Японию открывать можно бесконечно – это аксиома. Но все же каждый раз удивляешься, причем неизвестно, что в очередной раз станет предметом восхищения, потрясения (список эмоций также бесконечен). Что касается мегаполисов – Токио, Киото, Осаки, – понятно. Там расположены памятники истории и культуры, являющиеся частью мирового культурного достояния. Но скромный по оценкам самих японцев остров Хоккайдо – они туда ездят отдохнуть от жары в столице – вызывает традиционные ощущения нового.
ЭХ, ДОРОГИ!
Путешествие по другую сторону пролива Лаперуза – второму по величине острову Японии Хоккайдо и самому близкому к Сахалину – мне посчастливилось совершить на автомобиле. Арендованный вместе с водителем небольшой микроавтобус за три дня обошелся всего в семь тысяч рублей. На нем мы и проехали от самого северного города Японии Вакканая до центральной части острова – Асахикавы.
Кроме традиционных моментов восхищения (природа, чистота и пр.), поразила, конечно, дорога. Высочайшего качества автобан соединяет север и юг Хоккайдо по западному побережью. Первый фокус, который она преподносит, это то, что ты ее не замечаешь. Вместо привычных ям и колдобин, многократно и не всегда печатно поминаемых армией отечественных автомобилистов, – ровная дорога. Причем за три дня поездки не удалось ни разу встретить ни дорожных полицейских, ни обгоняющих и подрезающих тебя коллег на колесах.
Впрочем, сейчас понимаю, что в этом просто нет необходимости. Многополосная дорога позволяет разъехаться на ней водителям разного темперамента и мастерства. Как рассказал водитель (наш сахалинец, уже более 15 лет живущий в Вакканае), он, естественно, довольно долго привыкал к левостороннему движению. Конечно, первое время бывали и проколы, но он не мог припомнить случая, чтобы из-за этого возникали какие-нибудь разборки на дороге. Более того, все старались помочь ему и объяснить секреты непривычного вождения. Доброжелательность японцев (абсолютно без иронии) не знает границ.
Сама дорога устроена хитро. Полосы на ней имеют разное покрытие, поэтому, когда переходишь с одной на другую, меняется звук под колесами. Как объяснил всезнающий шофер, сделано это для водителей. Чтобы в долгой дороге он нечаянно не уснул, вот такой ненавязчивый сервис. Вообще, забота о тех, кто в дороге, здесь фантастическая. Кроме очень удобно расположенных дорожных знаков, придорожных огней, видных издалека, поразили своеобразные гостиницы. Они располагаются по обеим сторонам тоннелей, пробитых в горах. Предназначаются для водителей, которых бураны (явление довольно частое, как и на Сахалине) застали в дороге. Люди могут переждать непогоду в номерах, снабженных всем необходимым (ночлег, еда), за это с вас не возьмут ни копейки. Поэтому люди без опаски выезжают в любую погоду.
ВСЕ ДЛЯ НАРОДА, ВСЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ
Лозунг нашего социалистического прошлого, похоже, очень давно реализуется в капиталистической Японии. Пожалуй, один из самых необходимых объектов не только в дороге – туалеты. Они располагаются с японской педантичностью через каждый километр по трассе. Упоминать о том, что они традиционно блистают чистотой, излишне. Все они открываются по сенсорному сигналу, оборудованы всеми приспособлениями для детей всех возрастов, начиная с грудничков. Родители могут перепеленать младенцев, помыть их и пр. Ни разу не встретила очередей в сие заведение. Уж не знаю, как это им удается.
Забота государства охватывает даже животных. Многочисленные знаки на дорогах предупреждают и об обитателях лесов, которым заблагорассудится выйти на дорогу. Сделано это, скорее всего, для защиты соболей, оленей, бурых медведей, распространенных на Хоккайдо.
Проносящиеся за окнами авто лесные пейзажи, кроме привычной красоты, поразили ухоженностью. Во всем чувствуется рука человека. Склоны сопок, очень похожих на сахалинские, аккуратно скошены, укреплены декоративными сетками, при необходимости использован и более крепкий материал. Ощущение, что и за лесами здесь ухаживают как за приусадебным участком или собственным садом. Что касается последних, то это непременная принадлежность любого дома. Ее размеры зависят только от финансовых возможностей человека и территории. Встречались просто роскошные зеленые уголки (причем преобладают культивируемые бонсаи) и скромные садовые участки. Если совсем не позволяют финансы и размеры территории, у входа красуются горшочки с любимыми цветами.
Тотальная ухоженность окружающего пространства просто поражает. В дороге приходилось проезжать множество небольших деревушек, в том числе и рыбацких. Все аккуратно выкрашено (иногда кажется, что они просто вымыты!). Не юный возраст строений был виден сразу, но возникало ощущение искусственно состаренных объектов. Это в театре иногда делают, когда надо, чтобы одежда на персонаже или предмет интерьера выглядели старыми.
Видно, не зря в японском языке понятия «чистый» и «красивый» обозначаются одним словом.
Единственная вещь, с чем не удалось столкнуться в трехдневном пути, это …пыль. Причем заметил ее отсутствие член нашей группы из Новосибирска, сам заядлый автолюбитель. Это была его первая поездка в Японию, поэтому рот его от восхищения в прямом смысле слова не закрывался. Гениальная догадка, чего же ему не хватает, пришла на второй день путешествия. Действительно, пыли нет нигде – ни на высокоскоростных трассах, ни на сельских дорогах. Кроме того, что все они асфальтированы, и территория за их пределами покрыта обязательно дерном, то есть практически нет голой земли. И если еще учесть, что территория острова Хоккайдо широко покрыта лесами, можете представить, какой чистоты воздух. Причем преобладают хвойные леса из ели и пихты с густыми зарослями бамбука в подлеске. На высоте произрастают кедры и березы, располагаются пустоши с кустарниками. В северной части граница хвойных боров находится на высоте 500 метров, на юге острова леса состоят из широколиственных деревьев. Напомню, что за всем этим осуществляется тщательный уход.
СТАРОСТЬ НАДО УВАЖАТЬ
В Японии это не лозунг. Старикам здесь живется, действительно, комфортно. Как рассказал нам все тот же водитель, пенсионеры в Японии платят за коммунальные услуги незначительную сумму, во всяком случае, не половину своей пенсии. Удивил больше всего его рассказ о ежегодном банкете в ресторане за счет компании, обслуживающей дома. В Японии, так же, как и везде, предусмотрена графа в счете за коммунальные услуги – уборку лестничной площадки и придомовой территории. Поскольку здесь никто не мусорит вне дома, то в конце года сумма, взятая с жильцов за эту статью расхода, оказывается нерастраченной. И вместо того, чтобы, как подсказывает здравый смысл, положить ее в карман компании или, на худой конец, собственный, руководство компании устраивает массовые гуляния для жильцов.
Для того чтобы занять свободное время пенсионеров, число коих составляет в стране приличную цифру, существует много форм. Одна особенно удивила. Старикам выделяют кусочек городской клумбы (а они встречаются на каждом шагу) для ухода, и он становится зоной их личной ответственности. Это считается знаком особого почета, если тебе доверили такое. Как-то непривычно по сравнению с более традиционными для российских пенсионеров сидения на лавочках или упахивания на дачах.
Вообще, отношение к зеленым зонам в городе восхищает. Часто приходилось видеть, как в обеденный перерыв офисные служащие или чиновники, быстро надев перчатки, пропалывали клумбы, поливали цветочки, а минут через пять, избавившись от «орудий производства», спешили на рабочие места.
И, наоборот, видела на огромной фермерской плантации одинокую фигурку человека. Оказалось, что это частое явление. Высочайший уровень механизации и автоматизации делает лишним присутствие армии сельскохозяйственных рабочих.
(Продолжение следует.)
Фото Т. Егоровой, В. Семенчика
|