Почти две трети грузопотока, идущего в островную область, проходит через Холмский и Корсаковский морские порты. Какие перспективы открыли для этих предприятий шельфовые проекты? Наш собеседник – председатель совета директоров открытых акционерных обществ «Корсаковский морской торговый порт» и «Холмский морской торговый порт», депутат Сахалинской областной Думы Николай Кран.
– Николай Иванович, в какой степени шельфовые проекты Сахалина способствовали развитию самых крупных островных портов?
– Оба порта – и Холмский, и Корсаковский участвуют в работах, связанных с формированием баз снабжения по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Однако, если брать удельный объем грузов, который проходит в рамках этих проектов, то он относительно невелик по сравнению с общим грузооборотом портов. Поэтому мы надеемся, что у нас все впереди. Стоят на очереди в конце года тендеры по проектам «Сахалин-3», «Сахалин-4», «Сахалин-5»… То есть перспектива у наших морских портов довольно большая.
В работе по шельфовым проектам Сахалина наши порты задействованы еще с 90-х годов. Поэтому опыт у нас уже имеется, есть квалифицированный персонал, который знаком с требованиями зарубежных партнеров. Если раньше нам было многое в диковинку, то сейчас стивидоры, работая на шельфовых проектах, получили богатейший опыт не только на юге, но и на севере острова. Докеры механизаторы Корсаковского морского торгового порта работали в Пригородном, когда построили временный причал для завоза крупнотоннажных и негабаритных грузов оператора проекта – компании «Сахалин Энерджи». Там они показали свое умение трудиться в новых условиях международного менеджмента. Это касалось также инженерного и технического обеспечения. Мы, в принципе, готовы к увеличению и предстоящих объемов – мощности портов позволяют это сделать. Поэтому вполне оптимистически смотрим в будущее. Тем более порты в Холмске и Корсакове у нас незамерзающие. Работа может вестись круглый год.
– Как сказалось на портовиках сотрудничество с партнерами по бизнесу – иностранными компаниями?
– Безусловно, для нас это хорошая наука. Мы впервые столкнулись с новой для себя постановкой деятельности, стандартами безопасности и качества работ. Если по нашим проектам стивидоры могут некоторые работы выполнять вдвоем, то по международным стандартам, с точки зрения техники безопасности, положено четыре человека. Им это было психологически трудно преодолеть. Сначала они недоумевали: «Мы вдвоем справимся. Зачем нам четыре человека?». Потом привыкли.
– Вы многому научились, но, вероятно, и ваши зарубежные партнеры по бизнесу в сотрудничестве с вами увидели сахалинских портовиков в новом свете и, насколько я знаю, в самом лучшем…
– Сначала операторы шельфовых проектов с некоторой опаской смотрели на то, сможем ли мы работать на уровне мировых стандартов. Тем не менее, в селе Пригородном они увидели главное – что мы умеем работать быстро, качественно и безопасно. Они даже не ожидали, что наши корсаковские докеры-механизаторы могут мастерски и виртуозно работать с крупнотоннажными тяжеловесами и негабаритными грузами. По их меркам, работы выполнялись чрезвычайно быстро, за что руководству Корсаковского порта была высказана благодарность от оператора проекта и генподрядчика – компании STCD.
– Впереди – новые шельфовые проекты. В связи с этим, на ваш взгляд, какова перспектива развития морских портов Сахалина?
– Перед парламентскими каникулами Госдума РФ приняла в первом чтении два важных закона. Первый – о портах. Главное, что был принят закон не в редакции, предложенной правительством (поскольку носил рамочный характер и все отдавалось на откуп Минтрансу), а внесенный единороссами. Он имеет прямое действие в портах, не отдавая на откуп чиновникам. И также в первом чтении депутатами Госдумы был принят второй закон – об особых экономических зонах, в котором по настоянию президента РФ, появился термин – «особая портовая зона». Это очень важный момент.
– Что он даст сахалинским портам?
– Прежде всего у портовиков появляются огромные возможности для привлечения инвестиций. Теперь все в особой зоне порта находится до таможенной границы Российской Федерации. К примеру, у нас сегодня высок износ портальных кранов. Это проблема и для Холмского, и для Корсаковского портов. Мы хотим закупать их за рубежом. Но, чтобы в настоящее время приобрести кран одной известной австрийской фирмы, мы должны заплатить 20 процентов пошлины и 18 процентов НДС. Его цена таким образом подскочит почти до 4 млн. долларов. То есть кран может стать просто золотым. Поэтому для модернизации портов, особенно если это связано с завозом импортного оборудования, такие особые экономические зоны – значительный прорыв вперед. У портов появятся новые стимулы для экономического роста. Если будут созданы такие особые портовые зоны (а мы рассматриваем их создание в Холмском, и прежде всего в Корсаковском порту), то в плане работы с шельфовыми грузами новый закон даст портовикам большие преимущества. Это станет новым витком в развитии сахалинских морских портов.
|