РИА "Сахалин-Курилы"
Остров МОНЕРОН
Дорогие друзья!
В очередной подборке материалов мы познакомим вас с островом Монерон, который является одним из победителей в народном конкурсе «Семь чудес Сахалина». В читательском голосовании он оказался на шестом месте. Тем не менее остров по праву считается поистине уникальным природным объектом.

 


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Остров Монерон – красивейший природный парк, один из феноменов российского Дальнего Востока. Он имеет вулканическое происхождение. Уникальность острова заключается в сочетании горных ландшафтов, альпийских лугов и скалистых ущелий. Высокие скалы, расходящиеся веером, каменные столбы и живописные водопады, загадочные гроты придают этой местности особое очарование, а прозрачность воды позволяет наблюдать удивительный мир подводного царства.

 


ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Монерон расположен в 43 км от юго-западного побережья Сахалина. Его координаты – 46 градусов 14 минут северной широты и 141 градус 13 минут восточной долготы. Общая площадь острова 30 кв. км. Протяженность с севера на юг составляет около 7 км, а с запада на восток – порядка 4 км. Внешне остров представляет собой сглаженный вулкан неогенового периода. Его поверхность представляет плоскогорье. Наивысшая точка – гора Старицкого поднимается над уровнем моря на 439 м.

 


ЖЕМЧУЖИНА РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Монерон – настоящая жемчужина в островном ожерелье побережья Сахалина. Своим возникновением он обязан вулкану, погасшему по геологическим меркам совсем недавно: всего-то несколько миллионов лет назад! О бурном прошлом острова напоминают застывшие языки лавы, которые образуют живописные бухты, иногда окаймленные выходами столбчатого базальта. На галечных пляжах можно встретить окатанные кусочки яшмы и агаты, которые попадают сюда из разрушающихся вулканических пород. Кое-где торчат из воды гряды кекуров – небольших столбообразных скал.
Остров находится на одной параллели со знаменитыми сочинскими курортами, но климат здесь далеко не сочинский. Тем не менее из-за редкого сочетания разнообразных форм подводного рельефа и воздействия теплого Цусимского течения здесь обитают субтропические виды морской фауны: галиотис, трепанг, редкоиглые морские ежи, многолучевые морские звезды и др.

Наземная флора и фауна Монерона сформировались в основном за счет видов, сохранившихся до его отделения от Сахалина, и небольшого числа видов, проникших туда с ближайших территорий случайным образом. Из хвойных пород здесь встречаются флагообразные формы курильской лиственницы, тис и можжевельники. Склоны и гребни водоразделов покрыты низкорослыми разреженными лесами из каменной березы Эрмана и труднопроходимыми зарослями ольхи Максимовича. Своеобразие растительности придают бархат сахалинский, курильская вишня и, конечно, редкий для Сахалина вид – шелковица атласная, которая плодоносит сладкими черными ягодами.
На острове произрастает восемь краснокнижных видов растений: можжевельник Саржента, тис остроконечный, мятлик шероховатый, башмачок крупноцветковый, пион обратнояйцевидный, остролодочник тодомоширский, калопанакс семилопастный и аралия сердцелистная. Редкими для Сахалинской области и Дальнего Востока являются 23 вида флоры Монерона.
На прибрежных рифах близ острова расположены лежбища крупных морских млекопитающих (сивучей, ларг, нерп).
Подводная часть острова отличается уникальностью и большим разнообразием ландшафтов. Здесь очень высока прозрачность воды (до 30–40 м), а теплая ветвь Цусимского течения повышает температуру прибрежных вод в августе до +18–20 градусов. Благодаря этому в здешних водах встречаются особо редкие обитатели моря (тугалия гигантская, плазастер бреальный, черные ежи, акмеи, метридиум, мидии).
Дно между островами заполнено валунно-галечным материалом. На этих грунтах селятся колонии трепанга, растет зеленая водоросль ульва. Следует особо отметить, что остров Монерон является единственным местом в нашей стране, где обитает брюхоногий моллюск галиотис. Из пресмыкающихся на острове живет единственный вид – живородящая ящерица.

Сочетание высокой прозрачности прибрежных вод с удивительными формами подводного рельефа, разнообразием морских животных и растительности делают остров Монерон одним из самых привлекательных мест в Японском море для подводного туризма.
Мелкие прибрежные островки – боковые конусы вулкана – служат местом гнездования многих видов птиц: орлана-белохвоста, тонкоклювой кайры, баклана, цапли, чернохвостой и тихоокеанской чайки, очкового чистика. На острове располагаются колонии тупика-носорога, топорков, занесенных в Красную книгу России. А во время перелетов на Монероне останавливаются 173 вида птиц.
На острове всегда существовали гнездовые колонии морских птиц. Однако после того, как здесь появились хищники – лиса и соболь, – птичьи базары сохранились только на небольших прибрежных островках, недоступных для них. К сожалению, численность морских птиц сокращается. До войны на небольших островках и на южном побережье Монерона гнездилось 14 тыс. тупиков-носорогов, сейчас – всего около 2 тысяч. На островных скалах уже не выводят птенцов берингийские бакланы, ипатки, толстоклювые кайры.
КСТАТИ
Наличие ценных и уникальных историко-культурных достопримечательностей, богатство и разнообразие растительного и животного мира, высокие эстетические качества островных ландшафтов – все это стало причиной создания в 1995 году на территории острова Монерон государственного учреждения «Природный парк «Остров Монерон». Сейчас это областное бюджетное учреждение. Парк является особо охраняемой территорией.

Особо охраняемая территория создавалась именно для того, чтобы сохранить уникальную экологическую систему Монерона, бережно использовать культурное и природное наследие острова. Здесь есть все условия для организации экологического образования и воспитания посетителей природного парка.
Эта задача в последние годы встала в ряд наиболее приоритетных. Мы просто обязаны сохранить ЧУДО САХАЛИНА – МОНЕРОН.

ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ

По мнению известного сахалинского краеведа Игоря Самарина, первая стоянка людей на Монероне, которую он нашел в 1991 году, появилась порядка пяти тысяч (!) лет назад. На маленьком клочке суши у побережья Сахалина издревле селились коренные жители этих мест – айны, охотившиеся на сивучей и котиков.
Самурай Мураками Хиронори нанес остров на штурманские карты Японского моря в 1644 году. А в 1783 году во Франции началась подготовка морской экспедиции, к участию в которой были привлечены лучшие научные силы. Людовик XVI лично сформулировал основные задачи похода и принимал активное участие в разработке маршрута. Экспедиции вменялось в задачу определить целесообразность постоянного китобойного промысла в южных морях. Цель столь же надуманная, как и у первой кругосветной экспедиции Джеймса Кука: помнится, тогда позарез нужно было наблюдать прохождение Венеры перед солнечным диском.

1 августа 1785 года в море вышли фрегаты «Астролябия» и «Буссоль». Первым командовал Поль Антуан де Лангль, вторым – граф Жан Франсуа де Гало Лаперуз. В 1787 году экспедиция, оставив позади Филиппины, Восточно-Китайское и Японское моря, вошла в Татарский пролив (в то время его считали заливом). Лаперуз не стал тратить время и силы на доказательство, как ему казалось, общеизвестного факта, что Сахалин является полуостровом. Постояв у его берегов несколько дней, корабли направились вдоль сахалинского побережья на юг. По проливу, который был впоследствии назван именем Лаперуза, они вошли в Охотское море и направились к Камчатке. В 43 км от юго-западного побережья Сахалина путешественники обнаружили «крошечный безжизненный островок», которому Лаперуз дал имя своего сподвижника – инженера Поля Монерона. Сейчас на этом клочке земли располагается первый в России природный парк.
Печально, но та экспедиция мореплавателей в конце концов пропала без вести. Ее исчезновение стало одной из величайших загадок эпохи великих географических открытий. Французский монарх до последнего ждал известий о своих посланцах. Даже на эшафоте, 21 января 1793 года, он спросил палача: «Скажи-ка, дружок, не слышно ли чего нового о Лаперузе?»
Только век спустя русские картографы выполнили достоверное картирование острова Монерон. Именем их руководителя – лейтенанта Старицкого – названа самая высокая вершина на его территории.

После Русско-японской войны в 1905 году остров отошел под юрисдикцию Японии под названием Кайбато. Это самая загадочная страница в летописи Монерона.
Впрочем, в истории острова был период, который оставил заметные материальные следы. За годы владения Монероном, как и югом Сахалина, японцы, насколько могли, пытались придать острову черты обжитой территории. Там строили каменные и подвесные мосты, небольшие одноэтажные домики для жилья, некоторые из них сохранились до сих пор. Японцы обустраивались на Монероне основательно. С Сахалина был проложен телефонный кабель, построены маяк с мощными подземными инженерными коммуникациями и рыбацкий причал, который используется по сей день. Только почему сохранившиеся остатки подводных стенок этого причала уходят в воду на глубину 6–8 м, огромными блоками перекрывая проемы между естественными выходами скал? Зачем такая основательная конструкция понадобилась заурядному рыбацкому поселку?
До сих пор в зарослях бамбука на острове находят остатки фундаментов, а на севере близ бухты Колагераса сохранились фрагменты оросительной системы, питавшей рисовые поля, видны остатки опорных стенок, в распадках сохранились одичавшие плодовые деревья из бывших садов. Разные ходят слухи: якобы на острове были школа диверсантов-подводников и база мини-субмарин. Существует даже легенда, что у японцев на Монероне был лепрозорий (убежище для изоляции прокаженных). Впоследствии ни одна из этих версий не нашла подтверждения, однако и не была опровергнута сахалинскими краеведами.

Сейчас на острове находятся 12 памятников культурного наследия. Среди них сезонные и долговременные стоянки и поселения – от эпохи развитого неолита V тыс. до н. э. до культуры этнографических айнов XVIII века. Есть памятники освоения острова японцами и русскими в первой половине XX века, японские и советские кладбища, остатки культовых сооружений.
После Второй мировой войны Монерон отошел к СССР. Инфраструктура, оставшаяся от японцев, постепенно приходила в запустение. Жителями острова на многие годы стали пограничники, рыбаки да служители маяка.
Маяк на Монероне – важная составляющая системы навигационного обеспечения безопасного плавания в Татарском проливе. А метеостанция, одна из немногих уцелевших в безденежные рыночные времена, ведет регулярные наблюдения за погодой, обеспечивая точность прогнозов синоптикам.
В начале 90-х годов прошлого столетия по решению Сахалинского облисполкома остров получил статус государственного природного памятника. Сахалинский облисполком и облкомприроды намеревались сделать его Морским национальным парком, первым тогда в Советском Союзе, но этого не произошло.

НА СЕМИ ВЕТРАХ

Растительный мир острова Монерон в прошлом не отличался от флоры юго-западной части соседнего Сахалина: те же елово-пихтовые леса с буйными кустарниками и травами, обилием лиан. Но в годы японского правления в первой половине XX века леса вырубили. Поэтому взглядам прибывающих на остров гостей открывается безлесное пространство. Кое-где – редкие заросли каменной березы. Необычно видеть в этих местах низкорослые флагообразные курильские лиственницы среди бамбука. Человеку, знакомому с бамбуком исключительно по рощице в Никитском ботаническом саду или курортам Юго-Восточной Азии, трудно представить, что на Сахалине и Курилах растение образует непроходимые заросли (на одном квадратном метре насчитывается… более 200 (!) стволов бамбука).
В конце июля на Монероне созревает шикша. Стелющийся низкорослый кустарничек усыпан черными ягодами. Другие названия шикши – водяника и вороника – удачно передают цвет и вкус необычной ягоды. Рассказывали, что где-то в восточной части острова, на сопках у бухты Изо, до сих пор можно найти в зарослях оставшиеся после японцев грядки с черемшой и клоповкой (красникой) – мелкой и кислой красной ягодой с характерным запахом, полностью оправдывающим ее название. Ягода эта дикая, растет на лесных полянах. А вот на Монероне японцы разводили ее как культуру. Cопки бухты Изо – это ступенчатые поля, и в конце лета, в период созревания ягоды, они выглядят ярко-красными.

Во второй половине лета растительность на острове поднимается выше человеческого роста. Поражают своими размерами гигантские лопухи. Среди разнотравья вспыхивают на солнце радужными переливами многочисленные водопады, расстояние между которыми порой всего лишь несколько метров.
Бухта Чупрова – самое знаменитое место на Монероне. Там находится пристань, к которой регулярно причаливают гости острова. Здесь же расположен пост природоохранной службы, в распоряжении его сотрудников имеются быстроходные моторные лодки, на которых ежедневно инспектора по охране территории природного парка курсируют вокруг острова в поисках нарушителей. В бухте есть православный крест, установленный в 2000 году. Считается, что это место – ворота острова.
Подняться вверх по склону можно по страховочным канатам. По острову передвигаются только с помощью таких приспособлений, потому что его побережье – это крутые, отвесные скалы. Через ущелье еще японцами был проложен каменный мост, который называется «Мост в никуда». Он сохранился до сих пор.

И все же главное богатство Монерона – подводный мир. В территорию парка входят собственно остров и охранная морская зона шириной в две мили.
Прибрежное мелководье Монерона относится к самым изученным акваториям мира. Ему посвящены десятки статей и целые научные сборники. Вода здесь какого-то не-обыкновенного цвета! Она переливается всеми оттенками зелени и настолько прозрачна, что сквозь ее десятиметровую толщу можно разглядеть самых мелких обитателей подводного мира. Благо, в отличие от холодных вод сахалинского берега, температура воды у острова летом может достигать 22 °С.
Подводные пейзажи на мелководье Монерона – мечта любого фотографа. Россыпи морских ежей и многолучевых звезд на дне, драпировка из водорослей на заднем плане – просто глаза разбегаются! Изредка встречаются мелкие осьминоги. В укромных бухтах, на заиленном песке с камнями, чинно переползают с места на место знаменитые трепанги. Они же морские огурцы, морской женьшень, а выражаясь научно – голотурия. Трепанг ценится в дальневосточных странах из-за высокого содержания биологически активных веществ. В акватории острова обитает множество промысловых видов: морские ежи, гребешки, мидии, крабы.

На Монероне ныряльщик наверняка встретится с сивучами. Их лежбища разбросаны по побережью, и летом у острова собираются сотни этих ластоногих.
Сейчас на Монероне активно развивается экологический туризм. Однако из-за недостаточно развитого транспортного сообщения окутанный легендами и тайнами остров пока еще остается малодоступным для массового посещения. И поэтому каждого, кому посчастливилось побывать на чудо-острове, ждет свое открытие МОНЕРОНА.

Фото из архива
ОБУ «Природный парк
«Остров Монерон».

P. S.
НАПОМИНАЕМ: народный конкурс «Семь чудес Сахалина» продолжается. Ждем ваших впечатлений, рассказов, эссе, фотографий и видеороликов о семи чудесах Сахалина. Лучшие из них будут опубликованы в газете «Губернские ведомости», размещены на сайте www.skr.su, а также в альбоме, выпуск которого планируется по окончании народного конкурса. Телевизионные сюжеты можно будет увидеть на канале «ОТВ».

СПОНСОРЫ КОНКУРСА:

  ЗАО «ГИДРОСТРОЙ»  СКФ «СФЕРА»

Опубликовано: 22.09.2011 19:00 Автор: Татьяна Егорова

https://sakhvesti.ru/?div=spec&id=3923