РИА "Сахалин-Курилы"
Задай вопрос владыке Тихону

Интернет-конференцию по вопросам деятельности Православной Церкви в островном регионе провели РИА «Сахалин-Курилы» совместно с Южно-Сахалинской и Курильской епархией.
Религиозная ситуация в Сахалинской области, строительство православных храмов на ее территории, миссионерская и просветительская деятельность епархии – далеко не полный круг вопросов, на которые готов был ответить епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон.

 


СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ ХРАМОВ

В городе, как сообщают сми, собирают подписи за строительство собора. Но многие люди против того, чтобы установить его на площади Победы. Допустим, городские власти дали добро на строительство, но предложили выбрать другое место. Какие еще места для размещения соборы лично вы считаете приемлемыми?
без подписи

Какие еще места для размещения соборы лично вы считаете приемлемыми?
С искренним уважением,
В. К. Шут

- Действительно, после того, как в Южно-Сахалинске неизвестные активисты, убеждая население в том, что епархия планирует сносить исторический мемориал, провели сбор подписей против строительства собора, несколько общественных организаций инициировали сбор подписей в поддержку этого строительства. В обращении, которое предлагается подписать, определенное место возведения храма не указано. Желая, чтобы эта стройка стала общенародным делом и не вызывала ни у кого возражений, мы хотим, чтобы решение о выделении места под строительство принял мэр Южно-Сахалинска. И после того, как это решение будет принято, начнется строительство нового собора. В настоящее время идут переговоры с рядом компаний, которые готовы финансово поддержать это важное дело. Хочу сказать, что в Южно-Сахалинске очень мало православных храмов. На большие праздники не все желающие могут туда попасть. Поэтому многие обращаются с просьбой о том, чтобы приходов и храмов было больше. Кроме того, православный кафедральный собор, безусловно, станет украшением города, он будет посвящен освобождению юга Сахалина и Южных Курил и возвращению этих территорий в состав России. Таким образом, он станет памятником, мемориалом для тех, кто защищал наше Отечество в разные годы.

- Здравствуйте! Чем завершился сбор подписей на строительство нового храма? Спасибо за ответ.
Дарина

- Сбор подписей продолжается, его инициаторами стали общественные организации «Ассоциация православных учителей Сахалинской области», «Братство Александра Невского», «Православный корпус на Сахалине». Как мне рассказали организаторы, в настоящее время собрано уже более 3 тысяч подписей, сбор. Затем планируется передать обращения и подписные листы мэру Южно-Сахалинска для того, чтобы он принял решение о выделении в городе место для строительства нового кафедрального собора. И только когда будет построен храм, когда он будет освящен и в нем будет совершена первая Божественная Литургия, тогда мы сможем говорить о том, что это мероприятие действительно завершилось.

- Владыка, намечается ли строительство новых храмов на Сахалине, кроме Южно-Сахалинска?
Анастасия

- Сейчас в Сахалинской области ведется строительство двух храмов – на Кунашире в честь Живоначальной Троицы и в Углегорске в честь Рождества Иоанна Предтечи.
Подготовительные работы в Углегорске начались в прошлом году, сейчас уже готовы проект и площадка. Думаю, в ближайшее время начнется строительство.
На Кунашире храм в честь Живоначальной Троицы был построен в 1999 году. Из-за тяжелых климатических условий здание находится в аварийном состоянии. В ноябре, во время своего визита на остров, храм посетил президент России Дмитрий Медведев, осмотрел его и выразил сожаление по поводу плачевного состояния здания. После отъезда президента было решено на месте старого храма возвести новый храмовый комплекс: непосредственно храм, здание воскресной школы и дом священника. Сейчас уже практически готов проект, 1 августа начнутся работы по закладке фундамента. Пока будет возводиться новое здание храма, его настоятель, священник Александр Брагин, будет совершать богослужения во втором кунаширском храме, в честь Всех Святых, в земле Российской Просиявших. Но прежде в нем будет проведен косметический ремонт.
Кроме того, в епархию обратились жители села Петропавловское Анивского района с просьбой построить у них в селе храм. В ближайшие дни там пройдет закладка капсулы, а после этого начнутся строительные работы.

ОБРАЗОВАНИЕ

- Владыка Тихон, скажите, почему в школах нашей области не преподают Основы Православной культуры? Мои родственники живут во Владивостоке и там занятия по этому предмету проводят уже не один год. Неужели Сахалин, как всегда, в числе отстающих?
Сергей

- Действительно, во многих регионах России сегодня преподается предмет «Основы православной культуры» в рамках экспериментальной учебной дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики». И, к сожалению, Сахалинская область является одной из немногих, наравне с Чечней, Ингушетией, Дагестаном, где Основы православной культуры не преподаются вообще. Конечно, это результат недопонимания некоторыми сахалинскими чиновниками всей серьезности организованного всероссйского эксперимента в системе образования, который является подготовительным этапом внедрения новых школьных стандартов. В настоящее время в России в рамках федерального государственного стандарта «нового поколения» принята Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Согласно этой концепции, ОПК планируется в перспективе преподавать во всех школах, начиная с первого класса. На Сахалине есть педагоги, готовые преподавать этот предмет. Год назад они объединились в общественную организацию «Ассоциация православных учителей Сахалинской области». И всё же, как дальше будет решаться вопрос с внедрением нового предмета в школах Сахалинской области – покажет время. Мы со своей стороны готовы оказать педагогам методическую поддержку и всяческую помощь в реализации задач духовно-нравственного воспитания, поскольку новые школьные стандарты выделяют на него достаточно большое количество часов.

- Уважаемый Владыка! Как православный педагог, хотела бы узнать ваше мнение о значимости и возможности создания православной гимназии в Южно-Сахалинске.
Анна

- Это, конечно, мечта, причем не только православных педагогов, а, в первую очередь, православных родителей. Люди говорят о том, что, к сожалению, сегодня само понятие «воспитание» из школы ушло. И, конечно, многие желали бы, чтобы их дети обучались в православных учебных заведениях, где были бы четкие, сформировавшиеся взгляды, установки, ценностные ориентиры. Сегодня это пока невозможно, но, вместе с тем, необходимо двигаться в этом направлении. В частности, одно из предложений прошедших недавно Сахалинских Кирилло-Мефодиевских чтений - возможность изучения вопроса о создании православной гимназии. Я думаю, что после того, как специалисты, представители Министерства образования, ученые изучат этот вопрос, мы станем еще на шаг ближе к возможности создания православной гимназии.

- Уважаемый Владыка! Я живу в Поронайске, являюсь прихожанкой нашего православного прихода. У нас уже построен новый храм, ходит много ребятишек, мой ребенок в том числе. Хотелось бы, чтобы при приходе работала воскресная школа, тем более что среди прихожан есть желающие работать в ней учителя. Не могли бы Вы сказать будет ли она открыта, когда и что для этого нужно от нас - мирян? спасибо.
Ольга

- Несколько дней назад я разговаривал с настоятелем Поронайского храма отцом Димитрием. Его трудами в Поронайске возведен красивый деревянный храм, формируется церковная община. Отец Димитрий сказал, что, начиная с сентября этого года, он планирует открыть при храме детскую воскресную школу. Конечно, такое большое дело невозможно без помощи прихожан. Надеюсь, что Вы окажете батюшке посильную помощь, и общими усилиями Воскресная школа начнет работу.

РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

- Хотели ли вы когда-нибудь сменить род деятельности, и стать, например, политиком?
Давид

- Я стал священником, будучи уже сформировавшимся человеком. Наверное, если бы я хотел стать политиком, либо каким-то другим деятелем, я бы им стал. Но Господь так рассудил, что, приехав на Сахалин, я стал священником, теперь несу свое послушание на островах уже как архиерей и это, наверное, самое дорогое для меня служение, которое может быть в этом мире.

- Владыко, а епархия уже вступила в областное отделение объединенного народного фронта?
Протопоп Аввакум

- Церковь не участвует в каких-то политических партиях или организациях. Мы благословляем православных мирян на участие в выборах, на право быть избранным, но сама Церковь стоит над политическими конфликтами и спорами. Задача Церкви – объединение людей. Ведь прихожанами наших храмов являются люди разных политических убеждений.

- Добрый день. В последнее время церковь и политика стали уж очень явно смешиваться, хотя должны быть отделены. Интересен Ваш взгляд по этому поводу.
И второй момент: какой процент священнослужителей действительно верит в Бога?
Михаил

- Михаил, я не готов согласиться с Вашей оценкой роли Церкви в жизни общества. Безусловно, те проблемы, которые волнуют современное общество, наших прихожан, являются и нашими проблемами. Мы, как священнослужители, обязаны на них реагировать и давать им христианскую, церковную оценку. Что касается второго вопроса: если вы сомневаетесь, что священнослужители веруют в Бога, то это звучит оскорбительно для нас. Я думаю, что Вы, видимо, совсем мало общаетесь со священниками. Поэтому я приглашаю Вас в гости, мы с Вами поговорим, обсудим этот вопрос и, может быть, наше общение позволит вам ту скептическую оценку, которая свойственна молодым людям, несколько смягчить.

ПОЕЗДКИ ПО РАЙОНАМ

- Ваше Преосвященство! Владыка, Благословите! От имени жителей Томаринского района благодарю Вас за то, что в конце апреля посетили наш район. Что значит для Вас общение с простыми людьми, и планируете ли Вы частые поездки по прихода епархии?
Сергей

- Есть ли у вас план (хотя бы примерный) посещения отдаленных районов области? Центр, север Сахалина, Курилы...
без подписи

- Безусловно, планируются поездки по всем приходам епархии. За несколько месяцев, начиная с февраля, я кроме Томари побывал в Корсаковском, Холмском, Анивском, Долинском районах, освятил новый детский сад в Южно-Курильске, прошло несколько встреч с прихожанами храмов областного центра.
В этом году я планирую посетить все районы Сахалинской области. Летом будет поездка на север Сахалина, в Тымовский и Александровск-Сахалинский районы. Такие встречи дают возможность живого общения с прихожанами, с верующими людьми. И, самое главное, я могу сразу ответить на вопросы, услышать просьбы и отклики и это, конечно, очень важно. Кроме того, в июле в Александровск-Сахалинском районе будет проходить молодежный лагерь, ребята пригласили меня прочитать им несколько лекций.
Есть у меня и мечта – побывать в этом году на острове Парамушир.

РАБОТА ЕПАРХИИ

- Владыка Тихон! В нашей епархии служат священники очень разные: возраст, уровень веры, отношение к людям, таланты. Как Вы относитесь к ним - одинаково? Или есть те, с которыми Вам хочется пообщаться или оказать поддержку в повседневной жизни? Как Вы принимаете решение, назначая того или иного священника на приход? Спасибо!
Вадим

- Безусловно, надо относиться к людям так, чтобы в каждом видеть личность, человека. Ведь Церковь – это не просто какая-то организация, где люди наняты на работу и занимаются выполнением определенной задачи. Церковь – это семья. Церковь – это тело Христово. И именно поэтому задача архиерея – объединять людей. По мере сил я стараюсь делать так, чтобы все священники чувствовали свою значимость, внимание к себе. С другой стороны, в Южно-Сахалинской и Курильской епархии ощущается острый кадровый голод. И здесь, конечно, очень важно, чтобы именно среди сахалинцев появлялись люди, желающие служить Церкви. Тогда кадровые вопросы постепенно отойдут на второй план.

- Владыка Тихон, видел по телевизору сюжет о молодежном православном лагере который каждый год проходит в Александровск-Сахалинском районе. Скажите, а участниками лагеря могут стать только жители Южно-Сахалинска или представители других районов? Я из Долинска.
Алексей

- Действительно, уже шестой год молодежная организация «Братство Александра Невского» организовывает православные лагеря в Александровск-Сахалинском районе. Там для ребят проводится образовательная программа, они путешествуют по интересным местам, знакомятся с природой Сахалина, участвуют в Богослужениях. Принять участие в работе лагеря могут не только жители Южно-Сахалинска, но и жители районов Сахалинской области. Кстати, в прошлые годы в лагерь приезжали представители других регионов России.
Поэтому, уважаемый Алексей, если у Вас есть такое желание, Вы можете связаться с организаторами лагеря по телефону 26-14-96 и, соответственно, принять участие в этом интересном событии в жизни Православной Церкви. Тем более что нынешняя смена будет посвящена важному событию: 150-летию высадки на Сахалин известного православного миссионера, просветителя Иннокентия (Вениаминову). В Александровск-Сахалинском районе планируется открытие православной часовни, посвященной этому святому, и я приглашаю Вас принять участие в этом мероприятии.

- Пару месяцев назад на сайте епархии было написано, что в области планируется разработать туристические православные маршруты.
Что стало с этой идеей, есть ли уже какие-то конкретные подвижки?
Мелочь

- Действительно, Южно-Сахалинская и Курильская епархия планирует разработать несколько православных туристических маршрутов. Они дадут возможность всем желающим посетить интересные места Сахалинской области, в частности, Свято-Покровский мужской монастырь в г. Корсакове, а также село Дуэ в Александровск-Сахалинском районе, где в 1861 году побывал святитель Иннокентий, известный православный миссионер и просветитель и конечно посмотреть на удивительную природу нашего острова. В настоящий момент разработан подневной проект этих маршрутов и уже идут переговоры о том, чтобы разместить их в каталогах российских паломнических служб.
Кстати, ближайший к нам паломнический маршрут разработан на Камчатке. Он пользуется популярностью, многие москвичи и жители европейской части России приезжают на Дальний Восток, чтобы поклониться камчатским святыням и посмотреть природу полуострова.

- Владыка, почему Апостолы были с народом, а священноначалие от народа так далеко?
Василий

- Не могу согласиться с Вашим утверждением. В Южно-Сахалинской и Курильской епархии у архиерея существуют приемные дни для всех желающих, кроме этого, встречи с верующими проходят после каждой службы. В нашей епархии и все священники, и правящий епископ доступны для общения, и если у Вас есть какие-то вопросы, уважаемый Василий, то Вы можете прийти ко мне на прием и задать их лично.

- Здравствуйте. Скажите, был ли как-нибудь наказан отец Зосима (могу ошибиться в сане) за свое отвратительно интервью компании АСТВ? Спасибо
Татьяна Лукина

- Уважаемая Татьяна! Мне не поступало никаких сообщений «об отвратительном интервью» отца Зосимы. В частности, от медиа-холдинга АСТВ никаких официальных обращений в епархию о том, что кто-то из священнослужителей дал отвратительное интервью, не поступало. С другой стороны, совсем недавно мы оказались в ситуации, когда съемочная группа телекомпании АСТВ снимала рабочий двор епархиального управления без какого-либо согласования. И это стало поводом для того, чтобы представители епархии обратились к руководству телекомпании АСТВ за разъяснением. Вместе с тем, демократическое общество подразумевает возможность свободно высказывать свою точку зрения. Поэтому, если Вы считаете, что каким-то образом кто-то из священнослужителей вел себя, как Вы выражаетесь, отвратительно, безусловно, лучше всего – обратиться с официальным письмом в епархиальное управление, изложив в нем подробности ситуации.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

- Уважаемый Владыка.
Несколько лет назад в Корсакове неизвестные вандалы осквернили Православную часовню. В этом году Поклонный крест в пос. Хомутово был разрисован свастикой и рисунками разжигающими религиозную рознь. Один из известных сахалинских форумов пестрит призывами избивать верующих... Что происходит с нами? Откуда в обществе столько ненависти и злобы? Есть ли, по вашему мнению, какие-нибудь пути преодоления этой злобы и ее искоренения? Если злоба станет выплескиваться наружу и начнутся массовые атаки на православных христиан, особенно на священников, что мы тогда будем делать?
Анастасия

- Говоря о внутреннем, нравственном состоянии общества, мы не можем не заметить, что повысился градус ненависти, повысился градус конфликтности. И это – признак отсутствия любви у людей. Именно той христианской любви, о которой уже две тысячи лет говорит Церковь. И в этих условиях у нас есть разные способы решения, как поступить в той или иной ситуации. Мой совет - нужно стараться руководствоваться, прежде всего, евангельскими принципами: надо молиться за тех людей, которые так себя ведут, иногда очень агрессивно, и попытаться понять, что привело людей в такое состояние. Вместе с этим, необходимо активное свидетельство об истинах Христианства, наш пример тоже поможет людям одуматься и стать другими.

- Ответьте, пожалуйста, почему представители православной церкви очень часто поливают грязью представителей других конфессий? Неужели нельзя жить мирно друг с другом?
анна

- Мне не известны факты, когда представители Православной Церкви кого-то «поливают грязью». Мы стараемся достаточно уважительно общаться с представителями различных организаций, не только религиозных, но и политических, общественных, профессиональных. Такие серьезные обвинения нуждаются в подтверждении.

- Владыка, думаю всех интересует вопрос: когда население Сахалина подвергнется поголовному клеймованию? А-то, согласитесь, непорядок, что православные не отмечены церковью как следует. Ведь по скотине с клеймом на лбу сразу понятно, кому она принадлежит. А тут... Пора бы рабам божьим объяснить, что себе они уже не принадлежат.
Саша

- Александр, из Вашего вопроса непонятно, что Вы имеете ввиду под термином «поголовное клеймение».

- Сколько у вас официальный доход в год? А неофициальный? Как посмотришь на вашу банду, здоровые мужики в рясы нарядились, бизнес делают на малодушных и безграмотных бедолагах,а работать некому... вас бы в сельскую местность на трудовые подвиги, чтоб хоть какая-то польза для общества от вас была...
Владыка

- К сожалению, существует множество мифов о жизни духовенства. Странно, но когда люди распространяются о каких-то баснословных доходах священников, то они не хотят и не желают замечать, как живут простые пастыри, которые несут свое служение в отдаленных приходах нашей Сахалинской епархии. В области около 50 храмов, некоторые из них находятся в сельской местности, на Курилах. Там годами служат священники, не имея серьезной финансовой поддержки, практически на энтузиазме.
Например, очень давно такое служение несет священник в Горнозаводске, отец Варфоломей. Для многих жителей Горнозаводска православный приход стал единственным культурным центром. В результате реформ 90-х годов многие предприятия в Горнозаводске закрылись, он поменял статус: из города стал селом. Но священник продолжает там свое служение и очень достойно его несет. Очень непростое служение несут батюшки на Курильских островах, в частности, на самом северном острове Курильской гряды Парамушире. И, конечно, говорить о том, что в Церкви какие-то огромные доходы – это, по меньшей мере, преувеличение.
Вопрос только в том, что, бесконечно обсуждая это преувеличение, некоторые люди сознательно формируют негативный образ священнослужителя. Безусловно, если человек желает заработать, то вряд ли ему стоит идти в священники. Духовенство, в основном, несет жертвенное служение. Поэтому хотелось бы посоветовать человеку, задавшему этот вопрос, прежде более внимательно изучить жизнь священства на Сахалине, и затем уже делать какие-то выводы. И уж тем более осуждать тех священников, которые служат на наших островах.

- Владыка, сейчас много говорят о приближении конца света. Так как я очень впечатлительный человека, то меня это пугает. Как к подобным предсказаниям относится Православная Церковь? Спасибо.
Татьяна

- В Священном Писании говорится о том, что ни год, ни день конца света неизвестны. И это не случайно. Если бы мы точно знали дату конца света, это заставило бы нас опустить руки, забыть о духовной жизни, аргументируя это тем, что все уже предопределено. В России первые предсказания о конце света появились еще в 15 веке. И с этого момента подобные пророчества появляются регулярно. Надо очень осторожно относиться к подобным вещам. С другой стороны, есть смысл задуматься о том, что такое конец света для человека? Пока человек живет, он может что-то изменить в своей жизни. Но когда его земная жизнь заканчивается – для него наступает конец света. И вот об этом, наверное, должен думать каждый из нас. Святые отцы говорят: помня день смертный, и вовек не согрешишь. Если мы будем помнить, что каждый день для нас может быть последним, мы больше будем думать о своей духовной жизни.

Владыка, верите ли вы в инопланетное нашествие? Как относитесь к теории существования иных космических цивилизаций?
Евдокия

Хотел бы ответить Вам словами удивительного духовного писателя 19 века, святителя Феофана Затворника.
В 1863 году он написал:
«С удовольствием готов сказать Вам слово-другое в устранение Ваших недоразумений.
Вы уверены, что все небесные тела населены разумными существами, что эти разумные существа подобно нам, по склонности ко злу (уж почему бы не сказать, как падшие), имеют нужду в средствах ко спасению, что средство это и для них одно: изумительное строительство смерти и Воскресения Христа Бога. Из этих мыслей вытекает у Вас неразрешимое недоумение: как мог Господь Иисус Христос быть для них Спасителем? Неужели мог Он в каждом из этих миров воплощаться, страдать и умирать? Неумение решить этот вопрос беспокоит и колеблет веру Вашу в Божественность домостроительства нашего спасения.
Что такие мысли колеблют и беспокоят Вас – это по собственной Вашей вине, а не по свойству мыслей. Эти мысли – цепь мечтаний, не представляющих ничего несомненно верного, а домостроительство спасения есть дело несомненно верное, доказавшее и постоянно доказывающее свою Божественность. Можно ли позволять, чтоб эту твердыню колебали мечтательные предположения?
Хоть Вы издавна содержите мысль о бытии разумных существ на других мирах и хотя она имеет много за себя,– но все же она не выходит из области вероятных предположений. Очень вероятно, что там есть жители – но все только вероятно. Сказать «есть» не имеете права, пока не удостоверитесь делом, что есть. Правильнее выражаясь об этом, я говорю так: вероятно, есть; а может быть, и нету. Мореплаватель подъезжает к острову: все признаки показывают, что там есть жители,– но всходит на него, и ничего не видит. Да что о мореплавателях! Перенеситесь мыслию к первому времени, когда люди еще не размножились: на каждом почти шагу Вы встретили бы местность с признаками несомненной обитаемости, а, между тем, жителей не было нигде. Так и относительно тел небесных много имеется намеков, будто они обитаемы. Что удивительного, если они еще ждут своих обитателей, или их совсем там не будет: кто знает, чего хочет Господь относительно их! Надо бы побывать там, посмотреть и удостовериться делом – тогда, пожалуй, смело можно говорить, что «есть», а без того нельзя больше сказать, как – «может быть». Но то, что «может быть», нельзя ставить в возражение против того, что фактически, верно «есть».
Защищать истину против придумываемых вероятностей есть то же, что бороться с призраками. Вот почему Вы ни в одной богословской солидной книге не найдете опровержения своему возражению. Богословы не считали разумным делом опровергать мечты. Вот теперь у нас польское восстание. Вы командуете отрядом, подходите к лесу, слышите шум, видите дым кое-где и людей с топорами. По всему видно, что тут мятежники. Однако ж если бы ни с того ни с сего Вы начали правильную атаку,– Вас не похвалили бы. Вы могли атаковать мирных жителей, рубящих лес. Вам надо наперед удостовериться, что там мятежники, разведать их число и положение,– и тогда уже действовать против них. Зачем вступать в борьбу, когда нет нападений действительных, а только кажущиеся?
Так и здесь: доведите до очевидности, что есть жители на телах небесных, тогда и начнем опровергать все возникающие из того возражения против святой веры нашей.
Так как существование жителей на планетах есть только вероятность, а область вероятности неизмерима, то относительно их открывается охотникам мечтать широкий простор. Вот и Вы, сами, может быть, не замечая того, пустились в мечты, лишь только дали силу предположению. Предположив, что есть разумные твари на других мирах, Вы начинаете рисовать их быт, не имея к тому никаких данных. Вам следовало остановиться на предположении о существовании, на которое есть намеки, и сказать, что далее идти нельзя по недостатку данных; а Вы пошли далее. Дух пытливый покою вам не давал и увлек вас. Но пусть и так – бедЫ еще нет большой – помечтать, но поддаваться влиянию мечты – опасно. Следовало бы, по крайней мере, правильно вести свои мечты. Сказали бы себе, примером, так: существование разумных тварей на планетах очень вероятно, но что бы такое они были и каково им там?.. Решая это, Вам следовало придумывать разные предположения, не останавливаясь ни на одном, а считая вероятным и то, и другое, и третье, потому что нет никакого основания останавливаться на одном каком-либо. А Вы взяли одно предположение, заимствовав его от нас, да и стали на нем. У нас было падение – ну и там, мы склонны ко греху – ну и те; у нас нужно домостроительство спасения – нужно и там; у нас Единородный Сын Божий благоволил воплотиться – и там уместен только этот способ спасения.
А Вам следовало бы идти в своих предположениях так: положим, что есть разумные жители на других мирах; что ж они, соблюли ли заповеди, пребыли ли покорными воле Божией или преступили заповеди и оказались непокорными? Вы не можете сказать ни того, ни другого; а я думаю, что или согрешили, или не согрешили, ибо и наших прародителей грех не был необходимостью, а зависел от их свободы. Они пали, но могли и не пасть. Так и жители других планет: могли сохранить заповедь, могли и не сохранить. Если они сохранили, то все дальнейшие мечты о способах их спасения прекращаются сами собою: они пребывают в первобытном общении с Богом и святыми Ангелами и блаженствуют, находясь в том состоянии, какого чаем и мы по воскресении. Но Вы признали их падение несомненным и пошли далее по этой дороге. Хорошо, положим, что и там было падение; но, не зная меры их греха, можем ли мы сказать что-нибудь и о способах восстановления их и спасения? Может быть, их грех так мал, что обошелся легкою мерою исправления; а может быть, так велик, что исключает всякую возможность поправить дело. Пример мы видим на нечистых духах. Все такие случаи надлежало иметь вам в виду и все-таки не останавливаться ни на одном, так как они все лишь вероятны.
Наконец, способ восстановления у Вас один: воплощение Бога, Его крестная смерть и Воскресение. Мы веруем, что и у нас домостроительство спасения было свободным делом Божественной благости, а не делом какой-либо вынужденной необходимости. Чрезвычайный образ восстановления у нас приспособлен к обстоятельствам нашим: но все же мы не можем сказать, чтоб он был актом необходимым. У Бога бездна премудрости. Церковь поет: Пришел еси от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощься. Стало быть, возможно было и ходатаю, и Ангелу быть спасителем. У нас угодно было Самому Господу прийти воплотиться; а там, может быть, совершил дело спасения ходатай, или Ангел, или еще кто. Если Вы потрудитесь пройти всю эту цепь мечтаний, то, конечно, не придете к вопросу: как же и там возможно спасение чрез Господа Иисуса Христа? Ужели и там Он воплощался? Если трудно решить этот вопрос, то признайте там уместность другого способа восстановления падших; ведь нет никакой необходимости стоять на одном. В нашей воле остановиться мысленно на том или другом предположении. Но и при этом держИтесь той мысли, что все эти предположения – мечты, в которых нет ничего несомненно верного. Следовательно, и возражение, идущее от таких мыслей против святой веры, основанной на действительных фактах, состояться никак не может. Дойдите прежде сами и затем доведите нас до верного познания о бытии и состоянии жителей других миров, тогда мы займемся с Вами и решением вопроса о их спасении; тогда, если Вы построите возражение против нас,– оно будет возражение дельное, стОящее опровержения; а до тех пор – что себя беспокоить?
Вы приняли и остановились на одном течении мыслей; а их возможно множество. Допустив населенность разумными существами других миров, Вы полагаете, что они там тоже сотворены; а может быть, не сотворены, но переводятся туда именно с Земли? Земля определена быть рассадником жизни для всех планет. Как на Земле первоначально из одного места расселились люди по всем обитаемым странам Земли, так с Земли наполняются жителями все тела небесные. В дому Отца Моего, сказал Господь, обители многи суть (Ин. 14, 2). Почему не признать этими обителями небесные тела? Почему не допустить, что люди по смерти живут на той или другой планете, на том или на другом солнце и по Страшном Суде водворятся там вечно со своими телами? Скажете: отчего же такая честь маленькой Земле? Для Бога в тварях нет ничего ни большого, ни маленького. Он всех тварей Своих любит и о всех них равно печется. Если Он положил, чтобы на одной какой-либо планете был рассадник жителей, то для Него все равно какую бы ни избрать для этого. И какое тело Вы ни возьмите, все останется вопрос: почему оно избрано? Ибо всякое из них, в сравнении с целым мирозданием, будет ничто. Против такого предположения, как предположения, сказать нечего.
Далее, предположив бытие жителей на других мирах, ничто не мешает предположить, что они пребыли в воле Божией, сохранили себя в святости и чистоте, не нарушали заповеди Божией и не взбунтовались против Бога, как это случилось на нашей планете. Взбунтовалась одна Земля, а прочие миры остались совершенно спокойны. Но Бог, Которому дорога всякая тварь, не бросил нас, а устроил способ нашего восстановления, который приемля благоговейною верою мы спасаемся. В притче пастырь оставляет девяносто девять овец и идет искать одну... Но нельзя допускать и ту мысль, что когда о Земле такое попечение, то другие миры забыты, и что, после сделанного у нас, там и делать ничего для них не остается. Цель творения есть слава Божия, или явление беспредельных совершенств Божества. У нас они явлены наипаче в домостроительстве спасения, а на других мирах они являются другими способами. Если предположить другой образ бытия разумных тварей и облаженствование их, то уж прямее предположить устояние их в своем чине, светлое состояние блаженных.
Но пусть и пали. Нет основания думать, чтобы им неизбежно нужно было воплощение, чтоб оно совершилось на каждой планете. Сила воплощения и искупительная жертва спасают нас чрез усвоение их верою. Почему не предположить, что искупительная жертва, совершенная на Земле, подействовала благотворно и на другие миры? Почему не предположить, что и тамошние разумные твари приняли ее верою и таким образом спасаются? В способах сообщения и произведения веры у Господа не может быть недостатка: есть даже Ангелы, в служение посылаемые для хотящих наследовать спасение. Все планеты состоят между собою в связи и взаимовлиянии, для нас неведомом. Чтобы какая-нибудь из них была исключена из этого союза, этого предположить нельзя. Если физически существует такой союз – то почему же не предположить нравственного? Если в физическом отношении одно тело влияет на все прочие, с какими оно состоит в связи, то отчего же не допустить того же и в отношении нравственном?
Вот все, что пришло мне в голову сказать Вам в успокоение Ваше; и однако ж не забывайте, что все это лишь предположительные мысли, без которых не только можно, но и должно обходиться. Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании; а узрим лицем к лицу тогда! (ср.: 1 Кор. 13, 12). Вышших себе не ищи, говорит Премудрый; а яже ти повеленна, сия разумевай; несть бо ти потреба тайных. Многи бо прельсти мнение их, и мнение лукавно погуби мысль их (ср.: Сир. 3, 21, 22, 24)»

Опубликовано: 01.06.2011 11:49

https://sakhvesti.ru/?div=qa&id=416