РИА "Сахалин-Курилы"
Откуда берутся талантливые дети
Недавно на Сахалин пришла радостная новость – хореографический ансамбль «Виктория» из Корсакова стал лауреатом I степени Международного фестиваля-конкурса «Жемчужина Востока». Он ежегодно проходит в городах Пекин и Далянь Китайской Народной Республики.
Сахалинские ребята были отмечены членами жюри фестиваля за высокий профессионализм и мастерство. Несомненно, главная заслуга в победе юных танцоров принадлежит преподавателю детской школы искусств Корсакова Ирине Сдобниковой – руководителю ансамб-ля, также получившей диплом.
Однако триумфа сахалинской «Виктории» могло не быть, если бы не поддержка министерства культуры региона и областного научно-методического центра по образованию в сфере культуры и искусства. Какую роль играет последний в достижениях талантливых жителей островов, нашему корреспонденту рассказала руководитель центра Елена Судакова.

– Елена Алексеевна, расскажите, в чем заключается работа центра, какие задачи вы ставите перед собой?
– Наш центр существует уже 36 лет и более 10 из них является исполнителем социально значимых региональных долгосрочных целевых программ. Среди них, например, проект «Творческая одаренность», реализуемый в рамках программы «Развитие культуры Сахалинской области на 2011–2015 годы». Ее цель – поддержка культурных инициатив и создание условий для самореализации талантливых детей и молодежи. Обозначенных в программе задач мы достигаем через систему различных конкурсов, фестивалей, творческих школ и инновационных лабораторий.

Сегодня государство как никогда плотно занимается вопросами поддержки образования в сфере культуры и искусства, при этом особое внимание уделяется именно детским школам искусств как базовому звену в этой системе. И мы, соответственно, в планировании работы центра также исходим из приоритетов укрепления кадрового потенциала отрасли. Проекты развития региональной системы художественного образования основаны на новом видении модели выпускника, на выборе новых форм совершенствования профессиональных компетенций преподавателей, на поиске более эффективных образовательных структур и педагогических технологий.
Сегодня мы готовы осуществлять методическое сопровождение и оказывать всемерную поддержку тем школам, которые в ближайшее время перейдут на реализацию дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ. В частности, специалисты центра готовы консультировать и проводить экспертизы учебных планов и программ, основанных на реализации государственных требований.
Кроме того, по заданию министерства культуры региона мы подготовили сведения и предложения в Федеральную целевую программу «Культура России на 2012–2018 годы» по разделу «Оснащение и модернизация детских школ искусств». Исполнение ее с 2013 года должно привлечь в область федеральные средства на приобретение учебно-методической литературы, музыкальных инструментов и др.
На этапе реформирования системы художественного образования учреждение может сохранить статус школы искусств только если реализует предпрофессиональные образовательные программы по видам искусств, может быть, даже по одному направлению. Важно при этом, что право выбора по-прежнему сохраняется за образовательным учреждением.

– Какие мероприятия с участием талантливых детей и молодежи центр организует в ближайшее время?
– Вообще, сейчас мы как раз готовим к выпуску сборник информационно-аналитических материалов к началу нового учебного года – своеобразный путеводитель по конкурсам, фестивалям. В нем собрана обновленная нормативная база, все положения, методические рекомендации, планы и программы областных мероприятий, конференций, научно-практических лабораторий, а также свод аналитических справок, протоколов.
18 августа стартует наша творческая школа «Вдохновение-2012». Это – один из самых ярких проектов внут-ри программы «Творческая одаренность». Удивительно, что за три недели работы в мастерских дети способны создать уникальный, неповторимый творческий продукт и представить его зрителю! Даже профессиональные коллективы не всегда справляются с этой задачей в такие короткие сроки. В работе школы примут участие дети из 12 муниципалитетов, в том числе из Курильска, Ноглик, Поронайска, Тымовского и т.д. Они будут заниматься по таким направлениям, как хоровое, народное пение, народные инструменты, хореография, театр. А 5 сентября сахалинских зрителей ждет гала-концерт и выставка художественных работ участников творческой школы.
В конце августа также пройдет сессия областной учебно-творческой лаборатории «Сахалинский сводный хор», по итогам которой состоится концерт. Через месяц запланирован сбор участников детского симфонического оркестра, который готовит новую концертную программу к гастролям в Тымовском районе.

Наконец, в конце сентября пройдет наше самое масштабное мероприятие – IV Сахалинский международный фестиваль-конкурс по народному пению «Живые родники». В этом году в его рамках запланированы не только состязания участников, но и научно-практическая конференция «Национальные традиции Дальнего Востока: путь к истокам», творческие встречи с народными артистами России Анной Литвиненко и Валерием Калистратовым. С представителями школ искусств также встретится директор Международной академии музыкальных инноваций Игорь Евард. Программа завершится гала-концертом и награждением победителей. Кстати, фестиваль-конкурс по народному пению «Живые родники» станет одним из этапов празднования 65-летия Сахалинской области.
В продолжение VII смотра-конкурса педагогического мастерства «Лучший преподаватель художественного образования–2012» в октябре будут организованы гастроли финалистов в номинации «Исполнительское мастерство» в Поронайском районе.
А в декабре пройдет церемония закрытия Года музыки на Сахалине. Зрителей ждут выступления участников смотра-конкурса: пианистов, скрипачей, камерных ансамблей и др. Тогда же состоится и церемония награждения победителей.
В начале следующего года пройдет областной отборочный этап к XII молодежным Дельфийским играм России. За годы участия в этих соревнованиях сахалинская копилка пополнилась и золотыми, и серебряными, и бронзовыми медалями. Системную поддержку при этом оказывает не только региональное министерство культуры, но и областное правительство.
Многие мероприятия мы проводим совместно с другими учреждениями, в том числе с Сахалинским колледжем искусств.

– А если говорить о перспективах развития учреждений дополнительного образования – что запланировано в этом направлении?
– Помимо работы с творческими лабораториями, подготовки ребят к участию в конкурсах, фестивалях, проведения мастер-классов, мы ищем и другие рычаги повышения качества образования. Так, с 2013 года в целях поддержки школ искусств будет работать новая лаборатория. Она нацелена на использование современных интерактивных и информационно-компьютерных технологий в таких учреждениях. Ведь система образования не стоит на месте, а быстрыми темпами развивается. Наши сахалинские школы искусств не должны отставать. В рамках лаборатории запланированы интерактивный обмен педагогическими методиками, обновление ряда предметных областей – теории музыки, художественного образования и т.д.
Важнейшей составляющей повышения качества дополнительного образования является работа с молодыми специалистами, их мотивирование и более успешная адаптация к педагогической деятельности. В этих целях мы планируем в ноябре 2012 года запустить на базе центра инновационную лабораторию «Путь к мастерству» для всех категорий педагогов: преподавателей, концертмейстеров, руководителей со стажем работы до 5 лет.

Задачи лаборатории – обеспечение профессионального роста молодых специалистов и выявление их потенциала, психологическая поддержка, формирование индивидуального стиля творческой деятельности, потребности к самообразованию. А главная цель – создать условия для успешной адаптации молодых кадров в учреждениях дополнительного образования в сфере культуры и искусства. Проведенный нами мониторинг показал, что сегодня в Сахалинской области 31 специалист и 16 руководителей имеют некоторые педагогические затруднения. А в муниципалитетах далеко не всегда есть возможность получить необходимую поддержку. Для нуждающихся в ней специалистов три раза в год будут проходить сессии лаборатории «Путь к мастерству».

– Мы затронули тему молодых специалистов. Много ли таких работников устроилось в школы искусств за последние годы?
– Всего сейчас в таких учреждениях работают 458 человек, из них 189 высшей категории. 72 специалиста имеют стаж работы до 10 лет, в том числе 49 сотрудников – до 3 лет. Как видите, нехватка молодых специалистов ощущается довольно остро. Причем есть дефицит не только педагогов, но и артистов, музыкантов, работников музеев, клубов и т.д. Мы надеемся на гарантированные государством меры социальной поддержки работников нашей сферы, а тогда постепенно пойдет на спад и острота кадровых проблем.
Есть и более приятные цифры: в среднем до 30 проц. выпускников сахалинских художественных школ и художественных отделений школ искусств успешно поступают в профильные учебные заведения. При этом в целом по России хорошим считается показатель 10 проц. Радует, что некоторые выпускники наших учреждений возвращаются в родные края после окончания учреждений профессионального образования. Например, Анастасия Кожина занималась в одной из областных лабораторий и, после получения образования хормейстера, уже создала свой коллектив в Анивской детской школе искусств.

А ее молодой коллега Владимир Попов, выпускник Сахалинского колледжа искусств, – блестящий музыкант-виртуоз. Пройдя через все этапы программы «Одаренные дети» в этом году, он уже в качестве преподавателя продемонстрировал отличный результат – его ученик Максим Лапонов стал лауреатом VII Международного смотра-конкурса «Музыкальный Владивосток–2012».
Заметим, что многие ребята-выпускники, являясь студентами не связанных с искусством институтов, по-прежнему приходят на занятия в свои учебно-творческие лаборатории. Нашим центром созданы и на сегодняшний день успешно действуют уже более 10 лет три таких объединения – сводный оркестр народных инструментов, детский сводный хор, детский симфонический оркестр.
Сахалинская область – во всем особенная. Она, например, не избалована выступлениями профессиональных академических коллективов. Поэтому считаю, что мы работаем не зря: и зрителям приятно познакомиться с юными дарованиями, и дети, молодежь приобретают бесценный опыт. Они узнают, каково это – видеть глаза зрителей со сцены, ощущать удовольствие от ансамблевого музицирования и получать первое профессиональное признание.
Понятно, что наши детско-юношеские оркестры, как и многие другие коллективы, исполняющие высокие образцы классической и современной музыки, оказываются неконкурентоспособными на агрессивном рынке массовой культуры. Они не нацелены на коммерческий успех. И поэтому очень важно помогать этим коллективам развиваться. К сожалению, поколение современных родителей не всегда способно сделать осознанный выбор в пользу народных инструментов или же оркестровых – скрипки или виолончели, флейты или кларнета. Поэтому работа центра ориентирована на всех участников образовательного процесса – преподавателей, детей и их родителей.
Мы работаем с осознанием уникальности нашей сферы образования. Ведь созидательной и преобразующей силе искусства нет предела. Важно только вовремя приобщить детей к высокому искусству, научить их преодолевать трудности и заронить любовь к национальной культуре, бережное и трепетное отношение к ней.

Фото областного научно-методического центра
по образованию в сфере культуры и искусства.

КСТАТИ
В Сахалинской области – 33 учреждения дополнительного образования детей, в том числе 22 школы искусств, 8 музыкальных и 3 художественные школы. А в мероприятия, которые проводит центр, ежегодно вовлечены более 7 тыс. человек.

Опубликовано: 14.08.2012 17:12 Автор: Мария Крупьянская

https://sakhvesti.ru/?div=gubved&id=43029