РИА "Сахалин-Курилы"
Номинация «Человек дела-2012». Географический роман длиною в жизнь...
ГАЛИНА ФЕСЕНКО – учитель географии МБОУ «Гимназия № 2». г. Южно-Сахалинск.

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ НОМИНАНТА

Родилась Галина Фесенко в 1936 году за Полярным кругом в городе Игарка Красноярского края. Ей исполнилось 8 лет, когда пришло известие, что отец, воевавший на фронте, умер от ран в госпитале. К тому времени семья жила в Иркутске. Ее мама была учителем начальных классов. Окончив среднюю школу, Галина поступила на географический факультет Иркутского государственного педагогического института. Получив диплом, в 1958 году по конкурсному отбору была направлена на Сахалин. Три года преподавала в школе пос. Орлово Углегорского района. В октябре 1961 года была приглашена на работу в Южно-Сахалинск методистом областной Детской экскурсионно-туристической станции. Несмотря на большую организационную и творческую работу, ее тянуло в школу. В 1964 году перешла работать учителем географии в среднюю школу № 2 областного центра (ныне гимназия № 2). В 1978 году являлась делегатом Всесоюзного съезда учителей в Москве. В гимназии № 2 Галина Николаевна преподает более 40 лет. Общий педагогический стаж Галины Фесенко составляет 54 года! И сегодня, в свои 75, она находится на первых рубежах географической науки. Люди, которые знают Галину Николаевну, не перестают удивляться ее энергичности, преданности детям, влюбленности в жизнь и свое дело.

КСТАТИ
Галина Фесенко – заслуженный учитель РФ, заслуженный педагог Сахалинской области, учитель-методист, отличник народного просвещения. Награждена двумя грамотами Министерства просвещения РФ, медалью «Ветеран труда» и медалью энциклопедии «Лучшие люди России» (2004 г.). Имеет почетное звание «Отличник охраны природы Сахалинской области». Ее имя занесено в Сахалинскую областную Книгу памяти.

В ЦЕПОЧКЕ ЖИЗНЕННЫХ КОЛЛИЗИЙ

«Поезд едет на восток». Галина – в центре. 1958 г.

– Галина Николаевна, то, что вы связали свою педагогическую деятельность с географией, – это случайность или закономерность?
– Я вообще считаю, что в нашей жизни ничего не бывает случайного. Мне было четыре года, когда мы с мамой плыли на судне по Енисею из Игарки в Иркутск. Помню только одно, как какой-то большой бородатый дядька играл со мной в резиновый мяч на палубе. При качке мяч улетел за борт, отчего я долго и неутешно плакала, а дядечка меня успокаивал.
А когда я училась в пятом классе, мама рассказала о бородаче, с которым мне посчастливилось общаться. Оказалось, это был легендарный человек – известный путешественник и полярный исследователь Отто Юльевич Шмидт. В то время на том же судне он вместе со своей группой возвращался из очередной экспедиции на полуостров Таймыр.
Рассказ мамы меня так зацепил! Словно не ветер, а вихрь странствий пролетел над головой. Я тоже захотела стать путешественником, увидеть все страны и континенты.
Училась я всегда хорошо, а с тех пор география стала моим любимым предметом, и я уже стала мечтать о поступлении в институт. Но тут произошло неожиданное.
В годы сталинских репрессий маму, которая в то время работала учителем в детском приюте, арестовали по клеветническому доносу. Среди ночи к нам домой явились сотрудники соответствующих органов с обыском, но ничего компрометирующего не нашли. Да и что можно было у нас найти, если мама получала мизерную зарплату, а чтобы хоть как-то одеться, шила нам одежду… из парашютного полотна.
Пока мамы не было, меня забрала к себе жить тетушка-инвалид. Мы едва сводили концы с концами. Чтобы как-то прожить и не умереть с голоду, я в свои 12 лет ходила на речной причал подбирать уголь, упавший в порту с грузовых машин. Собирала все найденное в мешок, грузила на санки, а потом продавала по 10 рублей за ведро. Так кое-как мы продержались до маминого освобождения.
Через полгода маму освободили прямо из зала суда под аплодисменты ее сослуживцев и бывших учеников, которые не побоялись хлопотать за нее.
Она сразу же устроилась в школу, а я, пережив всю эту ситуацию, твердо решила – буду тоже учителем, как мама.

«После поездки на Курилы». (Галина – крайняя слева), пос. Орлово, 1960 г.

– Вся ваша жизнь полна открытий. Скажите, а как вы открыли для себя географическую точку под названием Сахалин?
– Когда я смотрела на карту страны, остров-рыба Сахалин всегда привлекал мое внимание. А рядом-то были еще и Курилы с вулканами и гейзерами, побывать в тех местах был предел моих мечтаний. Но чтобы попасть в островную область, пришлось выдержать конкурс при распределении в институте. На Сахалин было много желающих поехать, а мест всего шесть. Я оказалась в числе счастливчиков.
И вот 2 августа 1958 года наш пароход пришел в Корсаков.
В облоно меня, вместе с биологичкой Кариной Китовой – выпускницей Саратовского пединститута, направили учителем географии в пос. Орлово Углегорского района. В пункт назначения со своим небольшим скарбом мы ехали в кузове грузовика. С одной стороны море, с другой – сопки в зелени и луговых цветах, вдали – голубые заплатки озер, гигантские растения, десятки тоннелей и, самое удивительное, – лосось, идущий на нерест… От такой красоты и экзотики даже дух захватывает!

«Глобус крутится-вертится». Г. Фесенко на уроке. г. Южно-Сахалинск, 1966 г.

Не меньше удивила нас и сельская школа, расположенная высоко на сопке в здании японской постройки. В классах всего по 10–12 человек. Меня вызвал директор и первым делом спрашивает: «Рисовать, петь умеете?» На мой утвердительный ответ последовало: «А вести черчение и физкультуру можете?» Снова киваю. «Тогда приступайте к работе», – последовало распоряжение. Так, наряду с географией, мне пришлось вести все перечисленные руководителем предметы. Однако для меня это было только в радость.
На своем первом же уроке сказала: «Ребята, у нас с вами будет школьный музей. Приносите все, что считаете интересным, – старинные предметы быта, игрушки, посуду…» И тут всех прорвало – и дети, и родители приносили старые комоды, фотографии, патефоны, граммофоны, камни, ракушки, много японской утвари…

«Ее первый школьный музей». Галина Фесенко в пос. Орлово,1960 г.

Для будущего музея нам выделили самый холодный кабинет, где по этой причине долго никто не занимался. По моему настоянию там сделали ремонт, отремонтировали печь. В обновленном помещении я создала кабинет географии, чего никогда не было в островной области.
Считалось, что географу это необязательно, и учителя ходили с урока на урок с учебными пособиями в руках и картами под мышкой. В моем же географическом классе разместился и новоиспеченный музей.
О моем новшестве вскоре писала вся районная и областная пресса, приезжали корреспонденты из разных городов Советского Союза и даже из «Учительской газеты».

МУЗЕЙНЫХ ДЕЛ МАСТЕР

Молодой географ в Ватикане, 1969 г.

– Насколько я знаю, в дальнейшем, где бы вы ни работали, свою деятельность вы начинали с создания музея. А судя по экспозиции музея «Природа и человек», созданного вами вместе с учениками и педагогами в гимназии № 2, понимаешь, что музейному фактору вы придаете особое значение. Почему?
– Причин много. В Иркутске, где прошли мои школьные и студенческие годы, был замечательный областной краеведческий музей, и мне всегда хотелось создать нечто подобное. А все потому, что музей – грандиозная памятная книга человечества. В школе это прекрасная возможность наглядного обучения, огромнейшее подспорье в преподавании географии и любого другого предмета. Когда ребенок видит или даже может потрогать предмет, он лучше запомнит его и суть вещей, с ним связанных, поймет взаимосвязь природы и человека. А главное – осознает, как мала и хрупка наша планета Земля, как нужно бережно к ней относиться.
Я часто на уроках использую музейные экспонаты. К примеру, говоря об африканских странах, сопровождаю рассказ легким звуком тамтамов, мы рассматриваем фотографии саванн, животных, птиц, дивные раковины, кокосы, предметы, сделанные из них.
Однажды на уроке, где мне надо было рассказать о Везувии и бесконечно любимых мной вулканах, решила ребятам продемонстрировать принцип их деятельности. Заранее с группой учащихся мы слепили из глины конус вулкана с небольшой выемкой внизу, куда я положила специальный горючий порошок. Ученики внимательно слушают о том, как долго спал красивейший в мире исполин, смотрят на мини-Везувий на столе. «А потом вулкан проснулся», – говорю я и поджигаю смесь. Из глиняного жерла стал выходить дым и посыпался пепел. Ребята в восторге, а я знаю, что эту тему они уже никогда не забудут.
Кстати, мы с ребятами несколько раз по заказу Сахалинского областного краеведческого музея побывали в экспедициях на Курильских островах, где воочию увидели горячие источники, фумаролы и, конечно, знаменитые вулканы Тятя, Менделеева и другие, собрали нужный для ученых материал. Для своего музея привезли камни со знаменитого мыса Столбчатый. А еще прихватили на Сахалин худенького лисенка, оставшегося без матери, выкормили его, выходили, а потом отпустили в лес.

«Пушкинский вечер в гимназии», 1999 г.

– Я знаю, что вы побывали более чем в 30 странах мира. Ваши рассказы тоже служат учебным пособием на уроках?
– Безусловно. Особенно они были необходимы раньше, когда не было Интернета.
В советские времена выезд жителей СССР за рубеж был ограничен, в капиталистические страны и вовсе могли поехать единицы. Поэтому учитель был одним из главных носителей информации.
Сейчас у нас новое интернет-поколение учащихся. В силу технического прогресса они более развиты, технически продвинуты. Но в последние годы учащиеся все чаще изучают предмет по туристическим круизам. Теперь дети чуть ли не с пеленок путешествуют вместе с родителями. Казалось бы, это прекрасно. Но… Спрашиваю на уроке: «Кто был на Бали?» Лес рук. «Покажите на карте, где находится этот остров». Мало кто может показать.

В ОБНИМКУ С…МЕДВЕДЕМ

– Жизнь – не ровное полотно. Вот и у вас в школьной дороге длиной в 54 года был один зигзаг – вы два с половиной года проработали методистом в областной Детской экскурсионно-туристической станции. По какой причине снова вернулись в школу?
– Не хватило масштаба действий, хотя мы с ребятами и в походы ходили, и новые маршруты осваивали на Сахалине и Курилах. Мне надо, чтобы все вокруг кипело и бурлило, чтобы у меня были сотни учащихся, а на станцию ходили всего человек 20. А еще мне не хватало … школьного шума. Оказалось, что я без него не могу. Причем на переменах, когда ученики безудержно резвятся, я шума не замечаю. Но на уроке у меня должна быть тишина, чтобы муха пролетела – и было слышно. Добиваюсь этого заинтересованностью ребят в изучаемой теме, а вовсе не карательными мерами, поскольку считаю их не только антипедагогическими, но и непродуктивными.
Не без гордости могу отметить, что за всю свою большую педагогическую деятельность я ни разу ни одного ученика не выгнала из класса.

У малинового шедевра с академиком И. Казаковым. Брянская область, 2009 г.

А в 1964 году начинала и в южно-сахалинской школе № 2 (ныне гимназия) с создания школьного музея, который в 1984 году получил статус народного. В то время в областном краеведческом музее избавлялись от «хлама», а я с радостью все ненужное другим перетаскивала к себе в музей. Так у нас появились огромнейший позвонок кита, копия нефтяной вышки. Помню, как мы с ребятами тащили на себе через весь город… чучело медведя, которого тоже из-за ветхости списали из фондов. Развеселое было зрелище для прохожих! Потом мы это чучело почистили, привели в приличный медвежий вид, и оно у нас еще долго украшало школьную экспозицию.

– Не только вы, но и две ваши дочери являются продолжателями семейной учительской династии. Как у них сложилась педагогическая деятельность?
– Старшая дочь Елена преподает в Центральной музыкальной школе и довольна, что нашла свое призвание. Вероятно, в какой-то степени на ее выбор повлиял мой интерес к искусству и творчеству – я в свое время тоже увлекалась музыкой, играла на гитаре, немного на фортепиано. Была одной из незаменимых в художественной самодеятельности – читала басни и фельетоны, пела в вокальном ансамбле, аккомпанировала на гитаре.

Дружная семья Галины Фесенко, 2006 г.

Гены, вероятно, делают свое дело – внучка Настенька (ей 12 лет, она учится в гимназии № 2 и ЦМШ) тоже музыкально одаренная, победительница многих конкурсов. Недавно в Новосибирске стала лауреатом, в качестве поощрения ей была предоставлена поездка в Испанию. Интересно, что Настя (дочь моей младшей дочери Татьяны) учится по классу аккордеона, а преподает ей ее родная тетя – Елена. Дочь Татьяна пошла по моим стопам – тоже стала учителем географии. Сейчас мы с ней коллеги, она к тому же еще и завуч по воспитательной работе в гимназии № 2.
Кстати, в 2004 году моя Татьяна Юрьевна Фесенко стала победителем регионального конкурса «Учитель года» и достойно представляла нашу Сахалинскую область на Всероссийском конкурсе в Москве. Я рада за своих дочерей и внуков, их у меня трое.

САХАЛИНСКАЯ ДЕМЕТРА

– Вы известны в области еще и как страстный цветовод, садовод-любитель, селекционер, постоянный участник сельскохозяйственных выставок и к тому же человек общественно активный, ратующий за весь дачный люд. Такой широкомасштабной деятельности наверняка позавидовала бы даже древнегреческая богиня плодородия Деметра. Это тоже в вас от любви к «гео», то есть к земле?
– Все от нее. Для меня большая радость что-то взращивать на земле, проводить опыты с растениями, заниматься селекцией. В этом деле даже преуспела, особенно это касается крупноплодной ремонтантной малины.
Мой сахалинский малиновый шедевр описал в своей книге «Ремонтантная малина в России» академик Российской академии естественных наук Иван Васильевич Казаков.
Много лет я веду переписку с ведущими садоводами и овощеводами страны. Мы обмениваемся семенами. Когда организовалось общество «Птицеград», стала курочек и красавиц-цесарок разводить. У меня появилась коллекция пионов – более 100 видов, почти столько же гладиолусов и роз. В сентябре огромные охапки цветов приносила учителям. Дарила друзьям и знакомым. Мне нравилось это делать. Ко мне за семенами и саженцами приезжали из детского дома «Ласточка», Кировского детского дома, Горнозаводской школы-интерната, психоневрологического диспансера и многих других организаций. Всех одаривала безвозмездно.

«Встреча через 45 лет». Г. Фесенко (в центре внизу) со своими первыми учениками, пос. Орлово. 2003 г.

А на рынок с продажей выращенного вышла в силу обстоятельств. Перестроечные ветры 90-х коснулись и школы, начались длительные задержки с выплатой зарплаты. Надо было как-то жить и выживать. А сейчас южносахалинцам нужны условия для продажи излишков саженцев и выращенной продукции. Поэтому мы вместе с заинтересованными дачниками и владельцами личных подсобных хозяйств уже несколько лет бьемся за строительство в областном центре сельскохозяйственного рынка для реализации продукции без посредников. Но пока все упирается в выделение земельного участка для него.

Урок географии в народном музее «Природа и человек» гимназии № 2 ведет Галина Николаевна Фесенко, 2006 г.

– С женщинами о возрасте не говорят, но поскольку вы его не скрываете, то позвольте спросить – что помогает вам выглядеть моложе, сохранять энергию жизни?
– Школа и мои ученики. Среди них немало победителей областных и всероссийских географических олимпиад, есть учителя географии, метеорологи, геологи. Многие в профессии занимают высокие посты. А один из наших школьных активистов Георгий Карлов – сейчас депутат Государственной думы.
Не знаю, как другие, но представители моего поколения живут, пока работают. Энергетическая подпитка у них – в любимом деле. К тому же ты никогда не должен делать зло и думать о плохом. Человек должен быть настроен на добро. В этом и есть его предназначение в столь сложном и противоречивом мире.

БЛИЦ-ОПРОС

– Ваши увлечения?
– География, путешествия, сад и езда на автомобиле. Одно время очень увлекалась вязанием, много вышивала гладью. В доме у меня висело множество картин собственного производства. В молодости занималась спортом – баскетболом, лыжами, беговыми коньками, несколько раз прыгала с парашютом. Люблю фотографировать. А вообще увлечений у меня – море.

– Что приемлете в людях, а что не воспринимаете?
– Ненавижу клевету, равнодушие и подхалимаж. А нравятся люди добрые, открытые, чистые душой. Их у нас большинство. Ценю честность и порядочность.

– Верите в гороскопы? Кто вы по знаку зодиака?
– Я – Лев, но рычать и стращать никого не люблю. Гороскопы читаю, если попадаются в руки, удивляюсь, когда предсказания совпадают с действительностью. Несмотря на приметы, цифру 13 считаю счастливой для себя.

– Где нравится отдыхать?
– В лесу и у моря. Пребывание там приводит меня к душевной гармонии.

– Любимое время года?
– У меня их два – зима и начало лета с первой робкой зеленью и пробуждением удивительно прекрасной сахалинской природы.

ЧТО ЗНАЧАТ ДЛЯ ВАС…

Семья?
– Это мое все. Самое дорогое и любимое. Но семья еще и мои ученики, и у меня нет плохих детей – к каждому можно найти подход.

Любовь?
– А как на свете без любви прожить? Ею наша жизнь освящена. Не зря говорят – люби людей, тогда и тебя Бог полюбит.

Счастье?
– Семья и моя профессия. Несмотря на возраст, не могу уйти из гимназии – слишком люблю своих учеников и свой коллектив.

– Ваши мечты. О чем они?
– Хочу, чтобы я и мои родные были здоровы. Мечтаю передать все свои знания ученикам и молодым педагогам. В мае открыть после реконструкции наш народный музей в гимназии. Мне хочется, чтобы посмотреть на нашу экспозицию по-прежнему приезжали дошколята, зарубежные делегации, а также ученые и гости из соседних регионов. А как дачница мечтаю, чтобы в городе все же открылся современный, хорошо оборудованный сельскохозяйственный рынок.

Опубликовано: 05.04.2012 00:01 Автор: Татьяна Егорова

https://sakhvesti.ru/?div=spec&id=4584