«Региональная политика - составная часть государственного
регулирования; комплекс законодательных, административных
и экономических мероприятий, способствующих наиболее
рациональному размещению производительных сил и
выравниванию уровня жизни населения».
Во все времена состояние строительного комплекса регионов характеризовало уровень благополучия и возможности развития территорий и страны в целом.
В конце прошлого столетия сахалинский строительный комплекс был самодостаточен и удовлетворял региональным потребностям. С начала 2000 годов при освоении шельфовых проектов большое количество Сахалинских компаний приобрели бесценный практический опыт работы на сложнейших международных проектах, обучили специалистов и рабочих при совместной работе с иностранными специалистами, построили и развили производственные базы, освоили новые технологии и методы организации работ. Федеральным законом (о СРП) была установлена обязанность инвесторов обеспечения российского, в первую очередь, сахалинского участия в реализации проектов до 80%. Сахалинские рабочие и специалисты перенимали передовой опыт работы, получали достойные зарплаты и социальные гарантии. Тысячи сахалинских строителей и члены их семей были удовлетворены развитием территории и условиям проживания. Такие условия в контракты освоения проектов «Сахалин-I» и «Сахалин-II» и в закон об СРП были заложены по настоятельному требованию населения, губернатора и депутатов Сахалинской области и муниципалитетов еще при формировании конкурсных условий выбора победителя в начале 90-х годов. Подготовка к этому конкурсу, его проведение и ход его реализации были беспрецедентно открытыми. В выработку условий и их исполнение в процессе реализации этих проектов, через широкое общественное обсуждение, было вовлечено большинство населения региона. Поэтому территория, население и специалисты области получили соответствующий результат от их реализации.
Многие сахалинские строительные организации, имеют большой опыт работы, серьезный производственный потенциал и тысячные коллективы высококлассных работников. Они по праву являются крупными многопрофильными генеральными подрядчиками, способными организовать строительство любого объекта на территории области и за его пределами. Они это доказали при реализации крупнейших международных шельфовых проектов, при ликвидации последствий разрушительных землетрясений на Сахалине, при реализации мегапроектов в ДВФО.
Уверены, что подобные примеры успешной реализации инвестиционных проектов региональными генподрядчиками есть и во многих других российских регионах.
В последнее время объемы капитальных вложений во многих регионах стремительно растут, однако, при этом, налоговая отдача строительного комплекса падает. Причина такого положения –неконтролируемое региональными властями и общественностью устремление генподрядных организаций «из центра» в регионы вслед за деньгами (инвестициями), в том числе государственными. Эти пришлые генподрядчики используют региональные строительные организации в основном, как вторых и даже третьих субподрядчиков на «кабальных» условиях, в том числе, как поставщиков рабочих кадров и техники. При этом, оплата выполненных работ либо задерживается, либо не производится в полном объеме. В таких условиях многомиллиардные проекты реализуются в регионах без учета интересов населения, в ущерб строительному комплексу этих регионов, а малый и средний строительный бизнес, не имея условий для развития, просто разваливается …
Местные строительные рабочие и специалисты вытесняются из отрасли и деквалифицируются, т.к. на территории такими генподрядчиками необоснованно и неконтролируемо завозится большое количество «дешевой» рабочей силы из ближнего и дальнего зарубежья. Растет недовольство населения и специалистов строительного сообщества безнадежностью складывающейся ситуации. Федеральной и региональной политики в этой сфере пока нет, как и нет ее обсуждения на уровне саморегулируемого профессионального сообщества и общественности.
Строительные работы - это особый вид работ, которые, с одной стороны, связаны с безопасностью неограниченного круга лиц, а с другой - они предусматривают необходимость сосредоточения в четко определенном географическом месте конкретных квалифицированных людских, интеллектуальных и материальных ресурсов для выполнения строительных, в том числе специальных, работ, с целью получения заказчиком от подрядчика конкретного, готового к вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства, соответствующего утвержденной заказчиком проектной и рабочей документации, определенных параметров, качества и гарантированного срока пользования.
Мы считаем, что необходимо в корне и кардинально изменить навязываемый крупнейшими государственными и частными инвесторами порядок реализации значимых проектов развития регионов России, обязав их максимально учитывать региональный социальный аспект освоения инвестиций и максимально использовать региональный строительный комплекс на честной и корректной основе взаимоотношений. Необходимо пресекать развитие синдрома «колониального» управления при реализации больших проектов на конкретных территориях России. Освоение таких проектов необходимо полнее ставить под общественный контроль и добиваться полной открытости действий всех без исключения участников этого процесса.
Также необходимо, как можно быстрее, изменить положения ФЗ № 94, применительно к строительной отрасли, т.к. общие правила торгов на товары, услуги и работы, указанные в законе, являются некорректными при их применении к строительным работам, ввиду их особой специфичности.
Для торгов по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объектов капитального строительства необходим отдельный закон или отдельная большая глава в ФЗ № 94, в которой необходимо полно учесть специфику строительной отрасли (организации инженерных изысканий, проектирования и строительства), а также требования Технических регламентов, Градостроительного законодательства РФ и сводов правил применительно к климатическим, геофизическим, историческим, культурным, социальным и другим специфическим условиям регионов России.
Первое. Фактически, предметом торгов должно быть строительство конкретного объекта в соответствии с разработанной и утвержденной проектной и рабочей документацией, а не сами работы. Поэтому заказчик, в конкурсной документации, обязан требовать от подрядчика строительство конкретного объекта в конкретном месте, в соответствии с разработанной заказчиком проектной и рабочей документацией. Все необходимые требования ко всем работам по возведению объекта уже однозначно описаны в проектной и рабочей документации. Никаких других, отличных от предусмотренных в проектной и рабочей документации требований к работам по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объекта, предъявлять участникам торгов недопустимо.
Второе. Изыскания, проектирование и строительство (реконструкция, капремонт) объектов капитального строительства серьезно отличаются от прочих товаров и услуг. Сейчас к торгам допускаются любые организации, имеющие Свидетельство о допуске. Это не допустимо, т.к. «коммерческие СРО» постоянно продуцируют «пустые» фирмы со Свидетельствами, безнаказанно повторяя ситуацию с формальным лицензированием. Государственные и муниципальные заказчики вынуждены отдавать освоение бюджетных средства «случайным» компаниям, в том числе «однодневкам», не имеющим ни производственных ресурсов, ни квалифицированных специалистов. В этой связи крайне необходимы четко прописанные процедуры предквалификации участников торгов в строительстве.
По нашему твердому убеждению, государство, регион или муниципалитет не имеют права отдавать бюджетные средства на торгах любым, не проверенным по специальным, установленным законом процедурам, компаниям, в том числе «однодневкам», компаниям, не имеющим в данном регионе квалифицированных специалистов и рабочих и не имеющим производственной и финансовой истории и устойчивости.
Поэтому, необходимы четко прописанные процедуры предварительной квалификации участников торгов в строительстве. В этой связи можно использовать опыт крупнейших мировых инвесторов по проведению предквалификации.
Третье. При проведении торгов на изыскания, проектирование и строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объектов капитального строительства вместо «формальных» аукционов необходимо ввести процедуры конкурсного отбора с обязательной предквалификацией участников с учетом регионального социального развития и интересов строительного комплекса регионов.
Четвертое. Необходимо ввести обязательную строгую ответственность руководителя технического заказчика и руководителя уполномоченной организации по проведению торгов, при обнаружении случаев сговора или неграмотного ведения процедур, ведущих к нарушению правил процедуры выбора подрядчика, к некачественному исполнению работ, к работам, не соответствующим проектной и рабочей документации, срыву сроков исполнения контракта, а также при неприменении предусмотренных контрактом санкций к подрядчику, не исполняющему своих обязанностей по контракту.
Пятое. Заказчики обязаны определять начальную максимальную цену торгов на строительство, реконструкции или капитальный ремонт объектов капитального строительства только на основании разработанной и утвержденной проектной и рабочей документации с учетом местоположения объекта с применением коэффициентов-дефляторов на период выполнения работ в соответствии с разработанной и утвержденной методикой.
Снижение участником торгов начальной максимальной цены более 10% необходимо рассматривать, как «демпинг», при котором участник торгов обязан представить конкурсной комиссии соответствующее обоснование такого снижения. При этом работы должны выполняться в соответствии с проектной и рабочей документацией и с выполнением всех социальных обязательств перед работниками и бюджетами разных уровней.
Размер обеспечения исполнения контракта при этом должен увеличиваться на 50%.
Участники, допустившие «демпинг» более 15% снимаются с торгов.
Шестое. Необходимо введение представителей саморегулируемых организаций, не афилированных с членами СРО, в состав конкурсных комиссий по проведению торгов на право заключения контрактов на инженерные изыскания (инженерные обследования объектов), проектирование и строительство (реконструкцию или капитальный ремонт) объектов капитального строительства в качестве независимого эксперта. Цель – реальное участие представителей СРО в работе комиссий и общественный профессиональный контроль качества и полноты конкурсной документации, исполнения процедур принятия решения об объявлении торгов и процедур их проведения. Необходимо установить обязательное участие СРО в приемке работ по государственным и муниципальным контрактам в отношении выполняемых своими партнерами работ. В результате будет обеспечена обратная связь от партнеров к саморегулируемой организации, и все стороны будут заинтересованы в активном взаимодействии и информированности.
Седьмое. Строительная отрасль – одна из важнейших отраслей материального производства, которая должна развиваться и модернизироваться как на общегосударственном уровне, так и на региональном. Время настоятельно требует применения новых технологий и материалов, в том числе инновационных.
При получении строительного подряда на строительство объекта в другом регионе России, подрядная организация должна мобилизовать строительные мощности и передислоцироваться в этот регион строительства. В этом случае должна быть очевидна целесообразность (рентабельность) такой мобилизации. Приход таких подрядчиков в регионы, однозначно, тормозит и консервирует развитие местных предприятий строительного комплекса.
Строительным организациям малого и среднего бизнеса в регионах необходимо вести постоянную подготовку кадров, модернизировать строительные мощности. Для этого необходимы немалые средства, которых практически не остается у подрядчиков после вынужденного снижения цены аукционов или при работе третьими или четвертыми субподрядчиками за 40-50% реальной цены.
Для решения этих проблем крайне необходима грамотная региональная политика государства, направленная на сохранение и развитие строительного комплекса России и регионов.
В настоящее время продолжается развал малого и среднего бизнеса в строительстве, деквалификация местных подрядных организаций действующим ФЗ № 94, позволяющим любому участнику из любого региона страны участвовать в торгах, не имея представления о местных социальных, экономических, климатических и географических условий строительства в регионе. Обычно результатом таких торгов становится глубокий демпинг с последующим визитом в регион представителя (гонца) победителя аукциона в поисках регионального покупателя контракта. Отсутствие объемов СМР вынуждает местные строительные организации, покупать такие «контракты», чтобы хотя бы сработать на зарплату и сохранить предприятие. В такой ситуации не может быть и речи об обучении кадров, модернизации и развитии строительных организаций, обеспечения качества и безопасности объектов строительства. Важно отметить нередкие случаи бесследного исчезновения такого победителя аукциона после получения аванса по контракту.
Исправить бедственное и неустойчивое положение строительных организаций на местах и обеспечить более справедливое распределение налогов и платежей в региональные и муниципальные бюджеты возможно только путем введения аспектов региональной политики инвестиционно-строительной деятельности.
Считаем необходимым незамедлительное введение следующих положений в процедуры строительных торгов в действующих и будущих законов о торгах:
1. К торгам на реконструкцию или капитальный ремонт объектов капитального строительства в регионах должны допускаться только строительные компании, зарегистрированные и осуществляющие производственную деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, прошедшие предусмотренную законом предквалификацию.
2. В торгах на строительство объектов капитального строительства стоимостью контракта:
• До 3 млрд. рублей - могут участвовать только строительные организации, зарегистрированные и осуществляющие производственную деятельность на территории соответствующего субъекта РФ и прошедшие предусмотренную законом предквалификацию.
• До 10 млрд. рублей - могут участвовать только строительные организации, зарегистрированные и осуществляющие производственную деятельность на территории соответствующего Федерального Округа, прошедшие предусмотренную законом предквалификацию.
• Более 10 млрд. рублей - могут участвовать любые строительные организации России, прошедшие предусмотренную законом предквалификацию. При этом победитель аукциона обязан зарегистрироваться и иметь работающий офис на территории соответствующего субъекта РФ до подписания контракта.
Каждый инвестор, приходящий в регион, должен понимать свою социальную ответственность за стабильность и устойчивость социальных процессов этого региона, а также обязан максимально использовать возможности регионального строительного комплекса, в том числе местных строительных организаций, и организовывать свою работу так, что бы территория инвестирования получила максимальное количество налогов и платежей.
Только в этом случае налоги от строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов будут поступать в местные бюджеты. Только при выполнении этих условий возможно развитие и модернизация саморегулируемого строительного комплекса регионов, а также осознанная и планируемая подготовка квалифицированных специалистов и рабочих.
Строительный комплекс России крайне нуждается в полноценном Федеральном центре (в виде отдельного министерства или федерального агентства - Госстроя РФ) по государственному нормативному обеспечению, разработки и поддержания разумной политики развития инвестиционно-строительной деятельности и строительного комплекса страны с учетом региональных интересов.
Сейчас эта отрасль России как ребенок у семи нянек. Три Национальных объединения СРО, Ассоциация экспертов, департамент Минрегиона, Минэкономразвития, ФАС России, Ростехнадзор РФ, а также множество, ни за что не отвечающих, но имеющие большое влияние на принятие нормативных документов и решений в строительной отрасли других организаций и консультантов. Поэтому Градостроительный Кодекс РФ, Технические регламенты со сводами правил, Гражданский Кодекс РФ, Законодательство о торгах – зачастую параллельные нормативные документы, не имеющие общей базы терминов, понятий и правоприменения. Комментарии дают по этим документам разные ведомства, зачастую далекие от понимания строительного нормирования, написанного кровью прошлых поколений. Требования безопасности и надежности не могут быть предметом торгов. За каждым неправомерным решением должна быть ответственность конкретного человека и ведомства.
Необходима срочная серьезная синхронизация положений всего российского градостроительного законодательства как внутри себя, так и с Гражданским кодексом РФ, ФКС (ФЗ № 94), Техническими регламентами, СНиПами, сводами правил и другими законодательными и нормативными актами РФ.
Все это необходимо для устойчивого развития регионов, обеспечения качества и безопасности объектов капитального строительства и повышения качества жизни населения России.
В.П. Мозолевский,
генеральный директор
НП СРО «Сахалинстрой».
(по материалам заседания Правления
НП СРО «Сахалинстрой»
03.02.2012 и от 24.02.2012 года)
|