РИА "Сахалин-Курилы"
По разные стороны терминала
Командировки в избирательный округ дают нашим парламентариям возможность узнать, как говорится, из первых рук, что волнует сегодня людей в конкретном муниципальном образовании. Не стала исключением и минувшая поездка председателя думского комитета по социальной политике Владимира Иванцова в северные районы острова. Вот что рассказал он о проблеме, поднятой на встречах с избирателями…

– Так уж повелось, что летом в центральных и северных районах Сахалина растет спрос на контейнеры. Сюда стараются завезти по железной дороге в больших объемах свой товар предприниматели, в погожие летние дни решаются на укладку домашних вещей и переезд пожилые сахалинцы, получившие жилищные сертификаты и принявшие решение переселиться в материковую часть страны. Но нынешним летом все они столкнулись с абсолютно неожиданной проблемой – из Охинского, Тымовского, Ногликского да и из других районов области стало невозможным отправить контейнеры. А на вопросы, с чем это связано, в местных подразделениях островной железной дороги давали обескураживший всех ответ: отправка контейнеров теперь производится только с терминала в Южно-Сахалинске.
Понятно, что везти автотранспортом, например, домашние вещи из Охи в областной центр, причем так, чтобы поспеть в строго определенный железнодорожниками под погрузку срок, – дело совсем непростое. Вдобавок и сама эта незапланированная перевозка с услугами грузчиков по обработке контейнера весом до 10 тонн обойдется примерно в 60 тыс. рублей. Но даже если заказывать контейнер поменьше, а вещи везти из более близкого населенного пункта, то дополнительные затраты тоже выйдут весьма ощутимые. Так, за доставку до Южно-Сахалинска, например, 5 тонн груза из Тымовского придется заплатить не менее 15 тыс. рублей. Однако и этим дело не ограничится. Жители, планирующие переезд, выяснили, что их, ко всему прочему, лишили еще и возможности отправить контейнер во многие города страны. Если, скажем, попытаться послать свои вещи в город Владимир, то они дойдут лишь до контейнерной площадки в Москве или в Казани, а там их снова придется выгружать и опять самому везти до нужного города все тем же автотранспортом. Словом, переезд на материк теперь обставлен такими дополнительными затратами и нервотрепкой, что их вряд ли вытерпит и полный сил человек. А представьте себе, сколько невзгод испытают инвалиды или ветераны, которые и без подобных «услуг» с немалым трудом смогли собрать денег на переезд!.. Что же касается контейнеров, которые используются для перевозки товаров, то здесь схожая ситуация обещает еще большие финансовые потери, и уже не только владельцам домашнего груза. Как сообщила председатель Собрания Тымовского городского округа Г. Федоровская, затраты на доставку различных товаров при нынешнем порядке контейнерных перевозок увеличиваются почти вдвое. А поскольку это неизбежно отразится на росте розничных цен на крупы, сахар, муку и прочие продукты питания, которые завозятся на наши острова с материка, то «терминальные страдания» придется оплачивать уже даже тем жителям области, которые предпринимателями не являются да и никуда переезжать не собирались.
Естественно, я сразу же стал выяснять, как возникла эта острая проблема. Оказалось, что прежде среднетоннажные контейнеры сдавала в аренду железнодорожникам компания «Трансконтейнер». А уж железнодорожники формировали комплекты в 5–11 контейнеров, устанавливали их на вагоны и перевозили по своим стальным магистралям. Но с 1 июля нынешнего года аренда прекращена, и теперь «Трансконтейнер» сам предоставляет собственные контейнеры для железнодорожных перевозок. А поскольку эта компания является еще и монополистом на рынке услуг такого рода, то и принимать контейнеры для отправки она стала исключительно на своих же терминалах. А у нас на острове один-единственный подобный терминал расположен в Южно-Сахалинске. Правда, как явствует из ответа первого заместителя начальника Дальневосточной железной дороги А. Гладилина, в этом ведомстве в качестве альтернативы решили организовать прием мелких партий различных грузов в крытых вагонах и крупнотоннажных контейнерах. Представитель «Российских железных дорог» также сообщил: предполагается, что к числу организаторов перевозки среднетоннажных контейнеров со временем может подключиться одно из подразделений ОАО «РЖД». Но ведь это все еще только организуется да предполагается… А люди-то страдают уже сегодня! Получается, что новая система приемки и погрузки контейнеров, придуманная в «Трансконтейнере», развела интересы компании и ее клиентов по разные стороны одного и того же терминала. Ну разве это можно назвать примером не только эффективного, но еще и социально ответственного бизнеса?
Конечно, заставить перевозчиков и владельцев контейнеров вернуться к прежней, годами проверенной и удобной для всех, схеме железнодорожных перевозок подобных грузов не так-то просто. Поэтому я обратился за поддержкой в решении проблемы к губернатору А. Хорошавину, и из правительства области уже направлено соответствующее письмо руководству «Российских железных дорог». Возможно, что возникнет необходимость принять и отдельное обращение Сахалинской областной Думы к министру транспорта РФ. Как будут развиваться события – покажет время. Но в любом случае эту проблему я сниму с депутатского контроля только тогда, когда обращение избирателей удастся исполнить до конца.

Опубликовано: 19.08.2011 13:29 Автор: Сергей Сактаганов

https://sakhvesti.ru/?div=gubved&id=33386