РИА "Сахалин-Курилы"
Семь футов под килем!
Островные яхтсмены открыли сезон. Как бабочки на водной глади, яркие паруса спортивных яхт – обычное зрелище.

ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ

Яхт-клуб «Водник», что в городе Холмске, существует уже 42 года. Со дня его образования сотни девчонок и мальчишек смогли приблизиться к мечте – походить на настоящей яхте под парусом. В перестроечные времена клуб долгое время был на грани закрытия. Но настоящие спортсмены – те, кто преданно любит море, смогли отстоять дело всей своей жизни.
Сегодня холмский «Водник» – единственное место, где дети занимаются парусным спортом. И не только дети… Стать членом яхт-клуба может человек абсолютно любого возраста, пола и социального статуса.
– Я занимаюсь парусным спортом с 1976 года, – рассказывает директор клуба, кандидат в мастера спорта Михаил Смоляков. – Несмотря на то что руководителем «Водника» я стал лишь несколько лет назад, весь мой профессиональный спортивный рост происходил именно в родном яхт-клубе.

Холмские спортсмены в День Победы открыли сезон

В парусном хозяйстве – около 70 яхт разных калибров и модификаций. На языке профессионалов это называется классами. Сущность классификации заключается в ограничении размеров яхт и их соотношений, влияющих на ходовые качества и мореходность. Например, чем больше длина яхты, тем меньше сопротивление корпуса, а значит, яхта более быстроходна; осадка лодки влияет на ее лавировочные качества, то есть способность идти под острым углом к ветру и т. д. В собственности «Водника» имеются яхты таких классов, как «Оптимист», «Кадет», «Луч», и не только. Одним словом, все то, что необходимо для полноценной тренировки детей.
Сколько ребят ходит в клуб, не может сказать даже его руководство: их количество – величина непостоянная.
– Летом, как правило, больше родителей желает пристроить своих чад, – объясняет директор структуры. – Часто к нам приезжают покататься воспитанники правдинского детского дома. Когда видишь, как горят глаза детей, когда они выходят в море под парусами, понимаешь, что все многолетние старания были не зря.
К сожалению, в «Водник» ходят в основном ребята из города. Возможно, будь у детей из близлежащих населенных пунктов района возможность постоянно приезжать в Холмск на тренировки, число юных яхтсменов заметно бы увеличилось. Михаил Смоляков вспоминает, как раньше на базе «Водника» был настоящий лагерь, где дети могли полноценно тренироваться с утра до вечера.

ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ, А ЯХТЫ ЗИМОЙ


У взрослых членов клуба работы хватает: они сами на специальной машинке шьют паруса, ремонтируют лодки, обучают мореходному ремеслу младших.
Казалось бы, зимой вся активная насыщенная спортивная жизнь яхтклубовцев должна бы поутихнуть – навигация окончена, все яхты на берегу. Но не у наших героев. В холодное время года они, как в известной русской пословице, где к лету готовят сани, тщательно подготавливают свои лодки к следующему сезону. А этой зимой ребятам и взрослым тем более было чем заняться.
– Прошлой осенью из Корсакова мы привезли семь яхт, – вспоминает директор «Водника». – Ехали за пятью, но бывшее руководство корсаковского яхт-клуба само не знало, что их на две больше.
Этот клуб уже давно потерял статус государственного. В частные владения перешло то, что более-менее ценно. Детские старые посудины в их число явно не входили. Яхты мы буквально вырывали из земли, так они «активно использовались» прежними хозяевами. Состояние их, конечно, оставляло желать лучшего. Ну, ничего! Подшаманили, подмазали. Уже в этом сезоне наши дети на них ходят – не догонишь.
Соревнований в этом сезоне запланировано более чем достаточно. Открытие сезона у «Водника», как обычно, совпадает с регатой, посвященной Дню Победы. В этом году погода на удивление побаловала юных спортсменов. Было тепло (насколько только может быть тепло на Сахалине в начале мая), солнечно, и самое главное – ветрено. Вы же понимаете, что для яхтсмена ветер – самое главное условие. После наличия воды, разумеется. К слову, старты в безветренную погоду являются одними из самых сложных психологических испытаний в парусном спорте. Здесь важно каждое малейшее движение спортсмена в лодке. Нечаянно покачнувшееся судно может мгновенно потерять ветер и остановиться, а набрать ход заново будет очень сложно, а иногда и невозможно. Соперники окажутся впереди, и упущенные полметра сыграют решающую роль на финише. Выигрывают более терпеливые и выдержанные. Парусный спорт – спорт, в котором можно не финишировать, находясь буквально в нескольких десятках сантиметров от финиша.
В тот ясный день на дистанции разыгралась серьезная борьба. Хотя со стороны ее было абсолютно не видно. Солнце на синем небе, спокойная гладь воды. И только неподвижные фигурки юных рулевых в лодках говорили о немыслимом напряжении сил. Вот он – парусный спорт. Спорт интеллекта, спорт внутренней и физической силы, спорт, заставляющий чувствовать природу и быть ее частью.
По итогам этих соревнований девять ребят получили награды (по три призовых места в классах «Оптимист», «Кадет» и «Луч»).
– Существует стереотип, что представительницы слабого пола в яхтенный спорт не идут, – рассказывает Михаил, – это заблуждение. Конечно, чаще к нам приходят парни, но и вниманием девчонок мы не обделены. В «Воднике» сегодня занимается пять девочек. А в этой самой регате, посвященной Дню Победы, одной из первых стала тоже юная леди – Эля Гуменюк.
Вообще, воспитанники «Водника» нацелены на победу. Буквально на днях из Владивостока вернулись наши спортсмены Женя Веселиков и Леша Ющенко. Ребятам пришлось соревноваться в отвратительных погодных условиях – температура воздуха +5, пронизывающий ветер и снег. Тем не менее сахалинцы достойно показали себя, уверенно удержавшись в середине турнирной таблицы.

Начальник отдела спорта агентства спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области Игорь Кутайбергей:
– Конечно, парусный спорт у нас в области развит недостаточно хорошо. На всем Дальнем Востоке прекрасно соседствуют друг с другом как государственные, так и частные подобные клубы. Наши же предприниматели до сих пор не поняли, насколько это выгодное вложение капитала. Считаю первостепенным создание областной федерации этого вида спорта. Агентство, безусловно, помогать парусному спорту будет. Так, например, мы выделяем 90 тыс. рублей на проведение 12 июня в Холмске Всероссийской регаты «Паруса России». У «Водника» возникли проблемы с оформлением некоторых документов. Надеюсь, как только руководство клуба их благополучно решит, наше сотрудничество перейдет на другой, более качественный уровень.

Зимой воспитанникам «Водника» скучать некогда. В учебном классе они учат теорию, сдают экзамены по устройству и управлению яхтами. Но занятия в кабинете – это еще не все, чем занимаются ребята вне навигации. Покажется парадоксальным, но зимой они также участвуют в соревнованиях, только не на воде, а на… льду! Для этого спортсмены своими руками мастерят буера (легкие лодки или платформы, установленные на особых металлических коньках), затачивают из специальной стали полозья, прикрепляют их к сделанному из дерева и обычной фанеры корпусу. Здесь, как и на обычной яхте, есть мачта и паруса. Последние здорово отличаются от обычных яхтенных. Управление буером имеет много общего с управлением яхтой, но требует специальных навыков. Вы не поверите, но такие самоходные яхто-сани могут развивать скорость до 125 км в час. Рекорд же скорости был зафиксирован на отметке в 302 км в час.
– У нас в Холмске море не замерзает, – объясняет Михаил Смоляков, – приходится ездить в Корсаковский район. Там Анивский залив к середине зимы покрывается прекрасным льдом. Главное в этом деле, чтобы его поверхность была чистой, без снега. На буерах мы и тренируемся, и проводим настоящие соревнования, как летом, с раздачей грамот и кубков. На этой старой фотографии самый первый спортсмен – это я. Фото было сделано лет двадцать назад на льду в том же Анивском заливе. С тех пор принцип использования буеров не поменялся.

Фото из личного архива
членов яхт-клуба «Водник».

Опубликовано: 09.06.2011 15:16 Автор: Татьяна Лукина

https://sakhvesti.ru/?div=gubved&id=31197