Последние недели сахалинцы живут в предвкушении большого события – 24 августа в областном центре стартует Международный кинофестиваль «Сахалинский экран-2012: путешествие на край земли». С его исполнительным директором, руководителем Сахалинского кинодосугового объединения Денисом Яньшиным беседует корреспондент РИА «Сахалин-Курилы».
- Скажите, а с чего начинается фестиваль?
- Для зрителя он начинается с торжественного дефиле по символической красной дорожке и церемонии открытия. Для участников – с момента, когда они выходят из своих домов в разных уголках земли и отправляются на Сахалин.
Организаторы же уже давно живут на фестивале. Креативный и программный директора Алексей Агранович и Алексей Медведев начали работу в конце июня. Медведеву удалось сделать невероятное – практически за месяц собрать конкурсные фильмы со всего света, причем в это время он был на кинофоруме в Карловых Варах. Кстати, два штаба – московский и сахалинский – работали в разных концах страны и, если учесть разницу во времени, получалось, что организаторы практически не спали.
Но составление программы – один из главных, но не последних компонентов. С фильмом кто-то должен приехать, для иностранцев надо предусмотреть множество моментов - сопровождение, переводчиков, транспорт. Мало собрать фильмы из разных стран – их надо переслать на Сахалин. Некоторые копии выдаются под гарантии безопасности, поэтому приходится решать вопрос с охраной в зале, обеспечить тепловизором во избежание копирования во время просмотра. Надо продумать меры безопасности и в отношении приглашенных участников фестиваля - устроить оцепление и прочее. Моментов технических, организационных, логистических, о которых не знает зритель, множество. Но он о них и не должен знать: люди просто придут на праздник и получат его.
Любой фестиваль – это многогранный организм. Наш «Сахалинский экран» пока развивающаяся субстанция (впрочем, как и любой творческий форум, иначе событие превращается в болото). Сам по себе фестиваль имеет несколько ипостасей - с какой колокольни смотреть на него. Для зрителей – это праздник, для власти – социальный шаг или благо. Для киносообщества – это рабочая площадка. Можно найти бесконечное количество граней, и с каждым годом их число будет увеличиваться по сравнению с первым сахалинским кинофестивалем. В этом году мы делаем шаг вперед. «Сахалинский экран» стал конкурсным фестивалем, появилось профессиональное жюри. К тому же, он стал международным.
Надеемся, что сделаем и следующий шаг – станем престижным форумом в киносообществе. Наша площадка может служить точкой, в которой соприкасаются западный и восточный кинематограф. Мы хотим, чтобы к нам ехали фильмы и кинодеятели из Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Азиатское кино, правда, отбирают и на европейские фестивали, но на «Сахалинском экране» у него будут совершенно другие перспективы. Таким образом, мы попытаемся создать амбициозный серьезный зачин на будущее.
- Какие фильмы мы увидим в конкурсной программе фестиваля?
- Ее составят восемь кинокартин. Отечественный кинематограф представят «Орда» Андрея Прошкина, «Конвой» Алексея Мизгирева, «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой. Зарубежное кино - это «Детские истории» французского режиссера Зигфрида, «Рейд» американца Гарета Эванса, китайская картина «Фортепиано на фабрике» Чжан Мэн и Чже Ён Квак, «Самурай без меча» японца Хитоси Мацумото и «Скромный прием» иранца Мани Хагиги. Все они разножанровые, разного уровня, но, безусловно, подтверждают слоган фестиваля: «Уникальные места, уникальный опыт, уникальные герои».
Причем, уникальность понимается не в смысле экзотических мест или суперличностей. Герои конкурсных картин – большей частью обыкновенные люди: фабричный рабочий, путешествующая на внедорожнике парочка, спецназовцы, военные, рядовой самурай, три москвички, обычные дети. Фантазия режиссера и чуткая камера сумели в каждом фильме и персонажах обнаружить нечто, что подтверждает тривиальную мысль: жизнь каждого человека – взрослого и ребенка – неповторима и уникальна. Кредо нашего фестиваля – объединить уникальность людей, ситуации, места. Любое место неповторимо – главное его увидеть. Но в том, что Сахалин уникален, убеждать, думаю, никого не надо.
- Кто будет судить конкурсные фильмы?
- В состав жюри вошли пять кинематографистов. Пока подтвердили свое участие только двое - Ксения Раппопорт, российская звезда кино и театра, и Канако Хаяси, директор Токийского международного фестиваля FILMeX, основателем и основным партнером которого является компания Такэси Китано. По-моему, уже две эти фигуры говорят о высочайшем уровне профессионализма судейской коллегии «Сахалинского экрана». Творческий диапазон Раппопорт оценен не только на родине, но и за рубежом. Что касается представителя Японии в жюри, то она является официальным отборщиком Каннского фестиваля и ведущим экспертом кино Юго-Восточной Азии.
Остальных членов жюри можно будет назвать только после получения их официального подтверждения. К сожалению, пригласить тех, кого хотелось бы, не всегда удается.
- Будут ли сахалинцы в составе жюри?
- А кого бы вы могли предложить? Мне уже задавали подобный вопрос. Кто сможет поддержать уровень Ксении Раппопорт или Канако Хаяси? Я считаю логичным, что на профессиональном кинофестивале фильмы должны судить асы в своем деле. Хотя в определении концепции фестиваля сахалинцы принимали самое активное участие. Кстати, девиз «Путешествие на край земли» был предложен на обсуждении с общественностью Сахалина контуров и стратегии фестиваля.
- А какие призы вручат победителям «Сахалинского экрана»?
- Главный приз – пока тайна, единственное, что могу озвучить пока - призовой фонд фестиваля составляет 1 млн. 750 тыс. рублей. Конечно, будут еще почетные награды, приз зрительских симпатий. Свою награду вручит почетный президент «Сахалинского экрана» Алла Ильинична Сурикова. Возможно, главный приз будет называться губернаторским и это, я думаю, будет справедливым решением. Естественно, победители и лауреаты получат и сахалинский символ победы. Он у нас с прошлого фестиваля, вопрос в том, будем ли мы менять его идею и дизайн. Логотип фестиваля мы немного изменили, из-за смены уровня, но название оставили прежним.
- Всего за шесть фестивальных дней будет показано более 50 фильмов из России, Китая, Японии, Филиппин, Ирана, США, Германии, Австрии, Франции и других стран. Как зрителю попасть на показы?
- Ближе к фестивалю мы начнем выпускать на кассу в свободном распределении пригласительные билеты, и каждый желающий может взять по два на все фестивальные фильмы. Я думаю, что билеты разойдутся быстро, поэтому поклонникам кино следует поторопиться.
В этом году, понимая растущий интерес сахалинцев к событию, мы сделали по несколько показов самых интересных с точки зрения организаторов картин. Понимаю, что система распределения мест несовершенна, но надо принять во внимание, что зал на 800 мест не в состоянии принять 3-4 тыс. зрителей.
Афиша, действительно, обширная. Причем мы постарались сделать большинство фильмов бесплатными для зрителя. Кстати, на других профессиональных фестивалях конкурсные фильмы могут посмотреть только аккредитованные гости. Все фестивальное кино, как правило, показывается только для профессионального сообщества. Единственными платными мероприятиями, как и на прошлом «Сахалинском экране», будут церемонии открытия и закрытия. Может, еще праздничный вечер на День кино, который выпадает как раз на фестивальные дни. Также будут сугубо закрытые мероприятия типа мастер-классов.
Понятно, что на все фильмы физически попасть невозможно, но, как говорят, из-за стола лучше вставать с чувством легкого голода.
Поскольку программа составлена на разного зрителя, каждый может найти в ней то, что близко именно ему. Во внеконкурсной программе будет представлена ретроспектива азиатской анимации, дети и взрослые смогут посмотреть самые яркие работы великого японского режиссера Хаяо Миядзаки — «Мой сосед Тоторо», «Навсикая из долины ветров», «Унесенные призраками», «Ходячий замок».
Пройдут и параллельные показы российской анимации – для всех возрастов.
Уникальные герои будут представлены в программе документального кино «Люди с биографией» - самый успешный современный китайский художник Ай Вэй Вэй, королева перформанса Марина Абрамович, великий режиссер Роман Полански.
В этом году мы представим сахалинцам программу из фильмов-победителей и призеров крупнейших международных фестивалей. Это и «Любовь» Михаэля Ханеке («Золотая пальмовая ветвь»), «Цезарь должен умереть» братьев Тавиани («Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля), «Звери дикого Юга» Бена Зайтлина (победитель фестиваля «Сандэнс»), «Материк» Эмануэле Криалезе (спецприз жюри Венецианского кинофестиваля).
В рамках программы «Другое кино» зрители увидят лучшие ленты прошлых лет и работы талантливых дебютантов. Фестиваль завершится фильмом выдающегося японского режиссера Такаси Миике «Харакири», который будет показан в формате 3D.
- Можно добиться фантастического уровня организации фестиваля, но без зрителя, наверное, праздник невозможен…
- Опыт прошлого форума говорит о его огромной популярности на острове. Хочется, чтобы в этом году праздник чувствовался во всем городе, и все знали, что в Южно-Сахалинске проходит большое событие. Наша цель: каждый человек должен ощущать в воздухе его присутствие. Это безумно дорого, но понемногу мы движемся в этом направлении.
- Как думаете сделать это?
- Конечно, нам нужно запустить большую рекламную кампанию. Хотелось бы найти партнеров, для которых участие в фестивале станет предметом гордости, что в городе есть подобный фестиваль. Это необходимо, поскольку фестиваль молодой, и у нас нет таких бюджетов, как у форумов в Москве, Венеции или Каннах.
- Одним из непременных компонентов любого престижного фестиваля является участие знаковых персон. Кого мы ждем на «Сахалинский экран»?
- О двух членах жюри я уже говорил. Кроме них конкурсные фильмы представят сахалинцам их создатели. Среди них автор «Детских историй» француз Зигфрид, российские режиссеры Андрей Прошкин и Алексей Мизгирев, Мани Хагиги из Ирана и продюсер «Фортепиано на фабрике» Джессика Мэн.
- И последний вопрос. Когда родилась идея сделать фестиваль международным, не было ли чувства страха, что заварилось нечто грандиозное?
- Мы, сахалинцы, думали, что когда-то он станет таким. Идея трансформировалась в реальный проект, когда к нам подключились два Алексея - Медведев и Агранович - со своими связями и возможностями. Алла Ильинична Сурикова по-прежнему остается «мамой» сахалинского фестиваля, его лицом. Она является почетным президентом «Сахалинского экрана» и не оставляет его без своего внимания и помощи.
|