РИА "Сахалин-Курилы"
Война и нефть
На Международной научно-практической конференции «Уроки Второй мировой войны и современность», которая прошла в Южно-Сахалинске 2–3 сентября, прозвучало немало интересных докладов о роли жителей островной области в победе над врагом. Один из них, посвященный трудовому подвигу сахалинских нефтяников в годы войны, мы сегодня публикуем с незначительными сокращениями.

Сахалинский нефтяной район сыграл особую роль, обеспечивая потребности в жидком топливе фронта и народного хозяйства многих областей Дальнего Востока и в целом всей страны в годы Великой Отечественной войны. Из 900 тыс. т нефтепродуктов, реализуемых в предвоенные годы на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, более половины приходилось на сахалинскую нефть. Северный Сахалин имел все возможности удовлетворить потребности Дальнего Востока в нефтепродуктах полностью. Нефть была обнаружена во всех частях Северного Сахалина. По далеко не полным данным, разведанные запасы исчислялись на 1 января 1944 г. в 444 122 тыс. т, что составляло более 5% общих запасов нефти по СССР на 1 января 1938 г.

На Северном Сахалине имелось десять разведанных нефтяных районов: Охинский, Эхабинский, Набильский, Центральная часть восточного побережья, Ныйско-Дагинский, Юго-Восточный, Юго-Западный, Энгиз-Пальский, Лангрийский и п-ов Шмидта. Из них эксплуатировались только три первых, их нефтяные промышленные запасы на 1 января 1943 г. составляли 33,8 млн. т, в том числе 23,6 млн. т, или 70 проц., – высококачественная нефть «эхабинка». Добывалась нефть из трех разработанных месторождений: Охинского, Эхабинского и Катанглинского. Эти промыслы уже входили в состав действующих фондов, имели сложившуюся транспортную систему, решены были здесь производственные и бытовые проблемы, правда, не в полной мере и не так, как этого хотелось.

Начало Великой Отечественной войны не могло не изменить направлений поисковой и производственной деятельности. Вся промышленность теперь стала подчиняться требованиям военного времени, в полном соответствии с лозунгом «Все для фронта! Все для победы!». Это потребовало коренной перестройки работы треста «Сахалиннефть».

Фронт нуждался в нефтепродуктах. Производство налаживалось с большими трудностями. Не хватало квалифицированных специалистов, и поэтому значительная часть выпускников, окончивших Охинский нефтяной техникум в 1941 г., была направлена на нефтяные промыслы. Острый дефицит в рабочей силе, вызванный уходом многих рабочих-нефтяников на фронт, привел к тому, что на предприятия треста «Сахалиннефть» пришли женщины и подростки. Они самоотверженно трудились, сменив ушедших на фронт отцов, мужей, старших братьев. Юноши и девушки направлялись на обучение в Охинскую фабрично-заводскую школу, на курсы, которые были созданы при тресте «Сахалиннефть». Только за три месяца войны получили рабочие специальности 103 человека. На курсах обучались: 21 кочегар, из них 17 женщин; 42 шофера, из них 29 женщин, в том числе 25 домохозяек; 18 токарей и 20 слесарей.

В 1942 г. возник новый вид обучения – взрослое ученичество. Организатором нововведения явился трест «Сахалиннефть», действовавший на основании соответствующих документов, полученных от Дальнефтекомбината. Ранее никогда не работавшие женщины получили специальности счетоводов, статистиков, нормировщиков, чертежников. В 1945 г. получили новые специальности 245 бывших домохозяек.

Горя желанием помочь фронту, молодежь включается в движение «двухсотников», «трехсотников», «пятисотников». Газета «Советский Сахалин» от 18 октября 1941 г. сообщала, что «...растут ряды стахановцев-двухсотников. Ключник Иванов Е. С. систематически выполнял норму на 281%, помощник оператора Хабибулин на 218%». По две нормы давали стахановцы Раковский, Мингалиев, Абрашкин, Голубец и другие».

В 1943 г. на Сахалине насчитывалось свыше одной тысячи стахановцев и ударников, которые показывали образцы высокопроизводительного труда. В этот год большая группа молодых нефтяников была награждена значком «Отличник социалистического соревнования. Среди них А. Н. Букин, Н. А. Каменова, Г. Г. Тимуршин и многие другие. Освоенный в годы войны передовой метод работы – турбинное бурение – способствовал перевыполнению планов. Хозрасчетная бригада Г. Т. Подшивайлова добилась рекордных результатов. Применение скоростного метода бурения скважин позволило его бригаде в два раза быстрее сдавать скважины в эксплуатацию и добиться снижения себестоимости продукта на 60 тыс. рублей.

В 1944 г. лучшими были объявлены контора бурения, Эхабинский и Охинский промыслы. Решением ВЦСПС и Наркомнефти четыре раза присуждалось переходящее Красное Знамя конторе бурения, два раза отмечалась хорошая работа Охинского промысла. В 1945 г. в рядах стахановцев и ударников числилось 3 176 человек. Бригады нефтяников Сухова, Бойко и Иванченко были признаны лучшими, так как давали стране сотни тонн сверхплановой нефти.

В 1945 г. газета «Советский Сахалин» сообщала: «На предприятиях треста «Сахалиннефть» с большим подъемом обсуждались обращения коллективов объединений «Башкирнефть», «Лениннефть» и завода № 408, призывавших всех нефтяников страны включиться в трудовой поход за перевыполнение планов добычи нефти и бурения». Первыми на призыв откликнулся коллектив промысла Эхаби, взяв на себя новые обязательства. Бригада мастера по добыче нефти Казакевича, выполнившая за 20 дней июля плановые задания на 103,2%, обязалась месячный план выполнить на 105%, к 15 сентября подготовить свой участок к зиме, до 15 августа обучить двух помощников операторов и перевести их на эту работу. Комсомольско-молодежная бригада Лебедева обязалась выполнить плановые задания по добыче нефти за август и сентябрь на 103%, в свободное от работы время собрать 15 тонн разлитой нефти. Бригада Карпиленко приняла решение выполнить квартальные плановые показатели на 102 %.

В 1941–1945 гг. ставились рекорды, намного превосходившие достижения довоенных стахановцев и превышавшие нормы выработки в 2, 3, 5 и 10 раз. Примечательно, что такие рекорды нередко ставили подростки, женщины и старики. На собраниях женщины-общественницы, домохозяйки единодушно заявляли о своей готовности отдать все силы и способности на оборону и защиту Родины. Сестры, дочери нефтяников Эхаби решили изучать промысловое дело, чтобы сменить мужчин за рулем, у нефтяных и буровых станков. Женщины поселка Эхаби взяли на себя обязательство за два месяца подготовить из своей среды 15 трактористок и шоферов, 20 операторов и помощников операторов, 19 замерщиц и насосчиц.

Для обеспечения военных действий требовались значительные объемы горючего. Удельный вес Сахалина в общесоюзной добыче составил 1,6 % в 1940 г. и 3,9 % в 1945 г. Нефтяные промыслы Северного Сахалина взяли на себя обязательства обеспечить сырьем Хабаровский нефтеперерабатывающий и 409-й Комсомольский нефтеперегонный заводы. Вся добываемая нефть перекачивалась по магистральному нефтепроводу, который был сдан в эксплуатацию в конце 1942 г. Первые пять месяцев 1943 г. перекачка нефти осуществлялась нерегулярно – только для проверки работы трубопровода в зимних условиях. С июля 1943 г. трубопровод стал работать стабильно, наращивая темпы перекачки нефти. Всего за период 1942 – 1945 гг. на материк было вывезено 1 612,3 тыс. т нефти. Часть нефти трест «Сахалиннефть» оставлял для обеспечения собственных предприятий горюче-смазочными материалами. В г. Охе имелся небольшой нефтеперегонный заводик, с 1941 г. в Катангли стала работать нефтеперегонная установка, которые производили первичную переработку нефти исключительно для местных потребностей.

Сухие цифры лучше слов говорят о героическом труде сахалинских нефтяников: 1941 г. – добыто 479,6 тыс. т нефти, 1942 г. – 540,2 тыс. т, 1943 г. – 569,6 тыс. т, 1944 г. – 616,5 тыс. т, 1945 г. – 695,7 тыс. т. За этими показателями ярко просматривается героизм и самоотверженность нефтяников Сахалина.

Перестроенные на военный лад предприятия нефтяной промышленности работали с огромным напряжением. На 1 марта 1944 г. на Северном Сахалине было 670 нефтяных скважин (не считая концессионных), из них действующих 517. Произошел значительный рост добычи нефти, особенно после того, как советский фонд скважин пополнился за счет концессионных. Добыча нефти в 1945 г. по сравнению с 1940 г. возросла на 50 %. Это стимулировало деятельность Хабаровского нефтеперерабатывающего завода, превратившегося в годы войны в высокорентабельное предприятие. В годы войны вступил в строй 409-й Комсомольский нефтеперегонный завод мощностью 500 тыс. т нефтепродуктов в год. Если в 1941 г. прибыль Хабаровского завода составила 10,1 млн. рублей, то в 1944 г. – 20,5 млн. рулей.

С началом войны стали сворачиваться поисково-разведочные и геофизические работы, резко сократилось финансирование геологоразведочных работ, а выделяемые средства направлялись на увеличение добычи нефти. Экспедиции и полевые партии отзывались. Если в 1940 г. было пробурено 5194 м поисковых и разведочных скважин, то в 1941 г. – 4023 м. В 1943 г. объем промышленно-разведочного бурения был выполнен на 41%, и в основном на трех новых месторождениях: Армуданском, Лангерийском и Южной Охе.

Важно также отметить, что и в годы войны продолжались геологические экспедиции, которые проводились силами не только сахалинских геологов. Большой вклад в исследование юго-западной и западной территорий региона внесли разведчики недр из Дальневосточной экспедиции Всесоюзного научно-исследовательского института, которые, в частности, изучили стратиграфию и нефтеносность третичных отложений юго-западного и западного районов Северного Сахалина, определили перспективы разведочных площадей Армудана, Лангери и пути их дальнейшего освоения.

В июле 1943 г. СНК СССР принял постановление о форсировании геологоразведочных работ на Дальнем Востоке, приведшее к увеличению геологических исследований полезных ископаемых на Сахалине. Весь комплекс геологосъемочных, топографических и научно-исследовательских работ в лето 1944 г. был выполнен на 100,6 %, или же в 2,5 раза больше, чем в 1942 г. и в 2 раза, чем в 1943 г. В поле зрения геологов были Армуданский, Лангерийский, Южно-Охинский, Восточно-Эхабинский, а также Энгиз-Пальский районы. На организацию геологопоисковых и разведочных работ в эти районы в 1942–1945 гг. было вложено 13 117 тыс. рублей. Увеличение ассигнований на геологопоисковые и разведочные работы принесло положительный эффект: на Лангерийской площади на глубине 1052 м были встречены признаки нефти и газа, на Южно-Охинской была завершена структурная разведка; на Восточно-Эхабинской бурением промышленно-разведочной скважины установлено наличие двух нефтеносных пластов.

Таким образом, в результате героических усилий была обеспечена победа советского народа в войне с фашистской Германией. Перед нефтяной промышленностью Сахалинской области встали новые задачи, открылись новые перспективы дальнейшего увеличения добычи нефти и газа. Благодаря огромному напряжению духовных и физических сил преодолевались производственные трудности и бытовые лишения, порожденные военной обстановкой, вся жизнь советских людей была подчинена одному – обеспечить фронт всем необходимым, внести свой вклад в победу над врагом.

Автор: Галина Шалкус,
заведующая кафедрой российской истории СахГУ,
кандидат исторических наук.

Опубликовано: 20.09.2010 14:15

https://sakhvesti.ru/?div=gubved&id=23111