РИА "Сахалин-Курилы"
Капля дегтя, или Стимул к развитию
Программа помощи малому бизнесу: очень нелегки первые шаги.

ИСТОРИЯ ПОДДЕРЖКИ

С одной стороны, государство очень многое делает для развития частного бизнеса. Но с другой – механизмы его поддержки пока не отточены до совершенства. Рудименты старых законов и уложений нередко становятся камнем преткновения, а многие благие начинания разбиваются о косность или безответственность как со стороны самих предпринимателей, так и со стороны работников разных ведомств.
Вот и на заседании координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при правительстве Сахалинской области наибольшее внимание уделялось разговорам не об успехах на этом поприще, а о проблемах.
Насколько это важно, с первых же минут подчеркнул заместитель председателя областного правительства Сергей Хоточкин:
– В микропредприятиях, предприятиях малого и среднего бизнеса сегодня у нас задействовано 29 проц. экономически активного населения области. То есть почти 80 тыс. из 280 тыс. человек. Это колоссальная сила и огромнейший ресурс!
Сегодня правительство, областная Дума, общественные формирования всеми силами поддерживают этот сегмент рынка. Но, увы, история этой поддержки насчитывает всего несколько лет. Многое ли можно сделать за такой короткий срок?

ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ!


Всего два года назад был утвержден Закон Сахалинской области «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства». Одновременно с этим получила путевку в жизнь соответствующая областная целевая программа. Возможно, благодаря ей с тех пор наблюдается стабильный положительный показатель роста – несмотря на кризисные явления.
По оценке областного министерства экономики, к концу 2011 года количество малых предприятий составит более 7 тыс. Увеличивается оборот предприятий и налоговые отчисления.
Конечно, нельзя было ожидать, что программа даст немедленные результаты. Только в 2010 году удалось запустить все механизмы финансовой поддержки, и 2011 год стал, по сути, первым полноценным рабочим годом.
И. о. министра экономики Сахалинской области Галина Моисеенко считает, что успехи налицо: на каждый вложенный бюджетный рубль в казну в виде налогов было получено около 5 рублей. При том что всего на реализацию программы в трехлетний период предусмотрено более 460 млн. рублей, в том числе 212,2 млн. из средств федерального бюджета.
Тем не менее обсуждение показало, что не все первые шаги прошли гладко.

РАБОТАЕТ? НЕ РАБОТАЕТ?


Так, одним из важнейших механизмов поддержки должно было стать предоставление денежных микрозаймов и поручительств в банки. Поскольку государство не имеет права напрямую давать деньги в рост, под эти цели было создано автономное учреждение «Фонд содействия развитию предпринимательства».
Суть идеи состоит в том, чтобы малые предприниматели могли взять средства в долг под ничтожный процент (1/2 ставки рефинансирования ЦРБ) или же, при получении более крупного кредита в банке, обрести поручителя в лице государства.
Из федерального и областного бюджетов фонду выделено 26,27 млн. рублей на микрозаймы и 191,97 млн. – на поручительства. Но если первый способ поддержки заработал на полную катушку, то со вторым возникла заминка: за время работы фонда было выдано лишь 14 поручительств на общую сумму 19,66 млн. рублей.
Руководитель фонда Людмила Черняго, правда, пояснила, что свободные средства размещены в депозитах разных банков под ставки от 5 до 10 проц. Но основного вопроса это не снимает:
– Получается, что средства по поручительствам используются всего на 10 проц.? – уточнил Сергей Хоточкин. – Если 90 проц. не востребовано, давайте мы эту сумму у вас срежем. Зачем она лежит на депозитах: разве нет больше других бюджетных расходов? Не нужно закладывать бюджетные деньги на те формы поддержки, которые не работают.

ПРОХЛАДНОЕ ОТНОШЕНИЕ


Из-за чего именно не работает такая форма поддержки, попытались определить участники заседания. В частности, депутата областной Думы Виталия Гомилевского удивил малый спрос на предложения фонда:
– Почему к вам идут всего лишь 0,3–0,4 проц. предпринимателей? Где все остальные? Что вы делаете для их привлечения?
По признанию Л. Черняго, информированность бизнесменов и впрямь порой оставляет желать лучшего, несмотря на очень большие предпринятые усилия – как со стороны фонда, так и со стороны областного минэкономразвития.
Но причина простаивания бюджетных денег, по всей видимости, экономическая. Так, представитель ВТБ24 отметил, что за то время, пока создавался фонд, банки тоже развивались. Они запустили программы кредитования без залогов и поручительств, снизили ставки, смягчили требования к самим залогам и т. д. И получилось, что та целевая группа бизнесменов, которой фонд рассчитывал оказать поддержку, просто осталась в банках.
– Банки нас поджали, а в чем-то даже и обогнали, – подытожил Сергей Хоточкин. – Если у продукта, который производит автономное учреждение, нет конкурентных преимуществ, значит, нужно перераспределить бюджетные деньги на микрозаймы или сделать эту форму поддержки работающей. Давайте дадим поручение министерству с этой ситуацией разобраться.

РАБОТЫ ЕЩЕ МНОГО


Похожая проблема была отмечена также на уровне муниципалитетов, где реализуются собственные целевые программы поддержки малого и среднего бизнеса.
В частности, С. Хоточкин отметил, что три формы поддержки не работают: это субсидии на инновации, подключение предприятий к электрическим сетям и помощь экспортно-ориентированным предприятиям. Основной вопрос: что мы делаем не так?
Оказалось, что ответ лежит немного в другой плоскости: предприниматели только-только начинают привыкать к новым механизмам помощи. Многие сетуют на то, что сбор пакета документов для них сложен, – это в первую очередь начинающие, на которых и рассчитаны основные меры поддержки.
С этим ничего не поделаешь, но заместитель председателя правительства предложил подумать над тем, чтобы, как минимум, расширить сроки поддержки начинающим бизнесменам.
В конечном итоге Сергей Хоточкин положительно оценил работу программы, формирование нормативно-правовой базы, привлечение немалых федеральных средств. Но не обошлось и без капли дегтя:
– В 2011 году мы имеем прирост по субъектам малого и среднего предпринимательства всего 3,7 проц. по сравнению с 2010 годом. На мой взгляд, эффективность использования бюджетных денег пока недостаточна, чтобы говорить, что мы все сделали в этом направлении.
Однако не делает ошибок лишь тот, кто ничего не делает. Все недоработки, вскрытые на заседании совета, будут учтены при разработке новой целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2012–2015 годы и на период до 2018 года». Это обеспечит движение вперед.

Опубликовано: 13.09.2011 17:55 Автор: Сергей Степанчук

https://sakhvesti.ru/?div=gubved&id=33879