РИА "Сахалин-Курилы"
Не изменяя Сахалину
Время неумолимо. Но всегда благосклонно к творческим людям. Талантливому артисту оно позволяет многократно приумножить свой дар, возводя его со временем в степень мастерства.

Вчера свой юбилей отметила душа Сахалинского драматического театра, народная артистка России Клара Кисенкова. И я не буду озвучивать арифметическое выражение этой знаменательной даты. Для меня Клара Константиновна остается по-прежнему все той же: молодой, энергичной, темпераментной и по-доброму ироничной, какой я ее узнал в начале семидесятых, когда она еще не была ни народной, ни орденоносной, ни даже заслуженной. Но именно с того далекого времени я и не могу себе представить областной драматический театр без талантливой актрисы Клары Кисенковой, чье мастерство все больше оттачивалось с каждым годом ее пребывания на сцене.

А годов этих было-таки немало. В 1965 году молодая сахалинка, окончившая педагогический институт искусств во Владивостоке, вернулась домой на стажировку. По распределению должна была поступить на службу в Дальневосточный театр имени Горького в столице Приморья. Но обстоятельства сложились так, что начинающая творческую жизнь актриса осталась на своем родном острове, в театре имени Чехова. И Сахалину никогда не изменяла, став подлинно народной артисткой для островитян гораздо раньше, чем высокое звание было присвоенное ей официально.

Впрочем, сама Клара Кисенкова поначалу всем говорила, что после отработки обязательных трех лет все равно уедет с Сахалина. Возможно, этой позой она уговаривала в основном саму себя – но так и не уговорила – с островным театром связана вся ее богатая достижениями творческая жизнь.

Надо отдать должное – и учителя здесь чаще всего были хорошие. Первым режиссером для молодой актрисы стал такой мастер сцены, как Евгений Сахаров. С юным дарованием он особо не церемонился – бросил как в холодную реку: плыви.

В «Егоре Булычове» 23-летняя девушка получила роль старухи семидесяти лет. А в труппе были уже состоявшиеся актрисы, мастера возрастных ролей. Но педагогический эксперимент оказался удачным: молодая Клара научилась устойчиво держаться на плаву. А годы шли: Клара Константиновна и сама стала палочкой-выручалочкой для молодых. Это именно вокруг нее сгруппировался коллектив в тяжкие годы перестроечного безвременья, когда до театра никому не было дела: ни властям, переживающим переходный период, ни горожанам, не ведающим, на какие деньги кормить семьи при долгосрочных задержках выплат зарплат и пенсий. Тогда тонущий корабль театра покинули все режиссеры.

Пришлось энтузиастам сахалинской сцены, брошенным на произвол судьбы, самим позаботиться о себе. И режиссером нового спектакля стала Клара Константиновна Кисенкова. Эту «роль» ей пришлось тогда сыграть впервые.

Потом были другие постановки. Очень большой резонанс получил поставленный ею спектакль по мотивам японской сказки «Журавлиные перья». Тепло приняли его и японские зрители. Но это было потом. А тогда режиссерским дебютом Клара Константиновна убедительно доказала: пока жив коллектив, пока есть актеры, театр умереть не может.

И тут наступает пора поздравить большую артистку с юбилеем. Но вот ведь какая мысль приходит в голову. Это не ее, это нас надо поздравлять. Нас, зрителей, с тем, что вот уже много-много лет мы имеем счастье наслаждаться великолепной игрой подлинного мастера сцены, подлинно Народной актрисы Клары Константиновны Кисенковой.

Опубликовано: 01.08.2009 13:42 Автор: Сергей Чинаров

https://sakhvesti.ru/?div=gubved&id=12179