Валентина Тутурова – преподаватель и заведующая хоровым отделением Центральной детской музыкальной школы (ЦДМШ), руководитель хора «Кантилена». г. Южно-Сахалинск.
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ НОМИНАНТА
Практически вся ее жизнь связана с Южно-Сахалинском. Здесь Валентина Тутурова родилась в 1953 году. В этом городе окончила восьмилетнюю школу и поступила в Сахалинское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. Получив диплом, в 1972 году заочно продолжила образование во Владивостоке в Дальневосточном институте искусств. Начинала работу хормейстера в южно-сахалинском Дворце пионеров (ныне Дворец детско-юношеского творчества). С 1979 года – педагог детской музыкальной школы №1 (сейчас это ЦДМШ – Центральная детская музыкальная школа). С 1987 по 1993 год работала завучем, а с 1984 года является бессменной заведующей хорового отдела.
Мастерство хормейстера и прекрасную подготовку хористов уже 27 лет воплощает в себе хор ЦДМШ «Кантилена», ставший своего рода визитной карточкой не только его создателя – Валентины Тутуровой, но и островного региона.
КСТАТИ
Известный хормейстер, заведующая хоровой секцией городского методического объединения и руководитель двух областных учебно-творческих лабораторий Валентина Тутурова имеет немало наград. Она заслуженный работник культуры РФ (2007 г.), заслуженный педагог Сахалинской области (1999 г.), лауреат Сахалинского фонда культуры (2007 г.).
НЕЗАБЫТАЯ МЕЛОДИЯ ИЗ ДЕТСТВА
– Валентина Алексеевна, у музыки есть удивительное свойство – она может оживить чувства, приблизить далекое из нашей памяти. А если бы зазвучала музыка, которую вы слушали в детстве, о чем бы она вам напомнила?
– О теплоте родного дома, о самой счастливой и беззаботной поре. Семья у нас была большая – шестеро детей. Я – младшая. В то время музыка и песни звучали практически в каждой квартире, мы с сестрами целыми днями слушали пластинки на проигрывателе или литературно-музыкальные композиции по радио, которых в те времена было великое множество. А вечерами всей семьей пели любимые песни – «Подмосковные вечера», «Огней так много золотых», «Как у нас в садочке»… Красивые были песни!
Еще малышкой прослыла незаменимой исполнительницей песен. Поступила в первый класс, меня и тут заметили – пригласили в самодеятельность. Пела во всех школьных концертах и сольно, и в хоре. Помимо музыкальных занятий, увлекалась спортом, предпочитая легкую атлетику и лыжи. И везде успевала, и все мне нравилось. Однако жизненный крен в сторону музыки произошел неожиданно, и прежде всего для меня самой.
Когда не стало папы, а он рано ушел из жизни, надо было самим думать о своем образовании. Первой, кто в нашей семье решил связать свою жизнь с музыкой, была старшая сестра, которая, окончив Сахалинское музыкальное училище (ныне колледж искусств), стала музыкальным работником в детском саду. Следом за ней в это же училище подала документы средняя сестра, но она очень боялась экзаменов. К тому времени я, окончив восьмилетку, решила поддержать ее и поступать вместе с ней. Однако получилось так, что зачислили в музучилище на дирижерско-хоровое отделение только меня. И тут началось самое сложное.
Учиться мне было очень трудно – нотная грамота для меня потемки, знала только, что есть семь нот, а где они находятся и как пишутся, понятия не имела. А в группе видела, как однокурсники свободно ориентируются в сольфеджио, играют на инструментах. Но самая большая проблема – дома не было пианино. Поэтому после занятий оставалась в училище, садилась за фортепиано и готовила заданное. И так каждый день до 11 часов вечера. Но усталости особой не чувствовала – музыка стала моей естественной средой. Прошло немного времени, и я догнала своих сверстников.
Музыкальное училище всегда было большим творческим «котлом». То и дело создавались студенческие группы, коллективы, оркестры, ансамбли. Меня из хора взяли в девичью вокальную группу, руководил нами замечательный музыкант и педагог Анатолий Михайлович Жук. Вскоре наш ВИА стали приглашать не только на концерты в городе, но и на гастроли по населенным пунктам юга острова. Для нас это было большим признанием. Особенно почувствовали себя известными и знаменитыми, когда Сахалинское телевидение сняло о нас музыкальный фильм. Съемки, как и положено «звездам», проходили у моря. Правда, не у Черного под пальмами, а в поселке Озерском на холодном ветру. Однако для нас это был фурор!
– И после такого триумфа вы получили распределение в сельский Дом культуры. Будучи горожанкой, не испугались неустроенности, житейских сложностей?
– Нет. Наоборот, хотелось, чтобы и в деревне культурная жизнь била ключом. Распределили меня в ДК поселка Ново-Троицкое Анивского района.
Автобусом доехала до Троицкого, а дальше, мне говорят, можно дойти пешком, тут рядом. Иду по дороге с чемоданом, который с каждым метром становится все тяжелее, догоняет меня водитель на машине, спрашивает: «Далеко ли собралась, девица?» Узнав, что мне в Ново-Троицкое, удивился – так это киломеров… пять топать, давай подвезу.
В Доме культуры мне предложили должность руководителя художественной самодеятельности. Прихожу в ДК и вижу – полуразвалившееся здание, облупившиеся стены окрашены ужасной темно-синей и зеленой краской. Запущенная библиотека, в углу валяется разодранный баян… Все мрачно и беспросветно. Но люди – замечательные, это обстоятельство и удержало меня от быстрого возвращения домой.
Заведующая клубом поселила меня у себя и во всем помогала. Я с головой ушла в клубные дела. И первым делом начала преобразования – общими усилиями с сельчанами все вычистили в клубе, навели порядок, сделали ремонт. В здании посветлело и повеселело. В школе и среди жителей поселка объявила сбор местных талантов. Люди стали приходить в ДК нарядными, в чистой обуви.
Поскольку в клубе отсутствовало фортепиано, а приобрести его в то время было нереально, в Южно-Сахалинске я купила аккордеон в придачу с самоучителем игры. Начала осваивать новый для себя инструмент. Спустя какое-то время уже подбирала аккомпанемент, учила песни, готовила с участниками репертуар. Постепенно собрала вокальные группы – детские и взрослые. По мере творческого становления коллективов жизнь в Ново-Троицком преображалась. Мы стали проводить вечера отдыха, встречи с интересными людьми, концерты. Сельчане были очень довольны, а я не скрывала радости от того, что востребована в своей профессии.
ХОР МЕЧТЫ
– Тем не менее через полгода вы переехали в областной центр. Почему?
– Сказалось отсутствие инструмента. Мне надо было готовиться к сессии в институте, а у меня вместо «фоно» лишь аккордеон в клубе. И все же переезд в Южно-Сахалинск был совершенно случайным – однажды встретила своего знакомого, и он предложил мне перейти к нему работать методистом областного хорового общества. Дело новое для меня, но зато в помещении общества было фортепиано. Кстати, в Ново-Троицком меня не отпускали, обещали даже купить пианино, но...
Почти два года я занималась хорами, да только все больше на бумаге – готовила документы, помогала в подготовке сценариев и мероприятий, выезжала в районы с проверками. И все же эта работа казалась мне скучноватой, в глубине души мечтала создать свой хоровой коллектив.
Мечта о нем привела меня в южно-сахалинский Дворец пионеров. Там и создала свой первый детский хор, и он отлично заявил о себе. Но, видимо, от судьбы не уйдешь – однажды меня пригласили преподавателем в детскую музыкальную школу №1(сейчас ЦДМШ), и с тех пор, вот уже 34 года, вся моя жизнь связана с ней и ее воспитанниками.
– За долгие годы у вас было много коллективов, а чем стал для вас хор «Кантилена»?
– Это мое бесконечно любимое детище. «Кантилене» уже 27 лет. Трудно сосчитать, какое количество детей прошло через коллектив и через мое сердце, потому что работаю с каждым ребенком. Ежедневно видишь и чувствуешь каждого воспитанника. Научить музыке проще – запомнил ноты и затем воспроизвел их. А голос – это самый тонкий музыкальный инструмент. Овладеть им куда сложнее. В пении, тем более хоровом, прежде всего нужно научить ребенка слышать свой голос, приспособиться к нему, слышать голос поющих рядом с тобой. Трудность еще и в том, что некоторые родители, воспитанные на попсе и эстраде не лучших образцов, звучащей сегодня чуть ли не из чайника, приводят в школу маленьких крох, хотят сразу вручить им в руку микрофон и чтобы они бегали по сцене. Свое дитя они видят лишь в роли звезды. А хор – это другое. Это единение, духовный и душевный рост.
Пока дети ходят в нашу музыкальную школу, они познают не только основы хорового пения, развивают художественный и музыкальный вкус, но и формируются как личности. Поэтому важны все воспитательные моменты, в том числе репертуар.
– А каким произведение должно быть, чтобы вы назвали его своим и включили в программу хора?
– Песня для «Кантилены» должна быть глубокой по содержанию (тексты-пустышки – не для нас). Музыка – красивой и мелодичной по звучанию, ведь слово «кантилена» в переводе с итальянского – напевная, певучая, протяжная мелодия.
Сейчас у нас в хоре занимается порядка 30 ребят. По нынешним временам это неплохо. Но я скучаю по большому составу, ведь в доперестроечное время у нас в «Кантилене» было по 50 и более хористов.
Ностальгию по большим формам сбивает другой коллектив – Сахалинский детский сводный хор, которым я руковожу уже почти шесть лет. Он создан при методическом центре областного министерства культуры.
Идея его создания появилась после моих посещений Всероссийских хоровых мастерских, куда я с 1987 года ездила в течение 10 лет. Проходили встречи хормейстеров в разных городах – Москве, Нижнем Новгороде, Курске, Саратове. Собирались на курсы более 100 человек со всей России. Нами занимались светила хорового искусства – профессора столичных и российских консерваторий. Они заставляли нас думать, мыслить, переживать.
На Сахалине полученные знания трансформировались в создание сначала школы хормейстера, а затем – сводного детского хора.
Появился он у нас в 2007 году. Два раза в год мы собираем одаренных ребят из разных школ островного региона.
В декабре 2012 года у нас прошла очередная сессия, и мы со сводным хором ездили во Владивосток на 5-й региональный хоровой фестиваль им. Г. Струве. Коллективов собралось много, причем практически все – в большом составе. А нас вышло на сцену всего 18 человек. Однако выступили так, что овации долго не утихали в зале. А когда мы шли по коридору, то и дело слышали – сахалинцы, браво!
С нами был на фестивале и вокальный ансамбль ЦДМШ «Вдохновение», который входит в состав детского сводного хора. Он исполнил партитуру Баха. На участников хорового форума наши ребята произвели тоже очень мощное впечатление, за что получили суперприз.
СИНУСОИДЫ ТВОРЧЕСТВА
– В хоровом пении нет предела совершенству. Наверное, не случайно вы уже много лет приглашаете на Сахалин известных музыкантов, композиторов, хормейстеров. С кем особенно запомнились встречи и мастер-классы?
– Очень тепло прошло наше общение с Георгием Струве, Юрием Тугариновым, Евгением Крылатовым. Автор знаменитых «Крылатых качелей» приезжал к нам в 1998 году. Тогда мы провели с ним два совместных концерта в кинотеатре «Октябрь». Апогеем встречи стало дружное исполнение любимых всеми «Качелей». А я под аккомпанемент автора спела другой хит Е. Крылатова – «Кабы не было зимы».
Более 30 лет мы дружили с Юрием Тугариновым. Он приезжал из Москвы к нам на Сахалин неоднократно. Это был необыкновенный человек, и мастер-классы у него всегда были тоже необыкновенными. К сожалению, в октябре 2012 года его не стало. Но мы не забываем нашего друга, в апреле этого года в память о замечательном музыканте и композиторе мы провели концерт.
В моей работе печалит одно – достигнешь пика исполнительности с хоровым составом, а тут раз – дети выпускаются из музыкальной школы. На их место приходят маленькие, и приходится начинать все сначала. Вот такие синусоиды творчества.
– Бывает, что подготовка произведения дается участникам хора с большим трудом?
– Порой и такое случается. Иногда – бьешься, бьешься, а произведение не звучит, дети поют не так, как должно, тут даже руки опускаются. А выход один – эта песня хороша, начинай сначала… Объясняешь в тысячный раз, показываешь, будишь воображение, пробуждаешь ассоциации на музыку. Важно, чтобы ребята душой почувствовали произведение.
Но, пожалуй, сложнее всего проходила у нас работа над «Мессией» Генделя. Это было совместное исполнение «Кантилены» с «Ансамблем XXI, Москва» под руководством ирландки Лижии О’ Риордан и финским мужским хором.
В программу концерта входило…24(!) произведения на английском языке, которые следовало подготовить в кратчайшие сроки. Труднее не придумаешь. Даже сейчас не могу сказать, почему я согласилась на этот адский труд.
В «Мессии» все было сложно – и музыка, и тексты на иностранном языке, и общее звучание с признанными в мире коллективами. К тому же я и сама пела альтовые партии, моя дочь Елена – сопрановые.
В итоге мы справились, и в конце сентября 2003 года в областном центре с триумфом прошли два наших концерта в международном составе.
ПОДНИМИСЬ НАД СУЕТОЙ
– Слышала, что уже несколько лет вы поете в хоре Кафедрального собора. Что значит для вас духовное песнопение?
– Успокоение души. За время, которое там находишься, ты словно очищаешься. Дорогу к храму нашла осознанно, уже будучи взрослой. Когда звучит церковный хор, ты словно поднимаешься над землей, уходит все мирское – мелкое и суетное. На душе становится светло и тепло.
Духовная музыка в корне отличается от светской, которая дает выплеск эмоциям, страстям. А церковное песнопение невольно заставляет думать человека о высшем, о вечном, о душе. Ее исполнять и слушать надо по-другому – более вдумчиво.
А во время колокольного звона вдруг ощущаешь какую-то духовную мощь, единение народа русского и связь веков.
– Вернемся к делам земным. Как получилось, что ваша дочь Елена пошла по вашим стопам, стала тоже хормейстером. Уже много лет вы с ней коллеги, работаете в ЦДМШ. А как вы ее учили музыке?
– Так же, как всех. Она училась в нашей музыкальной школе, и ей не было никаких поблажек. Впрочем, лишена она была и похвалы, за что дочь частенько обижалась на меня. При этом ей нравилось учиться. Ближе к 7-му классу Лена сообщила, что хочет стать, как я, преподавателем музыки. Предупредила ее: «Смотри – у меня выходных нет, праздников нет. Когда люди отдыхают, мы или репетируем, или выступаем на сцене…» «Зато тебя дети любят», – парировала дочь.
Так и работаем вместе. Елена занимается в ЦДМШ общими хорами, помогаем друг другу, спрашиваем совета, иногда выступаем в роли критиков, понимая, как важен взгляд со стороны родного человека, да еще коллеги-профессионала.
Музыка всегда со мной. Когда еду в машине за рулем, включаю диски с шедеврами классической музыки. Эстраду слушаю крайне редко, хотя стараюсь быть в курсе современной музыки.
С дочерью мы постоянно поем в дуэте, в основном это тоже классика, участвуем в концертных программах.
Сейчас готовимся к Пасхальному фестивалю и концерту программы «Одаренные дети». Впрочем, считаю, неодаренных детей нет. Все зависит от нас, от взрослых.
БЛИЦ-ОПРОС
– Ваши увлечения?
– Музыка, театр и выращивание домашних цветов. В детстве занималась спортом, коллекционировала фантики, марки. Любила вышивать гладью. Сейчас из ранних увлечений осталось фото. Нравится снимать пейзаж, природу, цветочки-лютики и делать фотоотчеты о наших концертах и гастролях.
– Что приемлете в людях, а что не воспринимаете?
– Не люблю в человеке лень и ложь. Нравятся люди открытые, добродушные, с юмором. Очень ценю профессионализм.
– Верите в гороскопы? Кто вы по знаку зодиака?
– Я – Весы, наверное, поэтому во всем люблю точность и взвешенность. За гороскопами не гоняюсь, скучное это занятие – знать все наперед.
– Как и где любите отдыхать?
– Эмоциональную подпитку получаю на природе. Предпочитаю отдыхать не за рубежом, а в России. Стало правилом со своей подругой и коллегой Натальей Шарловой каждое лето проводить на Байкале. Но в этом году хотим изменить привычный маршрут и отправиться в культурную мекку – Санкт-Петербург.
– Любимое время года?
– Золотая сахалинская осень.
ЧТО ЗНАЧАТ ДЛЯ ВАС
Семья?
– Самое дорогое, родное и любимое. Для меня это мои дети – сын и дочь, а также внук-подросток и трехлетняя лапочка-внучка.
Любовь?
– Это то, что делает мир прекраснее и теплее.
Счастье?
– Когда понимаешь, что и в семье, и в работе ты – любимая и незаменимая. А еще я счастлива, когда успешно реализуются все творческие проекты.
– Ваши мечты. О чем они?
– Чтобы были здоровы и счастливы мои родные. Чтобы хоровое искусство в островном регионе поднялось на более высокий уровень. И, конечно, мечтаю о творческом долголетии хора «Кантилена». Надеюсь, умные мамы и папы приведут своих деток к нам на хоровое отделение, и у нас снова появится, ну, очень большой хор.
|