РИА "Сахалин-Курилы"
Вещи рассказывают. И никакой политики
В конце июня в Южно-Сахалинской городской библиотеке открылась выставка под названием «Последнее тепло Карафуто». Ее автор – путешественник, исследователь, археолог, житель областного центра Михаил Шерковцов. Именно «Губернские ведомости» первыми познакомили читателей со своим талантливым земляком, рассказали о его судьбе. Кроме того, в нашей газете осуществляется проект под названием «Вещи рассказывают». Раз в месяц Михаил Шерковцов раскрывает нам тайны найденных им артефактов эпохи Карафуто. Первый подобный выпуск стал прологом предстоящей выставки, и даже название совпало – «Последнее тепло Карафуто».

ГОРЯЧАЯ «ОСЬМИНОЖКА»

Мне повезло. Михаил Шерковцов лично познакомил меня с экспозицией.

Вот первая японская печь с бункером, которая была изобретена в 1924 году господином Тоесабуро Судзуки и появилась в продаже под торговой маркой «Фукуроку». Когда-то она ослепительно блестела, так как все японские мастера покрывали печи никелем. Понятное дело, за столько лет от никеля не осталось и следа, зато печка, как и прежде, напоминает фигуру старинного воина в крепких доспехах – о-ерой. Другое дело – печка под торговой маркой «Тайе». Она выполнена неизвестным мастером настолько элегантно, что похожа на изящную девушку. Есть здесь и «осьминожка» – маленькая походная печурка, которая по форме действительно напоминает морского обитателя.

Михаил Шерковцов рядом с «осьминожкой»

Особая тема – очаг под названием «Хибаки». В него насыпали песок, а сверху клали раскаленные угли, чтобы готовить пищу. Впрочем, почему насыпали? Дело в том, что в 1998 году автору этих строк посчастливилось, будучи на экскурсии в японском городе Канадзава, быть приглашенным вместе с коллегой из областного телевидения в гости к одинокой бабушке. Жила она за городом на холме. Пока добирались на такси, шел густой снег, и в ее большущем доме было совсем не жарко. Посреди зала стоял очаг «Хибаки», который мы называли «Хибачи». На нем хозяйка приготовила для нас много вкусностей. А потом, сидя вокруг японского очага, на японо-англо-русском языке мы пытались рассказать друг другу о своей жизни, о том, что нам нет никакого дела до политики. О наши ноги терлась пушистая серая кошечка со звонким колокольчиком на шее…

ИЗ БУТЫЛКИ? НИ-НИ


Между прочим, японские жители Карафуто, как и русский люд, настаивали в специальных чанах бражку. Такой чан можно увидеть и на выставке. Вот только культура пития у нас была и есть разная. Рассказывает Михаил Шерковцов:

Сакэдзуки, специально изготовленные к Олимпийским играм

– Ни один уважающий себя японец не пил сакэ, разливая любимый напиток прямо из бутылки. Если покупателю приглянулась емкость с горячительным напитком, продавец переливал японскую водку в керамические или фарфоровые бутылочки под названием «токкури». Сервировался стол токкури и специальными чашечками – сакэдзуки. Но и это еще не все. В зависимости от повода застолья выбирались и чашечки с различными рисунками. Хотите узнать об этом подробнее, приходите на выставку.

А что мы знаем о знаменитой чайной церемонии? В городской библиотеке представлены чайные чашечки – тяваны знаменитых японских школ мастеров: Арита, Кутани и др.

Знаете, когда занимаешься раскопками, поисками вещей эпохи Карафуто, сталкиваешься со многими загадками. Например, недалеко от поселка Бошняково я раскопал чайник. Судя по надписи, принадлежал он пожарной полиции Карафуто. Да, но как он мог оказаться так далеко от Тойехары? Могу лишь предположить, что в Бошняково чем-то сильно отличился местный полицейский, и пузатый, знатный чайник был ему за это дарован.

Несколько вещей – вешалку, вазу и набор для алтаря – предоставила для экспозиции народная артистка РФ, актриса Чехов-центра Клара Кисенкова. Помогло и руководство музея истории Синегорска: при его участии на выставке появилось необычно красивое кимоно.

МУЗЕЙ ВЕЩЕЙ ЛЮБОЙ ЭПОХИ


Во время церемонии открытия начальник управления культуры и туризма Южно-Сахалинска Инга Костанова сказала: «Думаю, что эта выставка вызовет огромный интерес у сахалинских любителей истории». Она как в воду глядела. Даже на презентации в небольшом читальном зале библиотеки места хватило далеко не всем. Впрочем, у желающих была и есть возможность познакомиться с уникальными экспонатами и по сей день, благо работать выставка будет до 1 августа.

Чайник пожарных

Но уже сегодня достаточно перелистать книгу отзывов, где есть записи на разных языках мира, чтобы понять: работа Михаила Шерковцева действительно вызвала неподдельный интерес. «Далекое холодное прошлое стало намного ближе и теплее» – это один из отзывов.

У самого собирателя старины, которому, кстати, в оформлении экспозиции здорово помогли сотрудники библиотеки и его друг, художник-маринист Владимир Овченков, много новых планов, связанных с выставочной деятельностью. А директор МУ «Южно-Сахалинская центральная библиотечная система» Ольга Базыкина вообще говорит о том, что вместе с коллегами по работе мечтает открыть музей вещей Сахалина, не важно какой эпохи, и периодически менять экспозиции. А почему бы и нет?

Опубликовано: 09.07.2009 18:22 Автор: Владимир Елисеев

https://sakhvesti.ru/?div=gubved&id=11694