С момента запуска шельфовых проектов на Сахалине говорилось об их мультипликативном эффекте – когда разработка нефтегазовых месторождений неизбежно тянет за собой развитие основных и обслуживающих отраслей нашей экономики. Не все этому верили, ну а теперь можно сравнивать экономические показатели середины 90-х с нынешними и делать выводы.
Шельф пробудил к жизни практически все сферы деятельности на острове. Говорит об этом и значительное уменьшение уровня безработицы. Сейчас в области этот показатель составляет 1 процент. А в середине 90-х подчас казалось, что количество безработных может только расти.
– Давайте вспомним то время, – поясняет и. о. председателя комитета экономики Сахалинской области Сергей Карпенко. – Тогда только-только начиналась реализация «Сахалина-2». Насчет него строились разные прогнозы, но специалистам сразу было понятно: у проекта есть реальная потребность в квалифицированных работниках, в частности в газоэлектросварщиках. Их у нас не хватало, потому-то и был основан колледж «Сахалин-Аляска». Там смогли повысить свою квалификацию люди, имеющие опыт, до того невостребованный. Далее в нашем Сахалинском государственном университете появился факультет нефти и газа, потом факультет природопользования, так как развитие нефтяной отрасли требует проведения экологических мероприятий, а значит, и специалистов в этой сфере.
Планы развития проектов показали, что нужно было выполнить невиданный ранее для наших строителей объем строительно-монтажных работ. Ясное дело, поначалу наши подрядчики даже участвовали не во всех конкурсах, опыта работы с иностранными компаниями и по их стандартам не было или не доставало. Но постепенно островные строители стали проходить сертификацию, осваивали новые стандарты качества – и посмотрите, какой опыт и какую известность приобрели компании «Сфера», «Дальэлектромонтаж», «Трансстрой Сахалин» и другие предприятия. Естественно, поток инвестиций и огромный объем строительных работ по нефтегазопроводам и заводу СПГ вызвал рост потока грузов на Сахалинской железной дороге и в островной авиакомпании «САТ». У местных авиаторов появились новые самолеты DАH-8, без шельфа их приобретение было бы невозможно. Понятно, что перевозчики не могли не модернизировать свою инфраструктуру, чтобы соответствовать тем требованиям, которые им предъявляют операторы шельфовых проектов. И, наконец, в связи с ростом экспортно-импортных операций в области получила развитие таможенная инфраструктура, появилась новая профессия – таможенный брокер.
Нельзя не отметить, что масштабные строительные работы по шельфовым проектам вызвали и повышение деловой активности в лесопромышленном комплексе: многие предприниматели стали заниматься лесопилением, приобретать новое оборудование.
Ну и нельзя не сказать о том, что все подрядные работы немыслимы без надлежащего сервиса, тем более что велись и ведутся они с участием иностранных компаний. Этим объясняется появление большого числа новых отелей и офисных зданий в областном центре. Шельф заметно оживил сферу потребительского рынка. Например, СПК «Соколовский» и фермеры Смирныховского района стали поставщиками сельхозпродукции для строителей шельфовых объектов. Возникла необходимость развивать сервис в местах проживания строителей – кемпах. Опять-таки, работников компаний, участвующих в строительстве инфраструктуры нефтегазовых проектов, нужно было одеть в спецодежду, соответственно нужно было обеспечить ее наличие. Такие вот ниточки от ведущих отраслей к обеспечивающим секторам прослеживаются по многим направлениям.
| При этом высказываются и опасения: основной и самый масштабный этап работ подходит к концу, таких объемов подрядных работ тем же строителям вряд ли найти, а значит, строительная отрасль может погрузиться в экономическую «спячку»?
– Сразу замечу, что такой всплеск экономической активности для нашей экономики нехарактерен – ведь подрядные работы велись не только нашими компаниями, но и компаниями из других регионов. Действительно, сейчас основной объем выполнен. Но… нам не надо гнаться за сохранением прежних объемов. Для сахалинской экономики нужно другое: чтобы наши компании, получившие опыт работы на шельфе, могли использовать его и дальше, не снижая именно своих объемов. А силы есть где приложить.
Во-первых, нам необходимо полностью до 2015 года асфальтировать автодорогу с юга острова на север до Охи, а также дорогу от Огоньков до Невельска, построить дорожную сеть на всех Курилах. А еще нужно положить твердое покрытие по западному побережью Сахалина. В следующем году из бюджета области на эти цели выделяется на 1 млрд рублей больше, чем в 2008 году. В дальнейшем планируется рост расходов на эти цели примерно на 20 проц. ежегодно.
Следующая точка приложения сил – модернизация энергетики, то есть строительство 4-й очереди Южно-Сахалинской ТЭЦ, ее газификация, а следом и газификация всей ТЭЦ. Потом строительство электростанции взамен вырабатывающей свой ресурс ГРЭС.
Кроме того, благодаря обновленной программе жилищного строительства у нас впервые за 10 лет появилась программа развития социального жилья. Это потянет за собой и модернизацию ЖКХ.
На выходе программы развития сельского хозяйства, рыбной отрасли, лесопромышленного комплекса. Все это стало возможно благодаря тем инвестициям в экономику, которые принесли нефтегазовые операторы.
| А впереди – мост на материк, железнодорожная линия Ильинск–Углегорск…
– Да, и эти проекты приобретают все более реальные очертания. Так что перспективы у Сахалинской области есть. И еще отмечу один позитивный момент – благодаря шельфу наша область приобрела известность в мире. Естественно, многие российские и зарубежные компании проявляют к ней интерес. Это тоже можно отнести к мультипликативному эффекту от шельфовых проектов – ведь известность в мировых деловых кругах дорогого стоит.
| Беседовал Евгений АВЕРИН.
|