Людмила ЗАСЕНКО – художественный руководитель народного ансамбля казачьей песни «Воля», г. Южно-Сахалинск.
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ НОМИНАНТА
Родилась Людмила Засенко в 1948 году в украинском селе Сушки Черкасской области в семье потомственного музыканта. После школы поступила в Каневское культпросветучилище. После первого курса по конкурсу прошла в Черкасский государственный украинский народный хор, где вскоре стала одной из ведущих солисток. Вместе с известным коллективом побывала на гастролях во многих европейских странах. Окончив училище в 1969 году, вышла замуж и с мужем-авиатехником отправилась на четыре года в Польшу в город Шпротава, где он проходил службу. Там Людмила преподавала музыку в русскоязычной школе, руководила хором при Доме офицеров и была его солисткой. В семье Засенко образование всегда было в чести. Когда муж поступил учиться в инженерную академию в Киеве, Людмила решила не отставать и стала студенткой дирижерско-хорового отделения Киевского государственного института культуры. После перевода мужа в Луганск работала там по специальности, а в 1986 году семья военного авиатора прибыла на новое место службы – Сахалин. Здесь Людмила Засенко начинала свою деятельность солисткой областной филармонии, где проработала восемь лет. Позже стала художественным руководителем ансамбля русской песни «Долинушка», ансамблей – казачьей песни «Воля», «Славия», «Зернышки». Сейчас, помимо работы с казачьим ансамблем, она является педагогом дополнительного образования в школе № 8 г. Южно-Сахалинска.
КСТАТИ
Единственная в островной области Людмила Засенко имеет звания заслуженного работника культуры РФ и Украины. Ее имя занесено в энциклопедию «Лучшие люди России» (2005 г.). Среди ее многочисленных наград – медаль «Всемирная звезда Украины» (2010 г.), почетная грамота Министерства культуры Украины, губернатора Сахалинской области, медаль «За возрождение казачества», множество дипломов и грамот федерального, регионального и муниципального уровней.
АНСАМБЛЬ – ПО НАСЛЕДСТВУ
– Людмила Петровна, прежде всего поздравляем вас с еще одной наградой – несколько дней назад ваш ансамбль «Воля» стал лауреатом Сахалинского фонда культуры. А что означает полученная вами медаль «Всемирная звезда Украины»? За что она вручается?
– За пропаганду славянского, и в частности украинского, искусства за пределами страны. В нашем исполнении звучат казачьи песни не только во многих регионах России, но и за рубежом.
Когда мы ездили на Всемирный конгресс украинцев в Киев, где выступали 43 коллектива из разных стран мира, то, можно сказать, вышли на международный уровень. Немало зарубежных коллективов увезли с конкурса фонограммы наших песен.
Впрочем, у нас что ни год, то награда. В 2010 году мы побывали в Украине на фестивале народной песни «Сорочинская ярмарка» с ансамблями «Воля» и «Долинушка» из города Долинск и там стали лауреатами. С «Долинушкой» я проработала 22 года, и лишь год назад передала его в другие руки. Было очень жаль расставаться, поскольку «прирастаешь» к участникам, но стало тяжело разрываться на несколько ансамблей, ведь я не могу работать в полсилы.
В 2011 году на Дальневосточном фестивале «Казачий круг», проходившем в Чите, присутствовало 28 коллективов. Среди них было немало профессиональных.
Однако нас заметили еще на презентации, а многие участники почувствовали в нас серьезных соперников. Там мы завоевали Гран-при. Как одни из победителей этого конкурса, в феврале 2012 года с успехом выступили на Всероссийском конкурсе «Казачий круг» и гала-концерте в Москве в Большом театре.
Нашу программу высоко оценили не только специалисты, но и носители казачьего фольклора – донские и кубанские казаки. А уж они знают толк в настоящей казачьей песне.
– В следующем году у вас юбилей – ансамблю «Воля» исполнится 20 лет. Из них почти 19 – вы руководите коллективом. Но, насколько я знаю, вы получили его «по наследству». Как это произошло?
– Впервые на концерт ансамбля казачьей песни «Воля» меня пригласила его основатель – Лидия Степановна Сенько. К тому времени она была тяжело больна, поэтому концерт проходил в онкологическом диспансере, где она находилась. Мне, тогда солистке Сахалинской областной филармонии, было предложено выступить вместе с ее самодеятельными артистами. Так началось наше содружество.
Через семь месяцев после той встречи Лидия Степановна ушла из жизни, но мне она буквально приказала быть руководителем созданного ею коллектива. Она была уверена, что у меня все получится. Кстати, в коллективе есть люди, которые участвуют в ансамбле с первых дней, то есть почти 20 лет!
Однако переход от русской песни к казачьей дался мне нелегко. Ситуация усложнялась тем, что у меня в Долинске уже был в то время свой большой коллектив – ансамбль русской песни «Долинушка», где участвовало порядка 30 человек.
Начинать пришлось с большими трудностями. В казачьей песне – особая манера исполнения. Тут нужны лихость, зажигательность, казачья удаль. Причем у казаков донских или кубанских свой говор, свои особенности в исполнении песен. И это тоже необходимо учитывать. Выручало то, что я выросла в Украине, казачьи песни слышала с детства в исполнении самих казаков. Оставалось только передать свои знания участникам ансамбля.
ДЕДУШКИНА БАНДУРА
– В вашем роду – много музыкантов. От кого берут истоки любви к народной музыке и песне?
– От дедушки по линии отца. Он великолепно играл на бандуре – народном украинском инструменте, а также на мандолине, балалайке. Дедушка работал в государственной капелле бандуристов и, что интересно, изготавливал бандуры. У меня до сих пор хранится одна из дедушкиных бандур, созданная им еще в 1929 году.
Когда в Южно-Сахалинске проходили Дни украинской культуры, я приносила старинную бандуру на выставку и островитяне могли воочию увидеть ручное творение моего деда.
Моя девичья фамилия Кикоть хорошо известна в Черкасской области и в Украине. У нас в роду было много музыкантов и артистов, которые играли в драмтеатре, оперном театре. Мой отец и его брат, двоюродные братья и сестры слыли хорошими музыкантами. Мама пела в хоре и играла в оркестре.
Помню, как в три года она положила вышитый ею нарядный рушник на стул, куда поставили меня и попросили спеть. И я, без всякого стеснения, громко запела – «Каким ты был, таким ты и остался, казак лихой, орел степной…» Это был мой первый успех, взрослые аплодировали мне, целовали, прочили в артистки.
В девять лет стала играть на своем первом музыкальном инструменте – бандуре, которая довольно объемная, и не так просто извлекать из нее звук. И, конечно, постоянно пела – в школе, дома, на сельских концертах.
Отец, вернувшись из очередных гастролей с капеллой бандуристов, вечерами собирал всю семью в круг, брал в руки скрипку, маме давал балалайку, нам – своим трем дочерям – вручал бандуры. Наш семейный оркестр мог играть часами, и всем это нравилось.
– Окруженная музыкой, вы видели себя только в профессии музыканта или были другие мечты?
– С раннего возраста я воспринимала музыку как воздух или солнце. При этом в будущем видела себя врачом, мечтала поступить в медицинский институт. Вероятно, сказалась трагическая смерть отца, которого медики не успели спасти. Поэтому мне хотелось лечить и спасать людей.
Но мама, которая в свое время тоже решила стать доктором и даже проучилась первый курс в мединституте, но бросила учебу, не выдержав первых занятий в морге, посоветовала мне хорошо подумать, прежде чем подавать документы в вуз. Еще раз взвесив все «за» и «против», поняла, что интерес к музыке все-таки у меня перевешивает.
За год до этого на областном конкурсе вокалистов я получила диплом, и как раз во время моих раздумий мне пришло приглашение поступить в Каневское культпросветучилище. Это и поставило точку в моих сомнениях.
– Вам довелось побывать с гастролями во многих странах, встречаться с известными коллективами и деятелями искусств. Скажите, а как вы встретились с незабвенным Иваном Семеновичем Козловским?
– Мы познакомились с ним, когда я пела в Черкасском хоре. Выдающийся лирический тенор Иван Козловский, покоривший своим талантом весь мир и не одно поколение страны, очень любил свою родную Украину, народную песню и… духовное песнопение, столь редко звучащее в то время.
А в репертуаре нашего коллектива были такие произведения, поэтому он к нам был особенно душевно расположен. Будучи солистом в исполняемых произведениях, он поручал нам вокализ. Звучало это потрясающе!
Великий тенор несколько раз пел вместе с Черкасским хором в концертных программах. Из Москвы он приезжал в Киев на все наши концерты, без его участия в столице Украины не проходил ни один правительственный или другой особо важный концерт. Когда он начинал петь: «Дивлюсь я на небо, та й думку гадаю…», – мурашки по телу пробегали, так проникновенно звучал его голос.
В 1969 году вместе с ним мы отправились в большую гастрольную поездку по Уралу. Выступали вместе и в Москве. Всеми любимый певец не кичился своим положением, был прост в разговоре, делился с нами профессиональными нюансами в работе, мы души в нем не чаяли.
ГАСТРОЛЬНЫЕ ПУТИ-ДОРОГИ
– Вы почти 30 лет живете на Сахалине. Чем стал для вас островной край?
– Сахалин для меня – вторая родина. И это не преувеличение. Я не могу без родной Украины и часто бываю там, но и этот островной край мне не менее дорог. Вместе с творческой группой областной филармонии за восемь лет объездили почти весь остров, побывали в таких отдаленных уголках, куда только вертолетом можно долететь. И мы туда действительно летали.
Однажды приехали в Ноглики. Отработали концерт в рабочем клубе, и вдруг началась метель. Небольшой клубный автобусик останавливался почти через каждые сто метров – бензин на исходе, колеса вязнут в снежной шуге. У нас пальцы звенят от холода, ног не чувствуем.
Мы так замерзли, что, будучи непьющими людьми, мечтали об одном – докатить до какого-нибудь магазинчика и купить спиртное, чтобы согреться. Наконец приехали в гостиницу, а там света нет, воды тоже, в номерах ледяной холод. По стенкам в темноте доползли до своих комнат, напялили на себя всю одежду. Кто-то из группы нашел по несколько капель, чтобы окончательно не околеть.
А утром нас ждал сюрприз – несмотря на ненастье, работники гостиницы, изыскав в условиях сильнейшей пурги и отсутствия электричества непонятные нам возможности, приготовили для нас (артистов из области!) супчик. Это было настоящим спасением (смеется).
В поселке Ныш у нас произошла другая история. Сельчане знали, что мы к ним приедем, готовились к встрече. Но сломался мост через реку, и мы автобусом не могли проехать в селение. Пришлось переходить по каким-то шатким бревнам, лед под ногами трещит, того и гляди провалишься в воду.
С трудом осуществили переправу, пересели в приготовленную на другом берегу машину. Заходим в клуб, он отапливался углем, мы скорее к печке, чтобы согреть руки. И тут началось – благодарные жители поселка в знак благодарности артистам, которые в кои веки заглянули к ним, несут нам молоко парное, собственноручно испеченный хлеб чуть ли не по метру в диаметре.
Нас согрели, приветили, и в качестве благодарности мы отработали у них не одну, а сразу три своих программы. Зал был забит битком, люди не уходили несколько часов.
ОБРЯДЫ СТАРИНЫ ДАЛЕКОЙ
– На сахалинском телевидении было сделано немало программ с вашим ансамблем «Воля», снят цикл телефильмов «Обряды старины далекой» о народных календарных праздниках. Откуда у вас столь детальное знание народных обычаев?
– Наверное, мое счастье, что я росла в селе. А там все народное бережно хранится и передается из поколения в поколение. Этим люди жили.
В конце лета все знали, что приближаются «обжимки», это когда пожинали на полях последний сноп. Готовились к празднику всем селом. Мы, детвора, бежали на скошенное поле и смотрели, как бабушки надевают на последний сноп самую лучшую рубашку.
Кстати, у меня сохранилась такая расписная с вышитыми узорами рубаха еще XVIII века! Нам было интересно видеть, как поют женщины, обряжая сноп пшеницы. Хоть день считался рабочим, но все они были нарядные – надевали лучшие одежды, красивые платки или чепчики (очипки).
С Рождества праздновали святки, их отмечали вплоть до Крещения, когда все ныряли в прорубь. Затевали празднества взрослые, а наша команда детворы бегала за ними хвостиком, и, естественно, мы все видели и запоминали.
Больше всего нам нравилось колядовать, ходить по дворам и поздравлять сельчан с рождественскими праздниками, за что получали массу угощений – конфеты, печенье, пряники, куски пирога. А вот участвовать в святочных гаданиях нам запрещали, но и лежа на печи за занавесками, мы подсматривали за таинственным действом.
Так что как надо гадать, праздновать Пасху, Троицу или Ивана Купалу, я запомнила с детства. Поэтому и на съемках телевизионных программ, где мы с вами постарались воссоздать в реальности эти праздники с помощью участников ансамбля «Долинушка», я чувствовала себя как рыба в воде. Как будто мы снимали картинки из прошлого жителей нашего села. Мне приятно, что эти телефильмы до сих пор используются в Сахалинском колледже искусств как наглядное учебное пособие. Если они до сих пор сохранились в фонде ГТРК «Сахалин», то неплохо было бы накануне всех народных праздников их повторять. Ведь и сегодня мы должны знать обряды старины далекой.
– Кроме работы с ансамблем «Воля», вы являетесь педагогом дополнительного образования в школе № 8 областного центра. Как вам работается с ребятами, ведь не секрет, что часто для нынешней молодежи фольклор кажется неинтересным?
– Конечно, мне трудно было сначала достучаться до своих учеников. Ребята, особенно мальчики, не хотели идти на занятия. Само слово «фольклор» вызывало у них отторжение, их будоражили другие ритмы, приправленные мощными децибелами.
А многие девочки сначала не понимали – как можно надеть длинную юбку, кокошник или ленты на голову? Куда приятнее ходить в джинсах и быть с распущенными волосами.
Но я стала рассказывать им о народных обычаях, объясняла, что в народе русская женщина никогда не ходила с распущенными волосами, что по прическе, одежде, головному убору и даже вышивке на рубахе наших предшественников можно было узнать их семейное положение, возраст и много другой информации.
И, знаете, такой рассказ действует на учащихся, а после реальной примерки старинного костюма с расписными вышитыми рубахами и рукавами они уже по-другому – более уважительно относятся ко всему своему народному, и даже часто просят подготовить с ними концертный номер.
На занятиях кладу девушкам книжку на голову для выработки красивой осанки, чтобы они чувствовали, что плывут лебедушкой. А парням вручаю кнут, коня нет, но пусть хоть так вырабатывают в себе мужскую удаль. Так что сейчас ребята у нас уже как в порядке вещей говорят: «Я иду на фольклор».
БЛИЦ-ОПРОС
– Ваши увлечения?
– С молодости и до сих пор мне нравится вязать, вышивать. Мама с детства приучала нас с сестрами к женской ручной работе. Благодаря отцу люблю рыбалку, но сейчас на это увлечение не хватает времени. А еще мне по душе с мужем и компанией друзей бывать на природе и собственноручно готовить шашлыки.
– Что приемлете в людях, а что не воспринимаете?
– Не люблю в людях ложь, предательство, ханжество. Считаю самым ценным в человеке доброту, открытость и профессионализм.
– Верите в гороскопы? Знаете, кто вы по знаку зодиака?
– У меня получается половинчатый знак – нечто среднее между Раком и Близнецами. Может, поэтому частенько от обиды или несправедливости закрываюсь в свою «скорлупу» и стараюсь найти в жизни и делах близких мне по духу людей. А в гороскопы, как в прогноз погоды, иногда поглядываю, но и синоптики, бывает, ошибаются.
– Как и где любите отдыхать?
– Нравится бывать на природе, чтобы шумела река и пели птицы.
– Любимое время года?
– Осень. Меня просто завораживает огненно-рыже-багряный покров сахалинских сопок, вперемешку с красными гроздьями рябин.
ЧТО ЗНАЧАТ ДЛЯ ВАС
Семья?
– Моя опора, мой фундамент в жизни.
Любовь?
– Это глубокое и многогранное чувство, где есть понимание, уважение, помощь друг другу. В этом плане мне повезло с мужем – с Николаем мы прожили более 40 лет, у нас двое детей, четверо внуков, но мы смогли сохранить теплые чувства друг к другу. Влюбленный человек весь светится, ему хочется что-то делать, творить, добиваться.
Счастье?
– Все вместе взятое – семья, дети, внуки, работа.
– Ваши мечты. О чем они?
– Чтобы родные были здоровы и счастливы. А как руководитель ансамбля «Воля», хочу, чтобы наши участники творчески росли и всегда были любимы зрителями. И чтобы никогда не иссякал присущий им казачий дух. Без этого казак – не казак.
|