Несколько созывов возглавляет островной парламент Владимир Ефремов. И, конечно, у председателя Думы – свой взгляд на то, как формировался депутатский корпус и каким он станет в самом ближайшем будущем…
– Каковы, на ваш взгляд, ключевые этапы в становлении и развитии областного органа законодательной власти?
– К событиям, которые оказали огромное влияние на формирование Сахалинской Думы, я бы отнес… пять минувших выборных кампаний, в ходе которых и «выковывался» депутатский корпус. Вспомните первые выборы: ни избиратели, ни кандидаты толком не представляли, чем будет заниматься островной парламент. Советы народных депутатов, как осколок прежней общественно-политической жизни и представительства во власти, уже канули в историю, а Думе вручили, если можно так выразиться, наспех определенные и довольно размытые полномочия. А затем каждые четыре года становились очередным этапом, в рамках которого менялось законодательство, взгляды на развитие общества и экономики, менялись, наконец, и мы сами, все глубже и полнее понимая, зачем нужен этот орган власти, как сделать его работу эффективнее.
Наконец, иными стали и взгляды на то, каким должен быть депутат. Ведь сегодня во главу угла встала не финансовая сторона дела – внесение кандидатом денежного залога, затраты на саму выборную кампанию и т. д. Дело даже не в том, что среди кандидатов часто можно увидеть … и безработных. Суть в другом: большинству из нас сами выборы показывают, что за конкретным кандидатом стоит какая-то группа людей, представляющая либо конкретную территорию, либо социальный слой населения – рыбаков, учителей, нефтегазодобытчиков и т. д. А уж про депутатов, выдвинутых по партспискам, и говорить не приходится – они по определению являются полномочными представителями «Единой России», КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России» и т. д. В итоге же нынешние депутаты стали в полном смысле этого слова защитниками интересов своих избирателей, партий и территорий.
Кстати заметить, именно в ходе выборных кампаний менялась и так называемая нарезка избирательных округов, которые были у нас двух- и трехмандатными, а ныне дают возможность избрать лишь одного депутата. А это, в свою очередь, говорит о возросших требованиях к народному избраннику. Изменились и приоритеты в самой депутатской деятельности. Если прежде кто-то уделял основное внимание работе в своих округах, а кто-то – укреплению партийных связей с избирателями всей области, то сегодня эти два направления стали практически неразрывными. Не случайно же, например, за каждым из депутатов, прошедших по единому партсписку «Единой России», закреплено по два конкретных «подшефных» района, а наши единомышленники, избранные по одномандатным округам, активно работают во фракции при определении общепартийной позиции по наиболее важным вопросам.
Уже очевидны и очередные изменения, связанные опять же с выборами. Я имею в виду новые принципы формирования Совета Федерации, который должны будут пополнить представители с мест, избранные населением в том числе и из действующего состава региональных законодательных органов власти. Значит, начинается очередной этап в становлении Думы, ведь по итогам этих выборов также можно будет судить об авторитете, зрелости и потенциале нашего депутатского корпуса.
– Вы являетесь членом Совета законодателей России. Какой видится со стороны Сахалинская Дума в сравнении с другими законодательными органами власти областей и краев?
– 4 июля нынешнего года исполнится уже семь лет, как мне доверили возглавлять островной парламент. И, будучи председателем Думы уже в третьем созыве, я, конечно, в какой-то мере субъективен в оценке ее возможностей, влиянии на жизнь сахалинцев. Но в то же время, регулярно встречаясь с коллегами-законодателями из других регионов, часто слышу их положительные отзывы о нашей работе. А по рейтингу, который в свое время готовил Совет Федерации, Сахалинская Дума прошлого созыва была на 4-м месте по результатам деятельности среди почти девяти десятков региональных законодательных органов власти. Наконец, знаком признания высокопрофессиональной работы коллектива Думы можно считать и регулярные приглашения наших представителей для выступлений в Госдуме, в Совете Федерации, в Совете законодателей и на других представительных форумах. Мне, например, предоставляли возможность делать доклады и в Кремле, и на выездном заседании Совета законодателей в Пензе, причем по темам, в которых именно у сахалинских законодателей накоплен немалый опыт, – о трудовых ресурсах, о взаимодействии государства и общества в обеспечении прав детей и т. д.
– Что изменилось за 15 лет во взаимоотношениях Думы и избирателей?
– Они изменились коренным образом. Ведь поначалу все было очень просто: избиратель жалуется – депутат старается решить поставленный вопрос. А сегодня избиратели все чаще становятся нашими помощниками, а то и соавторами в законотворчестве. Например, главные параметры бюджета области формируются именно с учетом наиболее острых проблем, возникших в городах и районах. Большинство областных целевых программ нацелено на реализацию интересов конкретных социальных групп населения – детей, ветеранов, работников здравоохранения, представителей малого и среднего бизнеса и т. д. Можно привести и целый ряд законопроектов – о поддержке сельской интеллигенции, о звании «Ветеран труда Сахалинской области», о школьном бесплатном питании и других, которые появились и были приняты именно благодаря теснейшей связи с избирателями.
Еще одно свидетельство изменившихся взаимоотношений – это то, что при облдуме появились и плодотворно работают сразу несколько общественных объединений: Совет председателей представительных органов местного самоуправления, молодежный парламентский центр, антикризисные группы и т. д. В них входит наиболее активная часть наших избирателей, которая самым серьезным образом влияет и на текущую работу, и на планы островного парламента.
– Какой будет Сахалинская Дума к своему следующему юбилею?
– В такое сложное время предсказывать, что будет через 5 лет, конечно, трудно. Тем более что прогнозы – дело неблагодарное. Помните, наверное, как нам обещали: через 20 лет все будут жить при коммунизме, мы догоним и перегоним США, у каждой семьи будет свое жилье и т. д.
И все же, думаю, к следующему юбилею островной парламент будет также сформирован по смешанному принципу. Потому что выборы в местные органы власти только по 100-процентному партийному принципу, на мой взгляд, снизят качество депутатского корпуса. Хотелось бы, чтобы и средний возраст народных избранников был поменьше. Надо умело использовать энергию, целеустремленность и знания молодых, уравновешивая их опытом законодателей с хорошим профессиональным стажем. Мне нравится известное выражение Уинстона Черчилля, суть которого такова: если в молодости политик не был либералом, значит, у него нет сердца, а если в зрелости он не стал консерватором, значит, у политика просто нет ума. У настоящего политика все действительно должно быть своевременно и в ладу – и сердце, и ум. Необходимо, на мой взгляд, чтобы в Думе работало больше женщин-депутатов, потому что многие проблемы они «пропускают через сердце», тонко чувствуя неискренность в словах и пустоту в делах. Островной парламент к очередному юбилею, наверное, получит такой обобщенный образ: депутат 45–47 лет, с женскими чертами лица, энергичный, авторитетный и известный у своих избирателей.
|