Заглядывая в новый год, мы всегда думаем о будущем. Поэтому незадолго до праздников я попросил депутата Сахалинской областной Думы, председателя комитета по государственному строительству, регламенту и местному самоуправлению Сергея Зарицкого поделиться планами на год грядущий.
– Сергей Анатольевич, как в судоходстве нужна штурманская карта, чтобы не сесть на мель, так и в государственном строительстве, чтобы дров не наломать, требуется свой генплан. Каков он у вашего комитета и что его определяет?
– В своих дальнейших действиях мы ориентируемся на недавнее Послание президента, которое получилось достаточно конкретным и ясным. Полагаю, что, после того как оно было озвучено, у Дмитрия Медведева сторонников заметно прибавится. Этот документ оказывает влияние на жизнь всей нашей страны…
Для нас, членов комитета, особенно интересен ряд предложений по совершенствованию политической системы на демократических принципах. Считаю, что мы увлеклись возведением вертикали власти. В результате сократилось до минимума участие общественных организаций в тех или иных процессах, то есть мы задавили эти институты административной машиной и вертикалью власти. В свое время я тоже участвовал в ее постройке. И вот теперь президент напомнил, что нужно к демократизации общества возвращаться.
Прежде всего мы должны создать в лице законодательной власти разумный противовес власти исполнительной. Они – как два крыла у птицы, поэтому тут не должно быть перекосов. Иначе нам грозит полет кувырком.
Известно, что люди могут максимально влиять на власть через депутатов областной Думы. Все это в немалой мере касается и органов местного самоуправления. Ведь ни для кого не секрет, что некоторых мэров надо было отстранить от должности «еще вчера», в преддверии зимы. Однако нет механизма отстранения от должности первых руководителей районов.
– И кто же вправе главу района отстранить? Ведь, как говорится, избирали всем народом…
– Это очень сложный и по нынешнему законодательству практически невыполнимый процесс. Такую задачу можно было бы возложить на депутатов городских и районных собраний. А с другой стороны – не получится ли так, что мэр может оказаться заложником какой-то группы местных депутатов, не обремененных ответственностью перед жителями муниципального образования?
Не будем забывать, что любой мэр, впрягающийся в работу, имеет вполне нормальные амбиции. Он хочет оставить добрый след на территории, которой ему доверено управлять. Поэтому у него должны быть соответствующие его рангу полномочия. И наряду с ними – прописана ответственность, вплоть до того, кто, когда, за что, при каких условиях может отстранить мэра от работы. Все это необходимо учитывать. И когда мы будем выстраивать законодательство, оно должно быть таким, чтобы любые чиновничьи игры, споры и даже противоречия двух ветвей власти не касались простых людей, не ухудшали их жизнь.
– Областным парламентариям часто приходится работать с законопроектами федерального уровня, проявляя законодательную инициативу. Тут тоже, наверное, их подстерегают рифы и мели?
– Рассматривая проекты федеральных законов, очень важно въедливо в них вчитываться. Порой одно неточно употребленное слово может породить огромные проблемы.
Чтобы не быть голословным, приведу пример. Чем отличается, скажем, передача государственных полномочий на местный уровень от наделения полномочиями? На первый взгляд, вроде то же самое. А если вдуматься – разница огромная! Когда происходит наделение, то региону спускают просто-напросто «голые» полномочия, как мундир свадебного генерала. Кроме дополнительных проблем, это зачастую ничего не дает. А вот когда передают те же самые полномочия на места, то в придачу – и обязательное финансовое обеспечение. Чувствуете разницу?!
Недавно мы один такой законопроект отклонили. Причем сделали это не голословно, а в своем отрицательном заключении доказали, что полномочия, которыми нас хотели наделить, это госполномочия с вытекающими отсюда последствиями. Как только это сделали – нас наконец-то услышали. Нашу правоту признало государственное правовое управление Госдумы, и теперь законопроект в таком виде вряд ли пройдет.
Впрочем, правом законодательной инициативы обладаем и мы. Поэтому я, например, хочу заняться застарелой проблемой, которую не могут сдвинуть с мертвой точки уже много лет, – узаконить на федеральном уровне всем понятную дату окончания войны с Японией, пока еще живы ее участники.
– В президентском Послании шла речь и об изменении принципа формирования высшего законодательного органа страны. Насколько это важно?
– Президент в своем Послании сказал, что Совет Федерации должен формироваться из людей, прошедших горнило местных и региональных выборов. Это, считаю, очень принципиальный посыл. Таким образом, повышается ответственность сенатора перед населением своей области.
Этот посыл Послания обретет свою вторую жизнь в рамочном федеральном законе. На его основе мы будем разрабатывать областной закон.
Кстати, одна из наших задач – приведение законодательства субъекта в соответствие с федеральной правовой базой. При этом надо обязательно учитывать местные традиции и условия. И здесь для нашего комитета огромное поле работы. Любые должностные назначения, согласования кандидатур сенатора, прокурора, мировых судей и т. д. – все это прерогатива комитета по государственному строительству, регламенту и местному самоуправлению.
Нам также предстоит рассмотреть предложение президента о выдвижении главы субъекта Федерации из рядов победившей на региональных выборах партии. Ведь до сих пор действует указ президента В. Путина, в котором сказано, что кандидатуру на пост губернатора представляет полпред президента, и делается это до определенного момента не публично, можно сказать, кулуарно. Мне, в бытность главным федеральным инспектором, приходилось принимать в этом участие. Теперь мы должны облечь процедуру в новую правовую норму.
– В областном законе о границах и статусе муниципальных образований нет перечня населенных пунктов. Что это – мелкая недоработка или серьезный просчет?
– Такой, казалось бы, «пустяк» сегодня нередко приводит к большой неразберихе. Например, при решении вопросов – кому оказывать медицинскую помощь, кому тушить пожар и тому подобное. Вот и выходит, что от недописанной нормы страдают люди. Даже отсутствие элементарных статистических данных об учете этих населенных пунктов и численности в них жителей приводит к неравномерному распределению бюджетных средств. Поэтому и тут предстоит непростая совместная работа как администрации области, так и нашего комитета.
– Сегодня у госслужащих есть классные чины, а у муниципальных таких чинов нет. Это, по вашему мнению, существенный недочет?
– На первый взгляд, вроде бы несущественный, а если поразмыслить – серьезная недоработка. Ведь присвоение классного чина, помимо надбавки к зарплате, диктует четкие правила поведения, накладывает на новоиспеченного чиновника определенные ограничения и дополнительные должностные обязанности, за выполнение которых можно строго спросить.
– То есть госслужащего могут и понизить в чине, и вовсе лишить его?
– Не исключено. В итоге мы получаем повышение качества работы чиновника, карьерный рост, закрепление людей на рабочих местах. В общем, это нормальная кадровая политика, о которой сейчас всюду говорят, но мало что делают. А я считаю, надо поменьше говорить о необходимости растить кадры, а больше заниматься этой проблемой, приводить ситуацию в соответствие с правовой базой и законодательно закреплять. Такую задачу также должен решать наш комитет. Ведь хорошо работающий муниципальный служащий – это качественное оказание государственных услуг населению.
– Не совсем привычное в данном контексте словосочетание…
– Тут нечего стесняться. Да, именно услуги. Чиновник должен всегда помнить, что он нанят. Поэтому он наделен большими полномочиями и возможностями для оказания именно государственных и муниципальных услуг, направленных на улучшение жизни людей.
– Тут ныне действующему Совету муниципальных образований, как говорится, и карты в руки.
– Пока работу Совета эффективной назвать трудно. Исходя из этого, необходимо, на мой взгляд, урегулировать взаимоотношения на законодательном уровне Совета и государственной власти субъекта, то есть администрации области и областной Думы. Без нормативной базы не может быть равноправия.
Поэтому нам надо разработать такой закон, в котором должны быть четко определены полномочия государственной власти при взаимодействии с Советом муниципальных образований. Только тогда появятся равные права и возможность друг друга слышать.
Совет должен играть более существенную роль в муниципальных образованиях, где, собственно говоря, и проживает все население области. Работать на благо сограждан – его главная задача.
|