Их детство пришлось на время Великой Отечественной.
Забыть войну невозможно. Тем более если пережил ее в детстве. У всех у нас, детей войны, по-разному сложились судьбы. Но и общего, похожего тоже немало. По большому счету все мы были лишены самой прекрасной поры – юности. Но хотя жили плохо, при этом не было ощущения беспросветности. И присутствие духа не терялось у нас ни при каких обстоятельствах… А как радовали весточки о любых наших успехах на фронте! Они вселяли надежду на несомненный успех и победу. Когда же она пришла, мы сначала не могли этому поверить. Зато потом! Повсеместному восторгу людскому не было предела… Радовались все без исключения – и стар и млад, каждый по-своему. И невозможно забыть, как однозначно все мы, мальчишки и девчонки, были убеждены, что наши отцы обязательно вернутся с фронта. Такие впечатления остались у меня от военного детства, которое прошло в Воронежской области.
Та война была для нас подобна гигантскому снежному кому. На наши неокрепшие плечи разом легли все мужские заботы. Мне и многим моим сверстникам пришлось жить и работать на занятой врагом территории, потом работать в нашем советском тылу. Но все это время жили мы с одной мыслью – будет на нашей улице праздник! И для этого нужно делать все для фронта. Призывы: враг будет разбит, Победа будет за нами – сделались для всех нас поистине магическими.
Запомнились наши коллективные пешие походы (не поездки, поскольку машины были мобилизованы на войну вместе с людьми и лошадьми) на уборку овощей в местные колхозы. Нередко уходили на расстояние до 10 км и работали на полях, даже когда начинались заморозки и выпадал первый снег. Учебный год у нас официально начинался 15 октября, а заканчивался 18 мая.
Учебники были только у учителей, а потому уроки учили все вместе, после окончания занятий. Писали на церковно-славянских книгах и в нотных тетрадях. В неотапливаемых классах чернила из сажи быстро замерзали.
Освещение было очень тусклое – вместо нормальных ламп были коптилки. Они давали только видимость, для чтения этого не хватало. Но даже при всем этом не возникало мысли забыть о школе до лучших времен.
Летом весь световой день дети и подростки усердно и старательно трудились в садах и на огородах. Вместе со взрослыми выращивали коконы тутового шелкопряда – его нити шли на изготовление парашютов, которых так недоставало, особенно в первые дни войны.
Ближе к осени начинали собирать лекарственные травы и растения. Охотно и старательно сдавали металлолом и макулатуру. Все заработанное перечислялось во Всесоюзный фонд победы.
И неудивительно, что не только девчонки, но и самые озорные мальчишки вязали варежки, теплые носки и кисеты для махорки и самосада. Ведь их посылали на передовую – и все надеялись, что хоть одна из связанных вещичек достанется отцу…
В деревнях, селах и на хуторах вручную лопатами копали не только свои огороды, но и колхозные. Пахали не только на быках и коровах, но и нередко на себе: втроем впрягались в плуг, а четвертый ловко и умело им управлял, цепко держась за рукоятки. Перед самой войной и в ее начале на лошадях, запряженных в телегу, подростки парами (один непременно был за старшего) возили зерно от комбайнов. Занятие важное, но весьма хлопотное. Удовольствия для мальчишек и девчонок мало, а ответственности – с лихвой. При бомбежках и обстрелах лошади, испугавшись летящих на низкой высоте и жутко ревущих самолетов, обезумев от страха, начинали нестись не разбирая дороги, становились совершенно неуправляемыми. Телеги переворачивались, зерно рассыпалось по всей дороге. Сохраниться при этом, избежав ссадин, синяков и шишек, было величайшим счастьем. А еще потом ночами напролет приходилось собирать зернышки одно к другому, тщательно просеивая через специальное сито. Иначе… Иначе грозила неминуемая судебная ответственность за саботаж и вредительство по чрезвычайным законам военного времени.
Но на оккупированных территориях было намного страшнее. Под охраной и под обстрелом приходилось разгружать вражеские машины, доверху наполненные минами и снарядами. Это огромные и тяжелые ящики…. Всех гоняли копать блиндажи и другие оборонительные сооружения. Для врага. Этим сказано все…
Меня всегда интересовало, как складывалось военное детство в других прифронтовых областях. Будучи руководителем клуба «Поиск» в средней школе с. Троицкого, я списался с людьми из других регионов нашей страны, по земле которых прошла война. И убедился, что все было точно так же. И везде детей и взрослых согревало только одно: враг будет разбит, Победа будет за нами.
Очень благодарен коллегам за интересные и редкие книги на эту тему, присланные нам из Твери.
Тяжелейшим испытанием было постоянно ощущаемое, гнетущее чувство голода. Есть хотелось всегда и везде. Не спасали ни работа, ни даже сон. Мы мечтали благополучно дожить до таких светлых дней, когда наедимся досыта черного хлеба.
Не менее страшной бедой была нехватка спичек и соли. Их полное отсутствие воспринималось чуть ли не как начало катастрофы! Ведь баланду из лебеды есть и даже пробовать без соли было немыслимо. Она не лезла в рот! Поэтому соль выменивали на любых условиях, иногда ездить приходилось очень далеко, в соседние деревни или колхозы.
Не от хорошей жизни, а от нехватки спичек русские печки топили по очереди, всю ночь сохраняли жар, по утрам растапливали печки цепочкой. То есть носили горящие щепочки друг к другу в избы.
Были на этом фоне редкие, но такие запоминающиеся просветы – походы в кино. А еще школьная самодеятельность. В наших спектаклях участвовать хотели все. И все постановки были, конечно же, о войне. Нелегко было только найти исполнителей ролей фашистов. Был лишь один мальчишка, звали его Толей, лихо игравший супостатов даже без грима – так удивительно играл он немцев. Наиболее любимыми и почитаемыми были выступления-концерты в госпиталях перед фронтовиками и также перед взрослыми, которые трудились в тылу.
Отца своего я, как и многие мои сверстники, с войны так и не дождался. Нам лишь спустя долгие годы пришел лаконичный ответ: «Пропал без вести в феврале 1943 года». И никто не знает, где находится его могила. Тяжесть пережитого усугубило ощущение сиротства. Так быть не должно. А потому и войны больше не должно быть. Нигде и никогда.
Иван Солодовников,
участник Великой Отечественной войны.
с. Троицкое Анивского района.
ОБ АВТОРЕ
Иван Елисеевич Солодовников начал свою трудовую деятельность учителя с 30 августа 1950 года. С 1951 по 1955 год проходил на Сахалине действительную военную службу. После демобилизации, 8 августа 1955 года, пришел работать в среднюю школу с. Троицкого Анивского района, где работает и поныне. Был преподавателем трудового обучения, русского языка и литературы, начальной военной подготовки, педагогом дополнительного образования. С августа 1975 года возглавляет музей клуба «Поиск».
|