорожника,проработавшего 30 лет на Сахалинской дороге.Много об этом слышал.А теперь сам там побывал.Впечатляет.

макс 02.08.2012 13:15
я доже ежегодно посещаю чертов мост, но никак не знаю где ведьмин и далеко ли он. если кто то знает скажите пожалуйста!

Александр 16.12.2012 02:05
Ведьмин мост не далеко, после чертова моста пройти надо с километр по остаткам железной дороги и пройти сквозь 500 метровый тоннель.. и практически сразу вйдете на ведьмин мост который еще грандиознее - он гораздо выше. На его середине дух захватывает от высоты, вниз смотреть жутко.. сходите, не пожалеете, стоит уделить 20-30 минут чтоб посмотреть на него. Удачи всем

Александр 16.12.2012 02:07
А тоннели действительно простоят еще очень долго, если к ним рука нашего государства не притронется...

Артурро 22.12.2012 13:58
С координатами что-то попутали... 47 градусов 00 минут - эта точка находится в 1.5 км севернее от моста. А точка долготы - 142 град 06 мин - это ближе к Николайчуку))
 

Комментарий

Имя

Код на картинке

« назад

20 августа 2013
Понимал любого...
20 августа 2013
Масштаб личности

Архив

дд мм гггг

Подписка на новости


подписаться
отписаться
Новости Новости в формате rss 2.0

Александр Хорошавин: в Охе нужно строить больше жилья

Вулкан Тятя – в финале «России 10»

Фестиваль музеев стартовал на Сахалине

В Корсакове простились с прахом жертвы японской репрессии

Четвертую газовую котельную запускают в Южно-Сахалинске

Сахалинцы и курильчане могут отправлять почтовые переводы пострадавшим от паводка дальневосточникам

Рыжепоясничная ласточка замечена на Шикотане

Впервые за 15 лет в сахалинском заказнике «Восточный» объявился серый кит

Сахалинские джиперы: Крильон ошибок не прощает

Преподаватели ГИТИС научили сахалинских актеров играть в «PRO-театр» - ВИДЕО

Почти 3 млрд. руб. из бюджета Сахалинской области направлено на сферу соцзащиты

Условный пожар потушен в средней школе №23 Южно-Сахалинска

Более 5,5 тыс. первоклассников Сахалина и Курил сядут за парты в новом учебном году

Известный оператор Кристофер Дойл показал сахалинцам другое кино

Фоторепортаж Экосумки «100%НеПакет» учились создавать участники лагеря «Родник-2013»

Сахалинское УФМС: трудовые мигранты не идут изучать русский язык

Все новости »
овен   весы
телец   скорпион
близнецы   стрелец
рак   козерог
лев   водолей
дева   рыбы
сегодня, 7 ноября
 1945г. К причалу порта Маока пришвартовался пароход «Ола», привезший первых переселенцев–работников «Сахалинского морского пароходства» с семьями.
Публикации

Подземная кладовая Урупа
Разговоров о сахалинском золоте ходит множество, но объем его добычи отнюдь не велик. Другое дело Курилы - несколько ...

«Край света»: нужны ли звезды кинематографу
Зачем приглашать 20-миллионного Бреда Пита, если на фильм пойдут и без него?

Форум «Острова»: площадка для реализации мечты
9 регионов Дальнего Востока, 20 гектаров земли, 9 образовательных направлений: на берегу сахалинского озера Тунайча 1000 ...

Есть способ сэкономить
Российская компания представила новую разработку, позволяющую регулировать теплообмен в многоэтажных зданиях и сооружениях

Дышите равномерно
Вопросы доступной и качественной медицинской помощи в регионе обсудили сахалинские единороссы

Горячий август
В этом месяце островные промысловики к уловам лосося добавят и сайру

Район с перспективами
Губернатор посетил в Долинске социальные объекты и встретился с горожанами

В рамках делового стиля
С 1 сентября школьники будут приходить на занятия в форме

Там подъезд увит плющом
Комиссия решила признать его лучшим в области

Пилотный взлет
Проект в Томаринском районе будет приносить более 500 млн. рублей в год

Спецпроекты

Осознанное служение
Юрий Евгеньевич Шувалов, консультант губернатора Сахалинской области с 1996 по 2003 год.

Для нас он по-прежнему в командировке…
Евгений Викторович Смыков, заместитель начальника департамента по рыболовству Сахалинской области с 2001 года.

Чиновник, оставшийся врачом
Владимир Александрович Сибиркин, начальник областного департамента здравоохранения с 1995 по 2003 год.

Заботился о нас как хозяин
Евгений Григорьевич Русских, начальник управления ТЭК и ЖКХ администрации Сахалинской области с 2001 по 2003 год

Решение всегда найдется!
Евгений Федорович Рыбаков, исполнительный директор Дирекции по реализации Федеральной целевой программы социально-экономического ...

Трудности нужны, чтобы их преодолевать
Владимир Иванович Романов, начальник управления транспорта и связи Сахалинской области с 1997 по 2003 год

Все остается людям…
Евгений Владимирович Папиренко, главный государственный санитарный врач Сахалинской области

Очень заботливый сын и отец…
Виктор Николаевич Розанов, и.о. начальника областного управления топлива, энергетики и недропользования

Организованный, корректный и человечный
Николай Павлович Курта, заместитель начальника областного департамента строительства с 1993 года, с 2002 по 2003 год – начальник ...

Рыцарь своей семьи
Илья Николаевич Касьян, главный специалист пресс-центра администрации Сахалинской области с 1999 по 2003 год

Законы
по номеру

№347 О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Сахалинской области «Развитие физической культуры и спорта в Сахалинской области на 2010 -...

№346 О распределении средств субсидий из федерального бюджета бюджетам муниципальным образованиям Сахалинской области на софинансирование расходных обязате...

№281 О внесении изменений в постановление администрации Сахалинской области от 28.03.2006 № 62-па «Об утверждении Положения о сети наблюдения и лабораторно...

№306 О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 02.08.2010 № 370 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие ку...

№283 Об уполномоченном органе по аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства...

№279 О внесении изменений в Порядок рассмотрения органами исполнительной власти Сахалинской области заявлений (ходатайств) об установлении видов топлива дл...


География



При полном или частичном использовании, воспроизведении материалов обязательна интерактивная ссылка на сайт https://sakhvesti.ru
© 2006-2017

0.43081498146057
debug