Вспоминает Владимир Абашев, народный артист РФ, актер Чехов-центра с 1982 по 2010 год.
Мое знакомство с Фархутдиновым первый раз состоялось на лыжне. Оба мы были лыжниками. И вот как-то возле водохранилища, на излюбленной трассе, я стою, перекуриваю. И слышу: «Бросать пора, а то на сцене дышать нечем будет». Оборачиваюсь – а это Игорь Павлович, тогда он был мэром Южно-Сахалинска. Узнал меня сразу.
Он вообще любил театр. Ходил туда вместе с супругой Валентиной Ивановной. Пересмотрел весь наш репертуар. Словом, настоящий театрал. И за театр болел душой. И я, и мои коллеги убедились в этом, когда он уже стал губернатором.
В 1997 году, зимой, там случился пожар на малой сцене. Как раз когда мы играли чеховского «Иванова». Я первый учуял запах дыма. И вот малая сцена вышла из строя. Большая сцена не действовала. Словом, спектакли ставить было негде. Реально встала проблема – ждать у моря погоды или уезжать в другие регионы…
И с этим вопросом мы записались на прием и пошли к Фархутдинову, тогда уже губернатору.
Помню, нас было четверо – я, тогдашний художественный руководитель Павел Цепенюк, заместитель директора Ирина Тагиль, актриса Клара Кисенкова.
Он увидел нас еще в коридоре, встретил как старых знакомых. Поинтересовался, что нас привело на прием по личным вопросам. Мы и сказали: вопрос с театром – личный для каждого из нас и в целом касается области. Он сразу дал распоряжения. И ремонт начался через месяц. А мы начали репетировать на сцене музыкального зала «Каприччио» – он располагался на месте нынешнего театра кукол. И в 2000 году мы вернулись на большую сцену.
Появились оркестры «Джаз-тайм» и «Дивертисмент».
Благодаря Фархутдинову у нас на сцене смогли ставить оперетту. Игорь Павлович ее очень любил. И один раз привел на премьеру тогдашнего главу МЧС Сергея Шойгу – тоже, кстати, заядлого театрала и любителя оперетты. И тому так понравилась наша постановка «С любовью к оперетте», что он пригласил всех ее участников в Москву. Они были там дней 10, побывали в гостях у Никиты Михалкова, в московских театрах. Это все было настоящим открытием для молодых артистов, недавних выпускников нашего театрального колледжа!
А еще мы замечали, что Игорь Павлович мог на один спектакль ходить не по одному разу. На премьеру – само собой. И потом еще повторно. Особенно ему нравилась наша «Прибайкальская кадриль» – он смотрел ее три раза: два – в «Каприччио» и один – на большой сцене. Потом – спектакли «Чума на оба ваши дома», «Шум за сценой», «Восемь любящих женщин». Все они были тогда, в 90-х, очень популярны, на всех был аншлаг.
Игорь Павлович шутя тогда сказал: как ни приду – и полный зал все время, вы случайно не загоняете людей для массовости? А весь секрет был в том, что эти спектакли были интересны для зрителя. Поставил их Игорь Гуревич, очень талантливый человек, которого с нами уже нет. Его вначале приглашали в качестве режиссера. В 2003 году он стал художественным руководителем и директором Чехов-центра, но проработал меньше года…
Благодаря Игорю Павловичу наш Чехов-центр побывал с гастролями в Америке, на Аляске, в 1996 году. Фархутдинова связывали хорошие отношения с губернатором этого штата Тони Ноулзом, и во время своего визита наш губернатор подготовил почву для гастролей. А когда его коллега с Аляски был у нас в области, в 1998 году, Игорь Павлович привел его на премьеру «Свои люди – сочтемся». В память об этом осталось фото.
Еще мне очень дорого фото, где Игорь Павлович в 1998 году вручает мне свидетельство о присвоении звания народного артиста России. Было приятно слушать слова приветствия именно от него. Ведь он понимал, что культура – двигатель прогресса, и поэтому воспринимал ее развитие не просто как обязанность по выделению бюджетных средств.
Знаете, когда встречаешь таких руководителей, то хочется делать еще больше. У тебя словно открывается второе дыхание. Такой вот след оставил в моей памяти Фархутдинов. Он очень любил Сахалин, и Сахалин для него был неотделим от театра.
Вспоминает Ирина Тагиль, заместитель директора Чехов-центра с 1992 по 2010 год.
Знаете, время, когда работал Игорь Павлович, для нашего театра было золотым веком. Нам было легко – и в материальном, и в творческом плане. И не случайно, наверное, в те времена мы были первыми по такому показателю, как заполняемость залов. Игорь Павлович возродил и театр, и интерес к нему. Я думаю – во многом благодаря тому, что в нем самом была внутренняя культура. А это от должности напрямую не зависит.
Он слышал людей, с ним был диалог, с ним было приятно общаться. Он любил нашу театральную труппу, знал всех артистов по именам, нередко общался с ними. И люди не чувствовали дистанции – он губернатор, высшее должностное лицо, они – рядовые жители. Игорь Павлович и в театр, и к актерам приходил как театрал, поклонник их творчества. Наверное, поэтому было легко с ним общаться.
Я уверена – если бы не воля Фархутдинова, то долго еще спектакли не игрались бы на сцене Чехов-центра. Он проявлял живое участие к ходу реконструкции в конце 1990-х годов. Это все было под его личным контролем. После открытия Чехов-центра по окончании реконструкции были планы расширения театра. И если бы не его смерть… Для всех нас это было как обухом по голове…
А еще я вспоминаю Игоря Павловича каждый раз, когда езжу на дачу, в район Ключей. Какой ужасный и небезопасный был там деревянный мост. И только благодаря Фархутдинову его заменили на нормальный, улучшили состояние дороги и сохранили дачный поезд Южно-Сахалинск – Новая Деревня.
|