РИА "Сахалин-Курилы"
Пеня за порядочность
Добросовестные квартиросъемщики не хотят платить за себя и за того парня.

ДОЛГИ КОПЯТСЯ, А СВЕТ ГОРИТ

Представьте себе, что вы приходите в магазин за булкой хлеба. Вам продавец ее старательно упаковывает и, как бы между прочим, просит заплатить еще и за батон колбасы, который вы вообще не собирались брать. Особо эмоциональные натуры в подобных случаях устроили бы грандиозный скандал, а более спокойные стали выяснять, почему их пытаются надурить. Примерно ту же самую бурю эмоций вызывают у многих жителей области счета за общедомовой расход электроэнергии. Этот вопрос многократно обсуждался в сахалинских СМИ, но острота проблемы так и не снята. Общий счетчик стал тикать с того момента, как вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением правительства РФ № 307 от 23.05.2006 (далее ПКУ). Этот документ, по идее, нужно иметь на руках каждому собственнику квартиры, который хочет знать, за что с него берут деньги. К примеру, в п. 7 ПКУ прописано, что «общий объем электроэнергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, при наличии во всех помещениях многоквартирного жилого дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, определяется пропорционально показаниям этих приборов». Проще говоря, при расчете платы за электроэнергию за основу принимаются общедомовые приборы ее учета. Разница между их показаниями и данными всех индивидуальных счетчиков пропорционально распределяется среди собственников квартир. В принципе, на первый взгляд, методика расчета смотрится вполне логично. Поскольку все жильцы пользуются светом в подъезде и подвале, то и платить они должны поровну. Ситуация идеальная, если все жильцы исправно вносят квартплату. Но этого, увы, добиться сложно. Кто-то в первый же день после сбора всех квитанций спешит заплатить, а кто-то копит долги годами. На деле получается, что из-за злостных должников страдают те, кто платит регулярно.

НАЙТИ И ОБЕЗВРЕДИТЬ


Не так давно на имя депутата областной Думы Александра Болотникова поступил целый ряд коллективных обращений от его избирателей из Смирныховского и Углегорского районов. В их домах в числе первых были поставлены общедомовые приборы учета. Разобраться с оплатой счетов за общий свет у жильцов по-мирному пока не выходит.
«В 2008 году в нашем доме установили новый учет электроэнергии. Безусловно, мероприятие нужное. Но оказалось, что добросовестные плательщики стали платить за себя и за всех, кто не платит и платить не собирается. Я обращался к сотрудникам «Энергосбыта» и называл номера квартир жильцов, которые воруют электроэнергию. В ответ мне предложили самому разобраться в данной ситуации, а конкретно – обезвредить преступника и сдать его в милицию. После этого к расхитителю государственной собственности будут приняты меры», – пишет один из углегорских заявителей.
Далее из письма следует, что углегорцу не смогли объяснить ничего в абонентском отделе «Энергосбыта», где пенсионер пытался узнать, почему сумма за общедомовые нужды в его квитанции так велика. По всем вопросам оплаты и учета пожилого человека отправили … в Интернет. Дескать, мы подобные комментарии не даем, и за расхитителями света в вашем доме следить не обязаны. «Почему плательщик должен оплачивать все счета, которые «Энергосбыт» сочтет нужным?» – задает резонный вопрос заявитель.
Такую же проблему поднимают в коллективном обращении жители пос. Смирных. «Мы понимаем, что нужно заниматься энергосбережением, но – не таким способом. Почему честные плательщики должны платить за несанкционированное присоединение к внутридомовым сетям? Этим пользуется часть населения. Энергонадзор не занимается этим вопросом. В организации имеются приборы и специалисты, а все сваливают на жителей, которые должны выявлять левый расход электроэнергии. Каким образом? – просят объяснить смирныховцы. – Материальное положение многих из нас не позволяет оплачивать счета за того парня». Под этим обращением – более 100 подписей. На личных приемах избиратели тоже неоднократно жаловались депутату, что сумма за общедомовые нужды в квитанциях добросовестных плательщиков постепенно растет – без особых причин. А у тех, кто и платить не думает, остается прежней. У людей складывается впечатление, что таким образом им приписывают суммы за должников и неуловимых расхитителей электроэнергии. Как говорится, кто впрягся, на том и везут. Возмущения по-настоящему ответственных квартиросъемщиков понять можно: обидно каждый месяц получать счета с «пеней за порядочность».
В очередной командировке депутат встретился с жителями поселка в смирныховском Доме культуры. Выяснилось, что у людей накопился целый ряд вопросов к руководителям энергоснабжающих организаций. По словам А. Болотникова, было видно, что жители поселка устали от «электрического» беспредела, и разговор порой шел на повышенных тонах. Прежде всего, смирныховцы просили уточнить, кто должен делать ревизию и ремонт электропроводки в жилых домах. Людей интересует, могут ли они присутствовать при снятии показаний общедомового счетчика. «Понятно, что состояние электросетей далеко до идеала, нужно много средств и усилий, чтобы привести их в порядок. Но с другой стороны управляющие компании прекрасно знали о состоянии домов, принятых к обслуживанию, но все равно от них не отказывались», – говорит Александр Болотников.

ОБЯЗАННОСТИ ЕСТЬ, А СПЕЦИАЛИСТОВ НЕТ


В ходе его переписки с руководителями соответствующих организаций выяснилось много интересного. Как оказалось, далеко не всегда существуют договорные обязательства между «Энергосбытом», поставщиком электроэнергии и управляющей компанией (УК), которая обязана произвести учет потребления электроэнергии, а сами сети держать в порядке. Но не у всех бывших ЖЭУ есть возможность удовлетворить законные требования населения. В частности, УК «Город» г. Углегорска ссылается на то, что «снимать контрольные показания и выявлять хищение электроэнергии имеют право только специально обученные инспекторы и контролеры». Но так как таких работников в ООО «Город» нет, предприятие, согласно уставу, выполняет только мелкий ремонт электропроводки в квартирах. Иногда коммунальники в открытую заявляют, что у них попросту нет лицензии на проведение ремонтных работ, добавляет депутат.
Кстати, в суде квартиросъемщику свои претензии по неправильному начислению платы отстоять очень сложно – энергосберегающие организации выставляют целый ряд контраргументов. «Беда в том, что специалисты «Энергосбыта» не хотят налаживать взаимосвязь с управляющими компаниями. Последним все отдали на откуп, а там – хоть трава не расти, – высказывает свое мнение депутат. – Получается, управляющие компании и жильцы должны сами решать свои проблемы, а «Энергосбыт»– только собирать платежи. Если бы позиция этой организации была обратной, предприятие могло бы четко наладить работу по выявлению должников. Более того, людям в абонентских отделах никто не желает доступно объяснить, почему им начислена именно такая сумма. Никто не считает нужным доводить до сведения квартиросъемщиков, сколько общей электроэнергии «съедают» магазины и другие организации, находящиеся в многоквартирных домах. Я считаю, что эта информация должна быть открытой».
Недавно облдума дала положительный отзыв на проект федерального закона, вносящего изменения в Жилищный кодекс РФ. С помощью поправок уточняется, что размер платы за внутридомовое освещение не должен превышать 2 проц. от платы за электроэнергию, начисляемую по индивидуальному счетчику. Еще одни поправки в ЖК РФ направлены на повышение ответственности управляющих и поставщиков коммунальных ресурсов. Если в осеннюю сессию изменения будут приняты, тем придется пересмотреть свою политику в отношении потребителей.

ЛИКБЕЗ ДЛЯ КВАРТИРОСЪЕМЩИКА

Кто обязан проводить ревизию и ремонт электропроводки в жилых домах?
Управляющая компания, если ее выбрали для управления многоквартирным домом, в соответствии с п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг обязана самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю. На управляющую компанию возложен в том числе и контроль состояния внутридомовых сетей. Кроме того, согласно ст. 49 Правил, исполнитель услуг обязан устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в срок, установленный законодательством РФ и договором.
Имеют ли право граждане многоквартирного дома получать ежемесячную информацию о показаниях общедомового прибора учета, а также о потреблении электроэнергии сторонними организациями, расположенными в жилом доме?
В соответствии с п. 49 Правил исполнитель коммунальных услуг обязан при наличии общедомовых приборов учета в течение последней недели каждого месяца снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективного прибора учета. Он должен предоставляться потребителю по требованию, в течение одного рабочего дня, следующего со дня обращения, необходимые сведения.
Возможно ли присутствие жильцов при снятии показаний счетчика?
Законодательно присутствие жильцов многоквартирного дома при снятии показаний с прибора учета не запрещено.

Ответы на запрос депутата Сахалинской областной
Думы А. Болотникова были предоставлены директором
ОП «Энергосбыт» ОАО «Сахалинэнерго» А. Малюгой.

Опубликовано: 15.09.2011 15:05 Автор: Анна Сухоребрик

https://sakhvesti.ru/?div=gubved&id=33953