Реализация проектов, связанных с освоением запасов углеводородов на континентальном шельфе, значительно активизировала инвестиционную деятельность в Сахалинской области
Сегодня Сахалинская область занимает пятое место среди регионов России по сводному индексу социально-экономического положения, по развитию реального сектора – третье, по инвестиционной привлекательности – шестое место. По объему валового регионального продукта на душу населения область занимает первое место в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) и третье – в целом по России. Инвестиции в основной капитал на душу населения составили в 2010 году 262,6 тыс. рублей. Это неоспоримо лидирующая позиция в ДФО.
Нефтегазовые проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» вывели регион в лидеры по привлечению иностранных инвестиций. На 1 июля 2011 года в экономику области поступило иностранных инвестиций в объеме 33,4 млрд. долларов США, это более 10 проц. от всех накопленных иностранных инвестиций в России. Об этом говорят данные статистики.
Благодаря мультипликативному эффекту на Сахалине не только растет количество связанных с проектом подрядных и субподрядных организаций, но и получают развитие, казалось бы, не связанные с нефтегазодобычей сферы деловой активности. Поэтому не случайно, что по такому показателю, как занятость населения, Сахалин находится на одном из первых мест в России.
Стоит отметить, что нефтегазовая отрасль определяет сегодня социально-экономическое развитие не только Сахалина, но и всего Дальнего Востока и Восточной Сибири. Имеющиеся запасы позволяют организовать на этих территориях новые крупные центры газодобычи, обеспечивающие внутренние потребности восточных регионов России и экспортные поставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Завершение инвестиционной составляющей проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и выход их на промышленную реализацию определили снижение показателей инвестиционной деятельности. Тем не менее заданный вектор развития нефтегазового сектора позволяет Сахалинской области оставаться в тройке лидеров среди субъектов Российской Федерации ДФО.
– Заметьте, в 2010 году объем инвестиций в основной капитал у нас составил 100,4 млрд. рублей, или 107,8 проц. к соответствующему периоду 2009 года. А в первом полугодии 2011 года инвестиции в два раза превысили показатели прошлого года за этот же период, – говорит Екатерина Котова, министр инвестиций и внешних связей Сахалинской области. – При этом основную динамику освоения инвестиций в основной капитал определяет деятельность предприятий, занятых в сфере добычи нефти и газа, чья доля в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет около 85 проц.
Преобладающим источником инвестиций являются средства частных инвесторов, которые составляют более 80 проц. от инвестиций в основной капитал по средним и крупным предприятиям. Такая тенденция будет сохраняться и в прогнозном периоде до 2018 года.
Подобный расклад обусловлен прежде всего значительными затратами в рамках проекта «Сахалин-1» в связи с началом полномасштабных работ на месторождении Аркутун-Даги, реализацией намеченных планов ОАО «Газпром» по строительству газопровода по маршруту Сахалин – Хабаровск – Владивосток, запуском в эксплуатацию Киринского газоконденсатного месторождения, а также реализацией планов других нефтегазовых компаний по освоению новых месторождений нефти и газа.
В настоящее время развитие региона требует переустройства экономики с ресурсной направленности на производственно-промышленный вектор. В первоочередном порядке необходимо проведение мероприятий по снижению инфраструктурных ограничений в энергетике и на транспорте.
На территории области в ближайшие пять лет будет произведено замещение, переоснащение и модернизация основных генерирующих мощностей – Южно-Сахалинской ТЭЦ-1, ГРЭС-2, Ногликской газотурбинной электростанции, Охинской ТЭЦ. Суммарные затраты по строительству объектов энергетики составят 57,4 млрд. рублей. Реализация проектов требует привлечения инвестиций.
В транспортном комплексе в строительный процесс будут включены морские порты, аэропорты, автомобильные и железные дороги.
Реализация инфраструктурных проектов основана на принципах государственно-частного партнерства. Практическое решение задач возможно на условиях концессионных соглашений или участия в уставном капитале акционерных обществ.
Рассматриваются варианты по созданию на территории области нефтеперерабатывающего и газохимического комплекса.
Вместе с тем, если говорить о потребностях области в инвестициях, стоит отметить следующее.
Необходимость модернизации объектов топливно-энергетического комплекса, коммунальной инфраструктуры, строительства сети дорог, объектов социальной сферы, а также создание новых перерабатывающих мощностей в соответствии с перспективами, обозначенными в Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области до 2025 года, обусловливают необходимость привлечения из всех источников порядка 1,5 – 2 трлн. рублей. Из них:
– 600 млрд. рублей необходимо для развития ТЭК (добыча и переработка нефти, газа, угля, торфа);
– 700 млрд. рублей – инвестиции в развитие всех видов инфраструктур, включая строительство мостового перехода Сахалин – материк;
– около 100 млрд. рублей – инвестиции в новое жилищное строительство и развитие социальных отраслей.
– Поэтому задача по привлечению внебюджетных инвестиций в экономику Сахалина является для нас важнейшей, – подчеркнула Е. Котова. – При этом мы понимаем, что для ее решения необходимо синхронизировать усилия региона, обладающего необходимыми природными ресурсами, и федерального центра, определяющего «правила игры». Необходимо сосредоточить имеющиеся ресурсы на ключевых направлениях социально-экономического развития и обеспечить взаимосвязанность федерального и регионального законодательства при использовании всех полномочий, которыми наделен субъект Федерации. Кроме того, мы имеем собственные конкурентные преимущества, среди которых близость Сахалинской области к государствам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где сосредоточены колоссальные финансовые активы, наличие богатого ресурсного потенциала и имеющийся опыт реализации крупных инфраструктурных проектов международного уровня.
Для решения поставленных задач в настоящее время завершается разработка региональной программы по развитию инвестиционного потенциала в Сахалинской области на 2011 – 2018 годы. Основной целью программы станет создание системы мер по повышению инвестиционной привлекательности Сахалинской области с учетом эффективного использования местных ресурсов и реализации властных полномочий.
Системой программных мероприятий предусматривается, в частности, создание механизмов государственно-частного партнерства посредством использования бюджетных инвестиций, государственного имущества, решения земельных вопросов, структуры по сопровождению инвестиционных проектов от момента обращения соискателя до момента начала строительства объектов проекта по принципу «одного окна» и пр. Координирующая роль в решении вопросов по развитию инвестиционной деятельности возложена на министерство инвестиций и внешних связей Сахалинской области, созданное в июне текущего года.
Новый орган власти обеспечит разработку, применение и тиражирование механизмов, позволяющих минимизировать затраты для инвесторов и обеспечить реализацию инвестиционных проектов на территории Сахалинской области.
| Евгений АВЕРИН.
|