В 2009 году Сахалинская областная Дума рассмотрела 46 законопроектов, за которые отвечал комитет по социальной политике. 44 из них были приняты в качестве законов. О наиболее важных документах и ближайших планах комитета мы поговорили с его председателем Владимиром Иванцовым.
– Владимир Демьянович, 2009 год прошел для вашего комитета плодотворно: в повестке дня у вас то и дело оказывались вопросы, которые становились предметом споров, обсуждались СМИ и общественностью...
– Действительно, ушедший год выдался урожайным на проекты законов, затрагивающих актуальные, а порой «горящие» вопросы. Почти весь год центральной темой наших заседаний была монетизация, на которую люди изначально негативно настроены. С помощью областных законов региональным властям предстояло выполнить важную задачу – перевести меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг из натуральной формы в денежную. По поручению президента регионы должны были завершить этот важный процесс до 1 января 2010 года. Исполняя президентский наказ, мы руководствовались одним важным требованием – денежные выплаты по размеру не должны быть меньше натуральных льгот, установленных законодательством.
В связи с этим нам пришлось пересмотреть содержание некоторых статей почти всей «льготной» законодательной базы области. Заметную корректировку пережили законы о дополнительных мерах социальной защиты и социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, лиц, пострадавших от политических репрессий, участников трудового фронта и других категорий льготников.
Очередной этап монетизации показал, что нашему социальному законодательству нужна мини-реформа. Поскольку «льготные» законы приходилось слишком часто корректировать, назрела необходимость свести их в один объединенный закон по мерам социальной поддержки и монетизации. Эту важную миссию возложили на Закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Сахалинской области». Он вступил в силу с 1 января 2010 года. Этот документ разработан прежде всего для удобства. Льготникам и специалистам соответствующих органов власти не нужно изучать целый том законодательных актов: достаточно открыть один закон и прочитать, на какую поддержку смогут рассчитывать те же ветераны Великой Отечественной войны.
Кстати, в этот сводный «кодекс льгот» вошли меры соцподдержки для военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, учреждениях и военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года. Если человек в это время был награжден за хорошую воинскую службу орденом или медалью СССР, ему тоже положены льготы. К слову сказать, благодаря этому реформаторскому закону ежемесячные пособия и выплаты каждый год «автоматом» будут увеличиваться на индекс-дефлятор.
– И все-таки самый высокий рейтинг популярности набрал закон о комендантском часе – как его назвали СМИ. Как вы думаете, почему он собрал целую коллекцию самых противоречивых мнений и предложений и даже после принятия к нему осталось много вопросов?
– Вы правы, давно областные законы не вызывали такой активный и разнообразный общественный отклик. Полное название этого закона – «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию». А такой широкий интерес объясняется просто: закон касается практически всех. Его обсуждение и принятие проходили очень интересно. Кратко напомню смысл: в статье первой определены места, где нельзя появляться детям и подросткам до 18 лет – ни одним, ни в сопровождении взрослых. Насчет этой нормы у моих коллег возражений не возникало: действительно, ребенку не стоит преждевременно знакомиться с излишними подробностями взрослой жизни.
А вот вокруг второй статьи развернулись настоящие словесные баталии. В ней перечислены общественные места, где ребятам до 18 лет нельзя появляться в ночное время в одиночку. Предметом споров стал возраст. Первое время и наш комитет, и рабочая группа не могли решить дилемму: насколько нужно снижать возрастную планку и стоит ли вообще это делать? В итоге возраст мы все-таки на год уменьшили, до 17 лет. На этом же варианте настаивали члены Молодежного парламентского центра, которые тоже подробно разбирали проект закона.
– Что же все-таки стало главным аргументом при голосовании за это предложение?
– Наверное, то, что с окончанием школы ребята взрослеют. Многие в 17 лет уже становятся студентами, некоторые учатся и работают в вечернее время. Молодым людям трудно было бы доказать, что поздно вечером они едут с работы, а не просто бесцельно разгуливают по улицам. В общем, для юношей и девушек, получивших аттестат зрелости, закон сделал послабления.
– Сейчас с не меньшим интересом наша молодежь обсуждает проект закона о выплате подъемных молодым специалистам, устроившимся на работу в бюджетную сферу. Этот законопроект вы разрабатывали вместе со своими коллегами А. Кислициным и А. Болотниковым. Что вас побудило им заняться?
– Считаю, что этот закон в нашей области не просто необходим, без него кадровая проблема в школах, больницах, особенно сельских, зайдет в тупик. Молодые выпускники вузов и училищ по ряду известных всем причин и в городе-то не рвутся работать учителями и врачами. А о каком-нибудь Гастелло или Яблочном вообще слышать не хотят. Если кадровая ситуация ухудшается из года в год, значит, в нее пора вмешиваться закону, властям надо думать, чем можно заинтересовать молодежь. Так появилась идея стимулировать молодых специалистов с помощью подъемных.
Работа над первоначальным вариантом проекта закона «О денежных пособиях молодым специалистам, прибывшим на работу в областные государственные или муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения» (кстати, у него тогда и название было немного иным) началась еще в июле. Я встретился с ректором СахГУ Борисом Рамазановичем Мисиковым, и мы долго обсуждали, почему выпускники не идут работать в школы и чем можно ребят удержать. Пришли к единому мнению: надо выплачивать достойное пособие, за счет которого начинающие учителя смогут хотя бы частично решить жилищные и бытовые проблемы.
После нашего разговора я обсудил это предложение с губернатором Александром Хорошавиным, и глава региона полностью его поддержал. Более того, он предложил предусмотреть денежный стимул не только для учителей, но и для медиков, работников культуры. В общем, поддержать таким образом всю «бюджетку», где сложился острый кадровый дефицит.
После этого пришлось менять концепцию проекта закона, потом в стенах администрации области дважды проходили совещания с участием руководителей департаментов и комитетов, где детально обсуждались предполагаемые суммы подъемных, сроки и условия их выплаты.
– Давайте в двух словах напомним о них читателям…
– Выпускники со средним профессиональным образованием в зависимости от места устройства (в селе или городе) будут получать от 150 до 185,7 тыс. рублей. Молодые специалисты с «высшим» дипломом – от 200 до 250 тыс. рублей. Суммы вполне солидные, думаю, против этого особо возражать никто не будет. Кроме того, мы решили не слишком-то ужесточать возрастной ценз: будущий закон распространяется на сахалинцев и курильчан до 30 лет включительно. Согласитесь, к этому времени уже можно точно определиться с местом работы.
– Владимир Демьянович, какими вопросами будет заниматься ваш комитет в весеннюю сессию?
– Как и положено, социальными. Конечно, нам предстоит вносить поправки в льготное законодательство, законы о социальной поддержке детей-сирот, сельских бюджетников. Впрочем, им к корректировке не привыкать. Не раз еще будут внесены изменения в действующие законы, сопровождающие монетизацию, с которой мы начали разговор. Помимо прочего, в нашем плане оказался совершенно новый законопроект о звании мастера по национальным видам спорта, он коснется представителей коренных малочисленных народов Севера. Есть задумка провести выездные заседания комитета, пока такую форму работы в этом созыве мы еще не практиковали. Возможно, они тоже станут поводом для разработки новых областных законов.
СТАТИСТИКА
В 2010 году с помощью социальных законов:
– увеличены выплаты многодетным малоимущим семьям, воспитывающим семь и более детей, для решения жилищных вопросов – до 5 млн. рублей на одну семью;
– малоимущим семьям, оказавшимся в трудной ситуации, решено выплачивать до 15 тыс. рублей. То же самое касается инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями;
– увеличены размеры выплаты на приобретение школьно-письменных принадлежностей, школьной одежды и обуви детям из неблагополучных семей – до 3 тыс. рублей на одного ребенка;
– принято решение размеры единовременной и ежемесячной социальной помощи при рождении ребенка в студенческой семье ежегодно увеличивать на индекс-дефлятор.
Все поправки к соответствующим областным законам проходили через комитет по социальной политике в 2009 году.
|