РИА "Сахалин-Курилы"
ЧЕРТОВ МОСТ
Дорогие друзья!
В списке семи чудес Сахалина, составленном читательским голосованием, четвертое место занял железнодорожный объект – Чертов мост. Сегодня мы познакомим вас с этим победителем в народном конкурсе.

 


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Так называемый сахалинцами Чертов мост находится в районе станции Николайчук Холмского района. Уникальное железнодорожное сооружение построено японцами в 1920-х годах. Поезд проезжал по этой дороге через два тоннеля, выезжал почти на самую вершину сопки и проходил по сооруженному Чертову мосту на высоте 38 метров, откуда видна красивейшая панорама островной природы.
Чертов мост и связанный с ним самый длинный тоннель на всем протяжении железной дороги от Холмска до Южно-Сахалинска, а также станция Николайчук – это все единый комплекс. Расстояние от города Холмска до станции Николайчук – 8 километров, от станции Николайчук до моста – 4750 метров.

 

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Координаты Чертова моста – 47 градусов 00 минут северной широты, 142 градуса 06 минут восточной долготы. Высота железнодорожного объекта – более 38 метров, длина – 125 метров, ширина – 8 метров 90 см. Длина тоннеля, который берет начало под Чертовым мостом, составляет 870 метров, ширина – 6 метров 5 см, высота тоннеля – 5 метров 50 см.

 


ВИТОК ГИГАНТСКИЙ ПО СПИРАЛИ

Чертов мост – не только уникальный железнодорожный, но и исторический объект Сахалина. 23 августа 1905 года между Россией и Японией был заключен Портсмутский договор, в соответствии с которым южная часть острова отошла Японии. Летом 1906 года японцы начали строительство железной дороги на Южном Сахалине, переименовав его в Карафуто. Административным центром губернаторства стал город Тоёхара (ныне Южно-Сахалинск), расположенный близ старинного русского села Владимировка.

Первая железная дорога на Карафуто соединила административный центр и морские порты цепью железных дорог. В 1921 году началось строительство железнодорожной ветки от Тоёхары до Маока (Южно-Сахалинск – Холмск). Эта часть железной дороги требовала больших затрат времени и денежных средств. Но строить все равно решили, так как необходимо было соединить с центром порт Маока (Холмск), который играл большую роль в экономике губернаторства.

Строительство шло с большими трудностями. Большая часть дороги проходила через горы, крутые спуски и подъемы, которые чередовались с резкими поворотами, переходами через многочисленные горные речки и таежные леса. На этой части пути было построено 15 тоннелей протяженностью 5087 метров и 35 мостов общей длиной 1047 метров.

Самым сложным и тяжелым оказался отрезок железнодорожной ветки в районе станции Экинохара (Николайчук), где для прохождения горных склонов и глубоких ущелий пришлось возвести несколько тоннелей и мостов на небольшом участке, в том числе и знаменитый Чертов мост. По мнению даже сегодняшних экспертов, при проектировании этого объекта было принято уникальное инженерное решение. Оно заключалось в том, что линию железнодорожного полотна выполнили в виде петли. Поезд, проехав через два тоннеля, делал крутой поворот, выезжал почти на вершину сопки, и далее путь его проходил по Чертовому мосту на высоте около 38 метров. В свое время этот мост был известен во всей Японии из-за необычной конструкции объекта. Однако тяжело далось строительство данного участка дороги, много людей здесь погибло от болезней и тяжелых травм. Говорят, что на опорах Чертова моста покоится прах строителей этой дороги.

Железные дороги строились главным образом силами тако — подневольных рабочих-корейцев. Условия их труда и быта были ужасными. Есть мнение, что на каждую шпалу, уложенную на тяжелейшем горном маршруте Южно-Сахалинск – Холмск, приходится по одному погибшему.

Семь лет продолжалось строительство железной дороги, и в сентябре 1928 года была сдана в эксплуатацию железнодорожная линия Тоёхара – Маока, самая сложная по рельефу на острове.

В августе 1945 года началось освобождение Южного Сахалина от японцев. В районе Чертова моста шли ожесточенные бои. Боевые действия здесь вела 113-я отдельная стрелковая бригада. Десантники, высадившись в порту Маока утром 20 августа, к 16 часам овладели городом. 21 августа бригада продолжила наступление в глубь острова. В районе Чертова моста одна из штурмовых групп, которую возглавлял Борис Николайчук, встретила упорное сопротивление японцев. Младший сержант Николайчук умело руководил орудийным расчетом. Он подавил несколько огневых точек противника, но, получив пулевое ранение в руку, а потом осколочное от японского гранатомета, погиб.

Здесь же погибли ефрейтор Анатолий Симаков и красноармеец Владимир Волков. 23 августа 1945 года японские войска отступили.

Прошло много лет, но подвиг наших воинов не забыт. На станции Николайчук, недалеко от Чертова моста, на братской могиле установлен обелиск с именами павших здесь воинов (на снимке). И по сей день туристы, идя на Чертов мост, возлагают цветы к памятнику героям Второй мировой войны и защитникам уникального моста.

ПОЕЗД «РЕТРО»

Во время сражений с японцами наши бойцы усиленно охраняли стратегически важный объект – Чертов мост. В его металлоконструкциях и сейчас видны пробоины от артиллерийских снарядов. Благодаря нашим воинам этот мост сохранился и сразу после войны продолжал действовать. Пассажиры поездов, следующие до Холмска и далее, считали количество тоннелей, любовались островными красотами, проплывающими за окнами вагона и, конечно, старались увидеть головокружительную петлю Чертова моста.

Тяжелым временем для этой железнодорожной сети стали 90-е годы прошлого столетия. В стране наступила перестройка. Объем перевозок упал до исключительно низких значений. Построенный ценой огромных жертв горный участок, включающий Чертов мост, считался самым красивым в СССР. Он имел большое значение для экономики Сахалина. Но когда встал вопрос о реконструкции 12 тоннелей суммарной протяженностью 5087 метров, местные власти сочли, что проще всего и дешевле будет уничтожить эту дорогу, не отвлекаясь на ее ремонт.

В 1994 году узкоколейная железная дорога понесла ощутимую утрату: было прекращено движение практически по всей линии Холмск – Южно-Сахалинск (между станциями Николайчук и Новодеревенская). А потом и вовсе была закрыта из-за больших затрат на ее содержание. Однако на какое-то время по просьбе сахалинцев и иностранных туристов, среди которых было немало японцев, движение здесь было восстановлено. По маршруту до Чертова моста был запущен поезд «Ретро», который пользовался большим спросом. В нем ехали туристы, школьники, семьи островитян, а в дни праздников к местам боев в Холмском районе направлялись ветераны Великой Отечественной… Но это не окупало все возрастающие затраты железнодорожников. Ветка до Чертова моста прекратила свое существование.

Но в 2008 году руководство Сахалинской железной дороги решило снова восстановить проезд до Чертова моста в связи с уникальностью данного объекта. Он и сейчас очень привлекателен для туристов. Теперь от Холмска весной, летом и осенью можно ездить на поезде до станции Николайчук, где находится памятник героически погибшим воинам. Дальше пешком по шпалам можно дойти до знаменитого моста и подняться на него по деревянной лестнице. А если вы романтик, то можете войти в тоннель, пройти в полной темноте по нему, затем, преодолев еще пару тоннелей, выйти на Чертов мост из тоннеля.

Этот объект – победитель в народном конкурсе «Семь чудес Сахалина» – тянет к себе туристов и зимой. В это время года они добираются сюда из Холмска на лыжах. Появилась традиция – туристы идут к мосту и в День молодежи.

Но есть и тревожный момент. Поскольку в этом месте бывает большой наплыв людей, то Чертов мост – это грандиозное архитектурное сооружение, – как настоящее ОСТРОВНОЕ ЧУДО, необходимо внести в список охраняемых объектов, чтобы предотвратить его разрушение.

УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

В прошлом году на Сахалине побывала группа туристов из Крыма. Поездка на Чертов мост оставила у них большое впечатление. Вот как описывает встречу с уникальным объектом один из участников украинской группы Андрей Кустов.

– Поход по старой железной дороге в Холмском районе стал завершающей частью нашего путешествия, но для меня она была одной из самых интересных. Железная дорога Южно-Сахалинск – Холмск построена через горы огромнейшими усилиями корейских работников, насильно привезенных на Сахалин японцами. Сейчас о ней напоминают лишь следы шпал да огромная каменная насыпь. Дальше тоннели, тоннели и еще раз тоннели. Их много. Среди них есть весьма длинные и интересные. Встречаются на «железке» артефакты – рельсы с дарственными надписями Японии от Великобритании.

И все-таки больше всего нас поразила одна из главных достопримечательностей этой части маршрута – Чертов мост. Это уникальное инженерное сооружение – с тоннеля дорога сразу выходит на мост, а с моста почти сразу в тоннель. Для меня это было одним из самых страшных моментов похода – боязнь высоты усугублялась разрушенным железнодорожным полотном. Но я перешел этот мост. Мой друг перебежал его первым и сразу принялся фотографировать. Людей тут бывает немало, в сторону от дороги даже протоптана тропинка на площадку, откуда можно сфотографировать местную знаменитость. Спирально закрученный тоннель – действительно невиданное сооружение и полет инженерной мысли. Длина его почти километр, ощущения внутри него совершенно нереальные, с трудом верится, что мы выйдем из него. Но мы вышли и двинулись дальше. Это была самая удивительная прогулка по Сахалину и железной дороге, которая так и просится в наш день.

Смутные девяностые ушли в историю, сейчас хочется верить, что подобные объекты уже не будут просто брошены.

Фото предоставлено
Т. Н. Соколовой (г. Холмск).

P. S.
Напоминаем: народный конкурс «Семь чудес Сахалина» продолжается. Ждем ваши впечатления, рассказы, эссе, фотографии и видеоролики о семи чудесах Сахалина. Лучшие из них будут опубликованы в газете «Губернские ведомости», размещены на сайте www.skr.su, а также в альбоме, выпуск которого планируется по окончании народного конкурса. Телевизионные сюжеты можно будет увидеть на канале «ОТВ».

СПОНСОРЫ КОНКУРСА:

 ЗАО «ГИДРОСТРОЙ»  СКФ «СФЕРА»

Опубликовано: 21.07.2011 00:33 Автор: Татьяна Егорова

http://sakhvesti.ru/?div=spec&id=3666