НИКОЛАЙ САМУСЕВ – руководитель образцового ансамбля эстрадного танца «Плэйданс», г. Южно-Сахалинск.
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ НОМИНАНТА
Родился Николай Самусев в 1963 году в Белоруссии, в деревне Червоный Бор. В многодетной семье было 10 детей. Мама и отец работали в колхозе. Окончив восьмилетку, Николай поступил учиться в техническое училище на машиниста-тракториста широкого профиля. Но, поняв, что полученная профессия его не привлекает и куда больше влечет искусство танца, в 1981 году в городе Могилеве поступил в культпросветучилище на хореографическое отделение. Через год был призван в армию. Два года служил в войсках ВВС в летной части под Иркутском. В 1984 году восстановился в училище. Окончив его, по распределению поехал в город Гомель. Там началась творческая карьера молодого специалиста. Во Дворце культуры строителей Николай создал свои первые танцевальные коллективы, танцевал и сам в народном ансамбле «Гомий», с которым побывал во многих зарубежных странах. Позже получил высшее образование, окончив очно Санкт-Петербургский университет профсоюзов. В 1993 году вместе с женой переехал в Южно-Сахалинск. Здесь Николай Самусев создал танцевальный ансамбль «Плэйданс» и уже 18 лет является его руководителем.
КСТАТИ
Николай Самусев и ансамбль «Плэйданс» имеют немало наград всероссийского, областного и муниципального уровней. Среди них – 11 почетных грамот, 25 благодарственных писем, 16 дипломов за участие в конкурсах и фестивалях. Коллектив является лауреатом Всероссийского конкурса «Утренняя звезда» (1996 год). Он занял второе место в Дальневосточном конкурсе «РЖД зажигает звезды» (г. Хабаровск, 2011 год). В 2011 году на XI Международном танцевальном конкурсе в Санкт-Петербурге участники коллектива получили сразу три награды – стали лауреатами первой, второй и третьей степеней.
ВМЕСТО ТРАКТОРА ТАНЦЫ
– Николай Викторович, в нашей отечественной культуре редко когда приживаются названия коллективов на иностранном языке. Вам удалось его сохранить почти на 20 лет. А почему назвали свой ансамбль «Плэйданс»?
– Произошло это на волне нового времени и перестроечных перемен в обществе. Наш ансамбль создавался в 1994 году, и, наверное, многие помнят, что тогда молодежь, устав от жестких советских регламентов и глотнув свободы, тянулась ко всему иностранному. Перемены и новое в жизни связывалось с западным образом жизни. Именно тогда в современном сленге все чаще стали звучать англоязычные слова. «Плэйданс» в переводе с английского означает «игра в танцы».
– А как и когда вы открыли для себя прелесть танца?
– Рос я в многодетной семье. У нас было две девочки и восемь мальчиков. Я – третий по счету, а значит, один из старших, и у родителей считался незаменимым помощником. Помогал и в поле, и по хозяйству. На праздники у нас в доме собиралось много родственников. Пели песни, было шумно и весело. Но мне больше всего нравилось, как танцевала мама. Она любила бить чечетку, в этом ей не было равных. Я смотрел на нее, а потом, оставшись дома один, пытался копировать ее движения. Вскоре заметили и мой талант. В четыре года, когда собиралось застолье, меня ставили в круг, и я лихо, как мама, отбивал степ. Сначала многих забавляло это подражание, но к шести годам моя чечеточка и другие танцевальные выкрутасы вызывали всеобщее одобрение. К сожалению, в нашей деревне не было танцевального кружка, где можно было бы развить свои способности. Поэтому на время о танцах пришлось забыть. Впрочем, любовь к ним у меня никогда не проходила. Сидя дома перед черно-белым телевизором, смотрел музыкальную программу «Автостоп», запоминал танцы в концертных номерах и старательно воспроизводил их. Мало того, почувствовал в себе желание не только профессионально танцевать, но и создавать свои танцевальные композиции. Так у меня появилась мечта стать хореографом. Однако понимал, что осуществить ее будет невозможно: семья едва сводила концы с концами и вряд ли нашлись бы деньги на мое обучение, да еще столь несерьезной профессии, как считали родные.
Когда после восьмого класса надо было задуматься о будущем, по совету родных решил пойти учиться в техническое училище на тракториста. «С этой профессией не пропадешь», – поддерживали меня родители. Но вернувшись домой после окончания учебы, еще раз убедился, что к технике меня абсолютно не тянет. Об этом рассказал своему старшему брату, который к тому времени уже работал. Он понял меня, дал денег, и я поехал в город Могилев. Три часа трясся в автобусе, а приехав в культпросветучилище, услышал, что взять меня не могут, так как я не отработал два года по полученной специальности тракториста, как полагалось после распределения. Расстроенный поехал домой, а по дороге мне пришла идея: бог с ним – со средним специальным образованием! Воспользуюсь аттестатом об окончании восьмилетки. Я вновь вернулся в училище, чтобы на этот раз поступить учиться на хореографическое отделение на базе восьми классов. Меня приняли. Правда, через год, узнав об имеющемся у меня техническом образовании, перевели на курс выше.
ХВОСТ… ДЛЯ ТЕЛЕНКА
– Трудно было поступать учиться на хореографа, практически не имея специальной подготовки?
– По сути, с моей стороны это была чистой воды авантюра, поскольку конкурс составлял три человека на место. Парней предостаточно, так что послаблений сильному полу не ожидалось. Все поступающие были хорошо подготовлены, и тут я – самоучка. Помимо общеобразовательных предметов, которые успешно сдал, на творческом экзамене предстояло перед членами приемной комиссии продемонстрировать свой экспромтом сочиненный танец. Когда я его вдохновенно изображал (иначе это не назовешь), смеялись все члены экзаменационной комиссии. Думал, с треском провалился. Однако позже мне сказали, что я молодец и придуманные мной танцы всем понравились. А я сочинял их с ходу. Когда на экзамене мне дали музыку – нежную, протяжную, лирическую, сразу вспомнил свою деревню. Утро, все просыпаются, вот идет корова, она на сносях, у нее рождается теленок… И я показывал, как он рождается, как делает первые неловкие шаги, как улыбаются новорожденному люди. Причем считал, чтобы показать теленка достоверно, мне надо было непременно сделать хвост. Из чего? Подручных материалов нет. Пришлось разорвать свою футболку – и хвост готов. Комиссия была шокирована моим поступком и моим танцем, но за находчивость и оригинальность мне поставили пятерку. Я был принят в вуз.
– У вас жена по основной специальности тоже хореограф. Как вы с ней познакомились?
– Пришел в студенческое общежитие к своей белорусской землячке и тут увидел ее – статную, красивую, розовощекую. Маргарита училась на курс младше. Едва она взглянула на меня, сердце екнуло – до чего хороша! А она, измерив меня взглядом, весело спросила у девчат: «А это что за Щуплик сидит?» Мне стало обидно – я ее на восемь лет старше, а она меня ни во что не ставит! Хотя, конечно, в то время действительно был очень худой – сказывались нагрузки, да и с финансами приходилось туговато. И все же, вопреки надменному отношению девушки, стал за Ритой ухаживать. А вскоре мы с ней поняли, что хорошо понимаем друг друга и находимся на одной творческой волне. Решили пожениться. В это время в составе народного ансамбля танца мне довелось быть на гастролях в Чехословакии. Там на выданные нам командировочные купил своей любимой красивую ткань на свадебное платье и чешскую бижутерию. В те времена в нашей стране это было дефицитом.
В одной из поездок в Бельгию, где у меня появились друзья, мне подарили кожаный пиджак, но пришлось его продать, поскольку не хватало денег на обручальные кольца. Свадьбу в Питере играли по-студенчески весело. Но наше семейное счастье длилось недолго – Маргарита завершала учебу в вузе, а я, получив диплом, должен был вернуться в Гомель, откуда поступал. И все же мы пережили с ней разлуку и решили больше никогда не расставаться. Когда в 1993 году приехали на Сахалин и я создал свой «Плэйданс», жена долгое время работала рядом со мной, была моим первым помощником. В ансамбле много лет и до сих пор занимается наша дочь – Лиза. Для меня это не только мощное семейное, но и творческое подспорье, поскольку мои самые близкие люди всегда меня поддерживают – и в радости, и в трудности.
ОСТРОВНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ
– А на Сахалин вы переехали, потому что ваша жена – сахалинка? Это она позвала вас в дальний островной край?
– Как раз наоборот, это я предложил переехать жить на Сахалин. Еще до свадьбы на зимних каникулах мы приезжали с ней сюда, чтобы я познакомился с ее родителями. Когда самолет приземлился в аэропорту, первое, что меня удивило, это проверка паспортов. «Прямо как за границей…» – подумал я, не имея представления, что островная область в то время была закрытой и здесь существовал паспортный режим. Выйдя из самолета, увидел «Горный воздух», заснеженные сопки и ахнул: «Красотища-то какая!»
Удивился местной экзотике, тому что на улицах много корейцев, стало интересно, как они здесь оказались, в чем особенности их национальной культуры. День за днем открывал для себя Сахалин, постепенно влюбляясь в него и Южно-Сахалинск. И, когда встал вопрос, где начинать нам с женой работать, как молодым специалистам, – в Белоруссии или на далеком острове, я выбрал Сахалин, чему и жена была весьма рада.
– Как здесь вас встретили?
– Можно сказать, с распростертыми объятиями. Это был 1993 год. Я сразу устроился балетмейстером в Дом культуры железнодорожников, где работаю и по сей день. Организовал там танцевальный ансамбль «Динамика» – спутник «Плэйданса». В это же время создавался новый в области коллектив – ансамбль казачьей песни «Воля», куда меня пригласили в качестве балетмейстера.
Казаков я знал, для меня было знакомым их самобытное творчество. В этом ансамбле проработал семь лет. Туда же пришла моя жена. В «Воле» она пела и танцевала вместе со своей сестрой. Кстати, делала это даже будучи беременной, на сцене была чуть ли не до самых родов. Прикроет животик платком и исполняет номер. В ансамбле «Воля» я не только ставил танцы, но входил и в танцевальную группу. Параллельно с этим много работал и со своим танцевальным ансамблем «Плэйданс», руководил еще одним коллективом – русско-казачьим ансамблем «Воскресение». И везде мне было интересно.
– Тем не менее вашей визитной карточкой стал «Плэйданс». А с чего он начинался?
– С современных ритмов, которые ближе всего молодежи: брейк – верхний и нижний, хип-хоп, рэп... Ребята потянулись в ансамбль и с удовольствием занимались. Искушенную сахалинскую публику было трудно чем-то удивить, но мы все-таки заявили о себе. Наши номера – «Чао, бамбино», «Рэпперы», «Хип-хоп» и другие привлекли внимание зрителей. О нас заговорили.
В первую программу входило порядка 20 номеров, на концерте в ГДК «Родина» зал был полон. Через год мы уже претендовали на почетное звание образцового ансамбля эстрадного танца и до сих пор его подтверждаем. Сейчас делаем свою концертную программу более чем на два часа.
Зрители довольны, у нас появились свои поклонники. Наш «Плэйданс» неоднократно выезжал в Японию на Корабле мира, и там нас очень тепло принимали.
А начинал свою историю ансамбль в 1994 году в ГДК «Родина». В то время молодежь больше увлекалась танцами, чем сейчас. В «Плэйдансе» занималось порядка 120 человек. Причем юношей и девушек было поровну. После 2000 года парней стало очень мало, в компьютерный век у них другие интересы. В настоящее время у нас в коллективе 80 человек, из них мальчиков всего… четыре человека. Приходится выкручиваться и учитывать это обстоятельство при подготовке танцев и программ.
МУЗЫКА И ОБРАЗ
– Насколько я знаю, помимо общих стандартов эстрадных танцев, вы создаете и ставите свои танцевальные номера. Часто ли одолевают муки творчества?
– Постоянно. Творчество – неуправляемый процесс. Над созданием танцев думаешь, едва появляется свободная минута. Это может быть и днем, и ночью. Иногда веду машину, а музыка звучит в голове – и тут же вырисовываются одно за другим движения, штрих за штрихом лепится танцевальный образ. Думаю, скорее бы приехать домой и записать возникшие зацепки.
А вообще у меня все идет от музыки. Если она задела за живое, то не нахожу покоя, все мысли направлены на создание будущего танца. Часто приобщаю к творческому процессу ребят. Некоторые номера мы ставили вместе. Дети приносили понравившиеся музыкальные произведения, и мы сообща думали, каким должен быть танец на ту или иную мелодию. Особенно отличался у нас в сочинительстве мой ученик Александр Володин. Хоть в ансамбль он пришел поздновато – в 23 года, но так увлекся танцами и постановками номеров, что поступил в Сахалинский колледж искусств. А сейчас он получает высшее хореографическое образование там, где учился я, – в Санкт-Петербурге. Для меня это как награда.
– У вас есть любимый танец?
– В детстве предпочитал народные танцы – веселые плясовые, кадриль. В более старшем возрасте мне понравились танцы эстрадные – вальс, танго, фокстрот. Сейчас нравятся все, в том числе молодежные. Кстати, мне легко работается над постановкой современных динамичных танцев. Названия у них иностранные, но основа-то вся идет от русских народных танцев. В них, так же, как в брейке или хип-хопе, тоже есть нижнее и верхнее кручение, верчение солистов на голове и другие умопомрачительные танцевальные трюки. А вот научиться всему этому сложно.
– Переживаете, когда участники вашего ансамбля выступают на сцене?
– Переживаю, но не очень. Я доверяю своим ребятам, уверен, что они достойно выйдут из любой ситуации. А их на концерте бывает немало – то шнурок на ботинке развяжется, то тесемка на платье съедет, то кто-то случайно кого-то заденет во время кружения… Но я знаю: мои дети, как стойкие оловянные солдатики, отработают номер до конца.
Долгое время, когда шел концерт, находился за кулисами. Волновался, бегал, суетился. Добивался, чтобы мои юные артисты не опаздывали, вовремя выходили на сцену, не высовывались из-за кулис, не разговаривали, когда выступают другие. Иногда помогали родители, однако они частенько отвлекались, то и дело стараясь углядеть только за своим чадо. В конце концов мне это надоело, лет пять тому назад сказал ребятам: все, за происходящее будете отвечать сами. Пошел и сел в зал. Ребята призадумались, но все прошло хорошо, оказалось, излишний контроль им был вовсе не нужен. С тех пор они сами за себя в ответе, и у них это неплохо получается.
– Вами многое сделано, а чем гордитесь больше всего?
– Своей работой. Это моя жизнь, мой хлеб, мое душевное состояние. За 18 лет существования ансамбля сменилось немало составов, но все ребята для меня как родные. Получается так, что большую часть времени провожу на работе – в ГДК «Родина» или Доме культуры железнодорожников. Часто даже в законные выходные дни отдохнуть не удается. У нас то репетиции, то концерты, то участие в акциях, городских и областных мероприятиях. Сейчас готовимся к поездке в Китай на международный конкурс танца. Я рад – мы востребованы. А что для творческого человека может быть дороже?
БЛИЦ-ОПРОС
– Ваши увлечения?
– Люблю готовить. С детства увлекался вязанием. Время было такое, что негде, да и не на что, было купить нужную вещь. Мама у нас красиво вышивала. Дома все было украшено ее яркими изделиями с цветной вышивкой. В семь лет она показала мне, как надо вязать, и я связал себе шарфик. Позже у меня появилась собственноручно связанная шапка. С годами научился еще и шить. Мои брюки с накладными карманами, которые пошил в 12 лет, многие помнят до сих пор. Обшивал не только себя, но и своих друзей в студенческом общежитии. В училище занимался спортом – легкой атлетикой, стрельбой. Сейчас на увлечения времени не остается.
– Что приемлете в людях, а что не воспринимаете?
– Ценю в человеке доброту, трудолюбие, любовь к своему делу.
Ненавижу жестокость, зависть, злобу. Не переношу необязательность и несерьезность по отношению к своей работе.
– Верите в гороскопы? Кто вы по знаку зодиака?
– Я – Рыбы. Раньше слушал гороскопы. Но, когда увидел, что в каждом издании, радио и ТВ звезды сулят мне совершенно разное, перестал обращать внимание на все предсказания.
– Как и где нравится отдыхать?
– Люблю землю, поэтому, когда есть время, отвожу душу на даче. Покопаешься на грядках – и так легко становится. Когда видишь, как все растет и цветет, чувствуешь себя таким счастливым! А предпочитаю отдыхать на природе с друзьями. Обожаю рыбалку, но очень редко нахожу для нее время.
– Любимое время года?
– Весна, когда все зеленеет и наполняется жизнью.
ЧТО ЗНАЧАТ ДЛЯ ВАС…
Семья?
– Для меня это самое главное всегда было, есть и будет. Но ребята из ансамбля – это тоже моя семья, близкие и дорогие мне люди.
Любовь?
– Я долго искал ее. Еще в детстве дал себе клятву, что влюблюсь один раз в жизни. Так у меня и получилось.
Счастье?
– Чтобы все мои родные были здоровы и счастливы. Чтобы мы чаще общались. Счастье – это и мой коллектив, с которым связан почти два десятилетия.
Ваши мечты. О чем они?
– Хочется, чтобы у нашего большого коллектива был большой современно обустроенный зал для репетиций. Мечтаю и о своей хореографической школе – в островном крае много талантов. А пока в год 65-летия Сахалинской области мы готовим новую программу, полную творческих идей и новаций.
|