РИА "Сахалин-Курилы"
Номинация «Успех-2012». «Спектр» ее творческих интересов
Надежда КРОЙТ – руководитель творческого объединения художников «Спектр», г. Южно-Сахалинск.

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ НОМИНАНТА

Она считает себя человеком, влюбленным в Сахалин и просто в жизнь. Все это стало для нее предметом творческого вдохновения на долгие годы. А началась ее художественная галерея в раннем детстве.
Родилась Надежда Кройт в 1942 году в селе Лава Куйбышевской области. Окончив семилетнюю школу в селе Дубровицы, а среднюю – в городе Подольске, поступила в Московский педагогический институт на художественно-графический факультет. В 1965 году приехала с мужем на Сахалин. Начинала работать в изостудии южно-сахалинского Дома пионеров, которую сама и создала. В начале 80-х годов организовала творческое объединение художников «Спектр», которым руководит и сейчас. В 1991 году, по ее инициативе, было создано художественное отделение в Сахалинском музыкальном училище (ныне колледж искусств).
За долгие годы Надежда Кройт воспитала не одно поколение юных художников, а также взрослых любителей живописи.
Как человек творческий, она является организатором многих художественных выставок и творческих проектов на Сахалине.

КСТАТИ
Муж Надежды Александровны – Михаил Ефимович Кройт является заслуженным тренером РФ по лыжным гонкам. Он тренировал немало сахалинских спортсменов, в том числе и свою жену, а также внука Льва, который и сейчас участвует во всероссийских соревнованиях. Надежда Кройт – кандидат в мастера спорта. На островной лыжне она часто была в числе лидеров.

«65 ШАГОВ В БУДУЩЕЕ»

– Надежда Александровна, ваше творческое объединение «Спектр» подготовило выставку «65 шагов в будущее», которая открылась недавно в выставочном зале историко-литературного музея «А.П. Чехов и Сахалин» в Александровске-Сахалинском. Почему был выбран именно этот город?
– Совместный проект с александровцами мы сделали не случайно. Сахалинской области в этом году исполнилось 65 лет. А два города – Александровск-Сахалинский и Южно-Сахалинск – это две столицы островного края. Одна – историческая, другая – нынешняя. К тому же там море, легендарные скалы Три Брата, улочки старинного города и изумительной красоты места.
Организатором мероприятия выступило министерство культуры Сахалинской области, которое поддержало наш проект и оказало большую поддержку.

«Творческое общение». Н. Кройт с директором александровского музея Т. Миромановым, 2012 г.

В Александровске нам были рады, пять дней мы работали в этом городе и его окрестностях на этюдах, которые затем представили на выставке. Рисовали в основном пейзаж и людей. Но мы привезли картины и с собой. В экспозиции – 61 работа, из них 45 – из «Спектра». Это портреты сахалинцев, любимые пейзажи островного края, времена года региона, которые как нельзя лучше передают атмосферу любви к родному острову.
Из шести александровских художников два – старейшие: Николай Тимофеевич Артюх и Анатолий Александрович Абрамов. Им обоим по 76 лет, но как трогают душу их полотна!
Аналогичную выставку, возможно, в большем формате мы планируем экспонировать и в областном центре. Ведь у нас в «Спектре» занимаются профессионалы – художники, дизайнеры, архитекторы, хотя нас часто почему-то называют любительским объединением. Это не так. Впрочем, в 1985 году начинали мы действительно как любители. Теперь «Спектр» – сообщество профессионалов.

Открытие выставки участников «Спектра» в «Пасифик-кафе», 2002 г.

Уже несколько лет я веду академический рисунок на двухгодичных курсах в институте развития образования Сахалинской области, на которых занимаются учителя из всех районов. Два из них продолжили учебу и свой творческий рост в нашем объединении.
Я тоже не стою на месте. В мае этого года в офисе компании «Эксон» состоялась моя персональная выставка, где в двух залах представила 20 своих работ. Мне приятно, что она вызвала интерес посетителей, среди которых немало иностранцев.

В ИМЕНИИ КНЯЗЯ ГОЛИЦЫНА

Храм до реставрации в бывшей усадьбе князя Голицына.

– А с чего все начиналось? Как вы открыли в себе желание рисовать, заниматься творчеством?
– Произошло это, как и у многих, в детстве. Но меня, вероятно, подстегивало еще и другое. Я выросла в Подмосковье, в селе Дубровицы, в удивительно прекрасных и исторических местах. Здесь находится бывшая усадьба князя Голицына. Мне довелось застать в этом имении полуразрушенный и еще неотреставрированный храм, который и в таком виде будоражил наши детские умы следами былого величия. В нем мы с ребятней исследовали каждый уголок. Таких храмов всего два в мире – один в России, другой – в Италии. И тот и другой строили итальянские архитекторы, стиль у них смешанный – католический и православный. Это было продиктовано необходимостью, так как в этой церкви венчался государь Петр I. Его жена, как известно, была католичкой, а он – православный россиянин.
Недалеко от храма находился наш дом, в царские времена в нем располагался так называемый Дом для птичек. Помню, как мы его утепляли, сами делали завалинку. Тогда я научилась забивать гвозди, что делаю частенько и сейчас. В 7 лет мне доверили делать забор. Папы уже не было. Он умер в годы войны во время служебной командировки. Тогда в нашем селе находилась еще одна государственная достопримечательность – известнейший в стране конный завод. Там работали мои родители, а отец считался одним из лучших специалистов по коневодству. Говорят, что своих подопечных скакунов он знал, образно говоря, в лицо. Когда эвакуировали конные заводы, все перемешалось, в том числе и личные дела лошадей. А это были элитные особи, которые покупались за валюту, и нужно было, несмотря на войну, сохранить их генофонд. Папу послали в командировку, чтобы разобраться в путанице, и он с ходу узнавал своих лошадей. Но наступили холода, отец простудился, получил воспаление легких и в нетопленной сельской больнице умер. Это было в начале 1943 года.
А меня, кроме семьи, воспитывала еще и природа. Места в селе моего детства были очень красивыми. Умели выбирать их господа для строительства. Голицынская усадьба стояла на пересечении трех рек. Крутые берега, с которых все видно за много верст, здесь же – зеленые плакучие ивы, а на пологих низинах – полевые цветы. Красота необыкновенная! Так и просится на холст. Поэтому, наверное, не случайно я оказалась в изостудии, где и начала делать свои первые рисунки. У меня мама, сестра, тетушки, бабушка хорошо рисовали. Они были моими первыми учителями и критиками. А настоящим педагогом стал фронтовик Владимир Павлович Бобров. У него не было половины пальцев на руках, но он играл «Баркаролу» на пианино. На войне учитель почти потерял зрение. На наши рисунки смотрел сквозь очки и лупу. Однако знания по свету, композиции, жанрам заложил в нас основательно. Все это укрепляло интерес к изобразительному искусству. А когда в одном из походов я лучше других нарисовала портрет и учитель похвалил меня, решила – буду художником.

«Почетная лента Надежде Кройт – победителю лыжных гонок», г. Южно-Сахалинск, 1984 г.

– Это было единственное желание или вы видели себя и в других профессиях?
– В школьные годы, кроме уроков живописи, меня интересовало многое другое. Я занималась гимнастикой, писала стихи, ходила в Подольске в литературное объединение. Еще учась в школе, не без волнения отнесла свои первые стихотворные опусы в редакцию журнала «Юность». Там встретил меня один из членов редколлегии, известный поэт Николай Старшинов. Он поговорил со мной, посоветовал писать и дальше. А вскоре в «Юности» была опубликована подборка из трех моих стихов. Потом ко мне даже приезжал для интервью корреспондент из столицы. Окрыленная таким вниманием, мечтала поступить в Москве в Литературный институт, но считала, что для профессии литератора мне еще надо набраться жизненного опыта. А поэтому практический шаг сделала в сторону другого увлечения – рисования. На курсе мы все быстро подружились, меня выбрали старостой, к своему назначению относилась очень ответственно. Но еще требовательнее относилась к себе. Однажды за первую в жизни тройку, которую получила по истории искусств, сама себя наказала, не поехав вместе с группой в свой любимый город – Ленинград. Везли нас туда бесплатно, но я была ужасно зла на себя.

ТАМ, ГДЕ МОРЕ И ТАЙГА

– Скажите, а как вы отважились из Москвы приехать в далекую даль – на Сахалин?
– Тогда многие ехали на Дальний Восток. Мне на распределении достался закрытый город Саров – средняя полоса России, центр отечественной космонавтики. Место – лучше не придумаешь. Но где море и тайга? Ведь нас, поколение романтиков, тянуло в самые отдаленные от центра края. В списке городов, куда требуются специалисты, значился еще и Южно-Сахалинск. Мы тогда с мужем мало что знали о Сахалине, но именно эта неизвестность и позвала нас сюда.

«Семейные старты». Н. Кройт с мужем и внуком, 1989 г.

Осенью 1965 года отправились на далекий остров, в пути нам пришлось на неделю задержаться в Хабаровске, поскольку не знали, что Сахалинская область закрытая и здесь существует строгий паспортный режим. У нас же пропусков не имелось, а потому лететь дальше не могли. На пограничный контроль не подействовало даже то, что в то время я ждала ребенка. Пришлось оформлять все документы на ходу.
Трудности первой встречи с Сахалином сгладились буквально на следующий день, когда мы пошли смотреть город. Первым делом забрались на гору, где сейчас находится турбаза «Горный воздух». И ахнули – перед нами расплескалась такая красота! Необычные деревья, травы-великаны, гигантские лопухи, крупные и яркие цветы, улочки с еще присутствующим японским колоритом – все это удивляло и восхищало. С тех пор мы влюбились в Сахалин и все сахалинское. Надеюсь, эта любовь присутствует и во всех моих работах.

«На пленэре», 2012 г.

Начинала свою творческую деятельность в Южно-Сахалинске с работы в Доме пионеров. Стала заниматься с детьми в изостудии, но прежде мне пришлось ее создать. Вот и получилось, что всю свою жизнь я учу детей рисовать.

ДОРОГОЙ «МАСТЕР ФЛОМАСТЕР»!

– От занятий с любителями рисования вы перешли к подготовке художников-профессионалов. Как возникла идея создать художественное отделение в Сахалинском музыкальном училище?
– Наверное, этого потребовало время. Выросли мои ученики, которые хотели продолжить обучение, не покидая Сахалин. Вот я и пришла к директору музучилища Александру Герусу и безапелляционно заявила: «Я тот человек, который вам нужен…» Он заинтересовался, но попросил уточнить, что надо для создания художественного отделения. Стала перечислять: мастерские – рабочая, керамическая, по работе с деревом… Не дослушав, директор замахал руками. «Нет, – говорит, – мы этого не потянем». Прошел год, вдруг – звонок, и Александр Семенович говорит мне: «А давайте попробуем. Приступайте к работе…» К делу подключились Эдуард Дубровин, Александр Дё и другие мои бывшие ученики, которые с малых лет занимались у меня в изостудии. Появились и другие помощники. Самое трудное было сформировать материальную часть. На все нужны деньги. А на дворе 90-е годы, перестройка, безденежье… Просить у кого-то – не в моих правилах. Приходилось многое делать своими руками. Стенки замазывали, красили, клеили, готовили оформление, мыли, убирали. Тем приятнее мне сознавать, что сегодня в Сахалинском колледже искусств художественное отделение востребовано.

«Работа с видоискателем». Н. Кройт на занятиях, 70-е годы.

– Я думаю, многие сахалинцы помнят вас еще и как ведущую телевизионной программы «Мастер Фломастер». Раньше попасть работать на телевидение – это все равно что быть зачисленным в отряд космонавтов. Как вам удалось освоить ниву ТВ?
– Моя изостудия при всем желании не могла вместить всех ребят, да и мне хотелось большего размаха. В начале 70-х годов как раз начало активно развиваться сахалинское телевидение. Я отважилась прийти на студию к главному редактору художественных программ Евгении Ивановне Садчиковой. Она предложила попробовать создать на телевидении цикл детских передач, где бы я могла обучать ребят азам рисования.
Начинала с «Мастера Фломастера». Причем в то время у нас в стране о фломастерах не слышали и в словарях еще не было такого слова. Поэтому мы долго уточняли, как правильно пишется слово «фломастер» – через «о» или «а».

«Урок в изостудии», 1978 г.

Но это было не самое страшное. Со словом мы разобрались, а вот свой первый тракт, что на языке телевизионщиков означает – репетиция перед выходом в эфир, я почти…сорвала. Привыкшая быть свободным художником не только в творчестве, но и в жизни, почему-то весьма легкомысленно отнеслась к назначенному времени. Подумала – я готова. Зачем нужно репетировать? Но я не знала, что на меня еще должны в студии поставить свет, выставить микрофоны, чтобы обеспечить хороший звук, режиссерам необходимо проверить камеры и сделать раскадровку каждого эпизода программы, ведь тогда не было видеозаписи и все передачи на ТВ шли «живьем». Прихожу на программу с опозданием… на 20 минут (!), даже не подозревая, что минута телевизионного тракта стоит сумасшедших денег. В павильоне полная готовность, но царит нервозность – все заждались ведущую. Меня тут же втолкнули в студию, и я, не зная о том, что стоит за моей неисполнительностью, ласково улыбнулась и начала свою первую передачу со слов, которые позже повторила тысячу раз: «Здравствуйте, ребята!» Я так спокойно и уверенно провела эфир, что телевизионное руководство мне все простило, зато у меня был шок, когда узнала цену своего «небольшого» опоздания.
Почти за 15 лет работы на ТВ я вела и другие детские программы, и мне это приносило огромную радость.

«Весенняя муза». Надежда на практике, 1970 г.

– Через всю вашу жизнь проходят краски, подрамники, холсты… А сейчас вы рисуете, бываете на пленэрах?
– Обязательно. С этюдниками я, можно сказать, изъездила весь Сахалин. Из близлежащих мест обожаю пленэр на озере Изменчивом. Меня завораживают хребты, в несколько «слоев» уходящие ввысь. Нравится бывать и на другом озере – Тунайче, недавно открыла на острове еще один удивительный уголок – Симау, в одном из отдаленных мест Долинского района. Художник – человек, который постоянно находится в поиске. Я тоже все время ищу новые формы работы. В 2008 году в выставочном зале Дома художников состоялась моя персональная выставка, которая называлась «Цвет и слово». В экспозиции не только были представлены более 100 моих работ, но и присутствовали планшеты со стихами Надежды Полежаевой, то есть моими. Дело в том, что в литературном мире островной области меня больше знают как Надежду Полежаеву (это моя девичья фамилия).
Подписываюсь так, потому что всегда требовательно отношусь к себе и своему творчеству. Поэзия для меня – это отдельный пласт. Под этим именем у меня были опубликованы стихи в областных газетах, литературных альманахах. А занятия в областном литературном объединении, которое вел тогда известный сахалинский поэт Иван Белоусов, общение с островными писателями, совместные поездки по острову и встречи с читателями стали для меня хорошей школой. Кроме того, раньше я занималась спортом – лыжными гонками, легкой атлетикой, поэтому много сотрудничала с областными газетами, писала спортивные материалы. И мне все нравилось. Идут годы, но я и сейчас всем интересующийся человек.

БЛИЦ-ОПРОС

– Ваши увлечения?
– Кроме живописи, это по-прежнему стихи и спорт. Из сферы поэтической мне помнится встреча с читателями в Москве, в Доме литераторов, в начале 60-х годов, где на одной сцене выступал любимейший всеми Булат Окуджава и авторы из Подольского литобъединения, в числе которых была и я – тогда совсем юная поэтесса. Меня это духовное соприкосновение до сих пор подстегивает, поэтому продолжаю работать и в поэтическом ключе.

Творчество Н. Кройт в стихах и каталогах.

– Что приемлете в людях, а что не воспринимаете?
– Ценю в человеке профессионализм, честность, доброту. Не люблю двуличие и ложь.

– Верите в гороскопы, судьбу? Кто вы по знаку зодиака?
– Я – Близнец и Белая Лошадь. Так и получается по жизни – ищу себе родственные души, стремлюсь ко всему светлому и тружусь как тягловая лошадка. А в гороскопы не верю и даже их не читаю.
Может, какая-то доля правды в них есть, но наши знания об этом еще очень малы, поэтому надеюсь не на судьбу и знаки свыше, а на саму себя.

– Как и где любите отдыхать?
– Лучший отдых для меня – дорога.

– Любимое время года?
– Их два: осень и сахалинская зима. Зима, потому что это – лыжи. Осень, как и у А. С. Пушкина, – пора вдохновения.

ЧТО ЗНАЧАТ ДЛЯ ВАС…

Семья?
– Главный смысл моей жизни. Без семьи себя не представляю.

Любовь?
– Это мощная движущая сила. Не зря говорят – Бог есть любовь. Несмотря на большую загруженность, у меня каждый день дома готов обед для мужа и младшего сына. И делаю это с любовью. Обожаю своих внуков и всех родных. Чувство любви и в творчестве помогает.

Счастье?
– Когда понимаешь – день прожит не зря.

Ваши мечты. О чем они?
– В 70 лет уже больше думаешь не о себе. Глобальных материальных мечтаний у меня нет. Просто хочу, чтобы были здоровы и счастливы мои родные и близкие – а это мои бывшие и нынешние ученики. А в творческом плане надеюсь реализовать еще не один интересный и значимый для островной области проект.

Опубликовано: 27.07.2012 17:24 Автор: Татьяна Егорова

https://sakhvesti.ru/?div=spec&id=4826