ГАЛИНА ФЕСЕНКО – учитель географии МБОУ «Гимназия № 2». г. Южно-Сахалинск.
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ НОМИНАНТА
Родилась Галина Фесенко в 1936 году за Полярным кругом в городе Игарка Красноярского края. Ей исполнилось 8 лет, когда пришло известие, что отец, воевавший на фронте, умер от ран в госпитале. К тому времени семья жила в Иркутске. Ее мама была учителем начальных классов. Окончив среднюю школу, Галина поступила на географический факультет Иркутского государственного педагогического института. Получив диплом, в 1958 году по конкурсному отбору была направлена на Сахалин. Три года преподавала в школе пос. Орлово Углегорского района. В октябре 1961 года была приглашена на работу в Южно-Сахалинск методистом областной Детской экскурсионно-туристической станции. Несмотря на большую организационную и творческую работу, ее тянуло в школу. В 1964 году перешла работать учителем географии в среднюю школу № 2 областного центра (ныне гимназия № 2). В 1978 году являлась делегатом Всесоюзного съезда учителей в Москве. В гимназии № 2 Галина Николаевна преподает более 40 лет. Общий педагогический стаж Галины Фесенко составляет 54 года! И сегодня, в свои 75, она находится на первых рубежах географической науки. Люди, которые знают Галину Николаевну, не перестают удивляться ее энергичности, преданности детям, влюбленности в жизнь и свое дело.
КСТАТИ
Галина Фесенко – заслуженный учитель РФ, заслуженный педагог Сахалинской области, учитель-методист, отличник народного просвещения. Награждена двумя грамотами Министерства просвещения РФ, медалью «Ветеран труда» и медалью энциклопедии «Лучшие люди России» (2004 г.). Имеет почетное звание «Отличник охраны природы Сахалинской области». Ее имя занесено в Сахалинскую областную Книгу памяти.
В ЦЕПОЧКЕ ЖИЗНЕННЫХ КОЛЛИЗИЙ
– Галина Николаевна, то, что вы связали свою педагогическую деятельность с географией, – это случайность или закономерность?
– Я вообще считаю, что в нашей жизни ничего не бывает случайного. Мне было четыре года, когда мы с мамой плыли на судне по Енисею из Игарки в Иркутск. Помню только одно, как какой-то большой бородатый дядька играл со мной в резиновый мяч на палубе. При качке мяч улетел за борт, отчего я долго и неутешно плакала, а дядечка меня успокаивал.
А когда я училась в пятом классе, мама рассказала о бородаче, с которым мне посчастливилось общаться. Оказалось, это был легендарный человек – известный путешественник и полярный исследователь Отто Юльевич Шмидт. В то время на том же судне он вместе со своей группой возвращался из очередной экспедиции на полуостров Таймыр.
Рассказ мамы меня так зацепил! Словно не ветер, а вихрь странствий пролетел над головой. Я тоже захотела стать путешественником, увидеть все страны и континенты.
Училась я всегда хорошо, а с тех пор география стала моим любимым предметом, и я уже стала мечтать о поступлении в институт. Но тут произошло неожиданное.
В годы сталинских репрессий маму, которая в то время работала учителем в детском приюте, арестовали по клеветническому доносу. Среди ночи к нам домой явились сотрудники соответствующих органов с обыском, но ничего компрометирующего не нашли. Да и что можно было у нас найти, если мама получала мизерную зарплату, а чтобы хоть как-то одеться, шила нам одежду… из парашютного полотна.
Пока мамы не было, меня забрала к себе жить тетушка-инвалид. Мы едва сводили концы с концами. Чтобы как-то прожить и не умереть с голоду, я в свои 12 лет ходила на речной причал подбирать уголь, упавший в порту с грузовых машин. Собирала все найденное в мешок, грузила на санки, а потом продавала по 10 рублей за ведро. Так кое-как мы продержались до маминого освобождения.
Через полгода маму освободили прямо из зала суда под аплодисменты ее сослуживцев и бывших учеников, которые не побоялись хлопотать за нее.
Она сразу же устроилась в школу, а я, пережив всю эту ситуацию, твердо решила – буду тоже учителем, как мама.
– Вся ваша жизнь полна открытий. Скажите, а как вы открыли для себя географическую точку под названием Сахалин?
– Когда я смотрела на карту страны, остров-рыба Сахалин всегда привлекал мое внимание. А рядом-то были еще и Курилы с вулканами и гейзерами, побывать в тех местах был предел моих мечтаний. Но чтобы попасть в островную область, пришлось выдержать конкурс при распределении в институте. На Сахалин было много желающих поехать, а мест всего шесть. Я оказалась в числе счастливчиков.
И вот 2 августа 1958 года наш пароход пришел в Корсаков.
В облоно меня, вместе с биологичкой Кариной Китовой – выпускницей Саратовского пединститута, направили учителем географии в пос. Орлово Углегорского района. В пункт назначения со своим небольшим скарбом мы ехали в кузове грузовика. С одной стороны море, с другой – сопки в зелени и луговых цветах, вдали – голубые заплатки озер, гигантские растения, десятки тоннелей и, самое удивительное, – лосось, идущий на нерест… От такой красоты и экзотики даже дух захватывает!
Не меньше удивила нас и сельская школа, расположенная высоко на сопке в здании японской постройки. В классах всего по 10–12 человек. Меня вызвал директор и первым делом спрашивает: «Рисовать, петь умеете?» На мой утвердительный ответ последовало: «А вести черчение и физкультуру можете?» Снова киваю. «Тогда приступайте к работе», – последовало распоряжение. Так, наряду с географией, мне пришлось вести все перечисленные руководителем предметы. Однако для меня это было только в радость.
На своем первом же уроке сказала: «Ребята, у нас с вами будет школьный музей. Приносите все, что считаете интересным, – старинные предметы быта, игрушки, посуду…» И тут всех прорвало – и дети, и родители приносили старые комоды, фотографии, патефоны, граммофоны, камни, ракушки, много японской утвари…
Для будущего музея нам выделили самый холодный кабинет, где по этой причине долго никто не занимался. По моему настоянию там сделали ремонт, отремонтировали печь. В обновленном помещении я создала кабинет географии, чего никогда не было в островной области.
Считалось, что географу это необязательно, и учителя ходили с урока на урок с учебными пособиями в руках и картами под мышкой. В моем же географическом классе разместился и новоиспеченный музей.
О моем новшестве вскоре писала вся районная и областная пресса, приезжали корреспонденты из разных городов Советского Союза и даже из «Учительской газеты».
МУЗЕЙНЫХ ДЕЛ МАСТЕР
– Насколько я знаю, в дальнейшем, где бы вы ни работали, свою деятельность вы начинали с создания музея. А судя по экспозиции музея «Природа и человек», созданного вами вместе с учениками и педагогами в гимназии № 2, понимаешь, что музейному фактору вы придаете особое значение. Почему?
– Причин много. В Иркутске, где прошли мои школьные и студенческие годы, был замечательный областной краеведческий музей, и мне всегда хотелось создать нечто подобное. А все потому, что музей – грандиозная памятная книга человечества. В школе это прекрасная возможность наглядного обучения, огромнейшее подспорье в преподавании географии и любого другого предмета. Когда ребенок видит или даже может потрогать предмет, он лучше запомнит его и суть вещей, с ним связанных, поймет взаимосвязь природы и человека. А главное – осознает, как мала и хрупка наша планета Земля, как нужно бережно к ней относиться.
Я часто на уроках использую музейные экспонаты. К примеру, говоря об африканских странах, сопровождаю рассказ легким звуком тамтамов, мы рассматриваем фотографии саванн, животных, птиц, дивные раковины, кокосы, предметы, сделанные из них.
Однажды на уроке, где мне надо было рассказать о Везувии и бесконечно любимых мной вулканах, решила ребятам продемонстрировать принцип их деятельности. Заранее с группой учащихся мы слепили из глины конус вулкана с небольшой выемкой внизу, куда я положила специальный горючий порошок. Ученики внимательно слушают о том, как долго спал красивейший в мире исполин, смотрят на мини-Везувий на столе. «А потом вулкан проснулся», – говорю я и поджигаю смесь. Из глиняного жерла стал выходить дым и посыпался пепел. Ребята в восторге, а я знаю, что эту тему они уже никогда не забудут.
Кстати, мы с ребятами несколько раз по заказу Сахалинского областного краеведческого музея побывали в экспедициях на Курильских островах, где воочию увидели горячие источники, фумаролы и, конечно, знаменитые вулканы Тятя, Менделеева и другие, собрали нужный для ученых материал. Для своего музея привезли камни со знаменитого мыса Столбчатый. А еще прихватили на Сахалин худенького лисенка, оставшегося без матери, выкормили его, выходили, а потом отпустили в лес.
– Я знаю, что вы побывали более чем в 30 странах мира. Ваши рассказы тоже служат учебным пособием на уроках?
– Безусловно. Особенно они были необходимы раньше, когда не было Интернета.
В советские времена выезд жителей СССР за рубеж был ограничен, в капиталистические страны и вовсе могли поехать единицы. Поэтому учитель был одним из главных носителей информации.
Сейчас у нас новое интернет-поколение учащихся. В силу технического прогресса они более развиты, технически продвинуты. Но в последние годы учащиеся все чаще изучают предмет по туристическим круизам. Теперь дети чуть ли не с пеленок путешествуют вместе с родителями. Казалось бы, это прекрасно. Но… Спрашиваю на уроке: «Кто был на Бали?» Лес рук. «Покажите на карте, где находится этот остров». Мало кто может показать.
В ОБНИМКУ С…МЕДВЕДЕМ
– Жизнь – не ровное полотно. Вот и у вас в школьной дороге длиной в 54 года был один зигзаг – вы два с половиной года проработали методистом в областной Детской экскурсионно-туристической станции. По какой причине снова вернулись в школу?
– Не хватило масштаба действий, хотя мы с ребятами и в походы ходили, и новые маршруты осваивали на Сахалине и Курилах. Мне надо, чтобы все вокруг кипело и бурлило, чтобы у меня были сотни учащихся, а на станцию ходили всего человек 20. А еще мне не хватало … школьного шума. Оказалось, что я без него не могу. Причем на переменах, когда ученики безудержно резвятся, я шума не замечаю. Но на уроке у меня должна быть тишина, чтобы муха пролетела – и было слышно. Добиваюсь этого заинтересованностью ребят в изучаемой теме, а вовсе не карательными мерами, поскольку считаю их не только антипедагогическими, но и непродуктивными.
Не без гордости могу отметить, что за всю свою большую педагогическую деятельность я ни разу ни одного ученика не выгнала из класса.
А в 1964 году начинала и в южно-сахалинской школе № 2 (ныне гимназия) с создания школьного музея, который в 1984 году получил статус народного. В то время в областном краеведческом музее избавлялись от «хлама», а я с радостью все ненужное другим перетаскивала к себе в музей. Так у нас появились огромнейший позвонок кита, копия нефтяной вышки. Помню, как мы с ребятами тащили на себе через весь город… чучело медведя, которого тоже из-за ветхости списали из фондов. Развеселое было зрелище для прохожих! Потом мы это чучело почистили, привели в приличный медвежий вид, и оно у нас еще долго украшало школьную экспозицию.
– Не только вы, но и две ваши дочери являются продолжателями семейной учительской династии. Как у них сложилась педагогическая деятельность?
– Старшая дочь Елена преподает в Центральной музыкальной школе и довольна, что нашла свое призвание. Вероятно, в какой-то степени на ее выбор повлиял мой интерес к искусству и творчеству – я в свое время тоже увлекалась музыкой, играла на гитаре, немного на фортепиано. Была одной из незаменимых в художественной самодеятельности – читала басни и фельетоны, пела в вокальном ансамбле, аккомпанировала на гитаре.
Гены, вероятно, делают свое дело – внучка Настенька (ей 12 лет, она учится в гимназии № 2 и ЦМШ) тоже музыкально одаренная, победительница многих конкурсов. Недавно в Новосибирске стала лауреатом, в качестве поощрения ей была предоставлена поездка в Испанию. Интересно, что Настя (дочь моей младшей дочери Татьяны) учится по классу аккордеона, а преподает ей ее родная тетя – Елена. Дочь Татьяна пошла по моим стопам – тоже стала учителем географии. Сейчас мы с ней коллеги, она к тому же еще и завуч по воспитательной работе в гимназии № 2.
Кстати, в 2004 году моя Татьяна Юрьевна Фесенко стала победителем регионального конкурса «Учитель года» и достойно представляла нашу Сахалинскую область на Всероссийском конкурсе в Москве. Я рада за своих дочерей и внуков, их у меня трое.
САХАЛИНСКАЯ ДЕМЕТРА
– Вы известны в области еще и как страстный цветовод, садовод-любитель, селекционер, постоянный участник сельскохозяйственных выставок и к тому же человек общественно активный, ратующий за весь дачный люд. Такой широкомасштабной деятельности наверняка позавидовала бы даже древнегреческая богиня плодородия Деметра. Это тоже в вас от любви к «гео», то есть к земле?
– Все от нее. Для меня большая радость что-то взращивать на земле, проводить опыты с растениями, заниматься селекцией. В этом деле даже преуспела, особенно это касается крупноплодной ремонтантной малины.
Мой сахалинский малиновый шедевр описал в своей книге «Ремонтантная малина в России» академик Российской академии естественных наук Иван Васильевич Казаков.
Много лет я веду переписку с ведущими садоводами и овощеводами страны. Мы обмениваемся семенами. Когда организовалось общество «Птицеград», стала курочек и красавиц-цесарок разводить. У меня появилась коллекция пионов – более 100 видов, почти столько же гладиолусов и роз. В сентябре огромные охапки цветов приносила учителям. Дарила друзьям и знакомым. Мне нравилось это делать. Ко мне за семенами и саженцами приезжали из детского дома «Ласточка», Кировского детского дома, Горнозаводской школы-интерната, психоневрологического диспансера и многих других организаций. Всех одаривала безвозмездно.
А на рынок с продажей выращенного вышла в силу обстоятельств. Перестроечные ветры 90-х коснулись и школы, начались длительные задержки с выплатой зарплаты. Надо было как-то жить и выживать. А сейчас южносахалинцам нужны условия для продажи излишков саженцев и выращенной продукции. Поэтому мы вместе с заинтересованными дачниками и владельцами личных подсобных хозяйств уже несколько лет бьемся за строительство в областном центре сельскохозяйственного рынка для реализации продукции без посредников. Но пока все упирается в выделение земельного участка для него.
– С женщинами о возрасте не говорят, но поскольку вы его не скрываете, то позвольте спросить – что помогает вам выглядеть моложе, сохранять энергию жизни?
– Школа и мои ученики. Среди них немало победителей областных и всероссийских географических олимпиад, есть учителя географии, метеорологи, геологи. Многие в профессии занимают высокие посты. А один из наших школьных активистов Георгий Карлов – сейчас депутат Государственной думы.
Не знаю, как другие, но представители моего поколения живут, пока работают. Энергетическая подпитка у них – в любимом деле. К тому же ты никогда не должен делать зло и думать о плохом. Человек должен быть настроен на добро. В этом и есть его предназначение в столь сложном и противоречивом мире.
БЛИЦ-ОПРОС
– Ваши увлечения?
– География, путешествия, сад и езда на автомобиле. Одно время очень увлекалась вязанием, много вышивала гладью. В доме у меня висело множество картин собственного производства. В молодости занималась спортом – баскетболом, лыжами, беговыми коньками, несколько раз прыгала с парашютом. Люблю фотографировать. А вообще увлечений у меня – море.
– Что приемлете в людях, а что не воспринимаете?
– Ненавижу клевету, равнодушие и подхалимаж. А нравятся люди добрые, открытые, чистые душой. Их у нас большинство. Ценю честность и порядочность.
– Верите в гороскопы? Кто вы по знаку зодиака?
– Я – Лев, но рычать и стращать никого не люблю. Гороскопы читаю, если попадаются в руки, удивляюсь, когда предсказания совпадают с действительностью. Несмотря на приметы, цифру 13 считаю счастливой для себя.
– Где нравится отдыхать?
– В лесу и у моря. Пребывание там приводит меня к душевной гармонии.
– Любимое время года?
– У меня их два – зима и начало лета с первой робкой зеленью и пробуждением удивительно прекрасной сахалинской природы.
ЧТО ЗНАЧАТ ДЛЯ ВАС…
Семья?
– Это мое все. Самое дорогое и любимое. Но семья еще и мои ученики, и у меня нет плохих детей – к каждому можно найти подход.
Любовь?
– А как на свете без любви прожить? Ею наша жизнь освящена. Не зря говорят – люби людей, тогда и тебя Бог полюбит.
Счастье?
– Семья и моя профессия. Несмотря на возраст, не могу уйти из гимназии – слишком люблю своих учеников и свой коллектив.
– Ваши мечты. О чем они?
– Хочу, чтобы я и мои родные были здоровы. Мечтаю передать все свои знания ученикам и молодым педагогам. В мае открыть после реконструкции наш народный музей в гимназии. Мне хочется, чтобы посмотреть на нашу экспозицию по-прежнему приезжали дошколята, зарубежные делегации, а также ученые и гости из соседних регионов. А как дачница мечтаю, чтобы в городе все же открылся современный, хорошо оборудованный сельскохозяйственный рынок.
|