Газета завершает публикацию изложений рефератов участников Международной научно-практической конференции, которая состоится 2 сентября.
ИВАНЫ, НЕ ПОМНЯЩИЕ РОДСТВА
Рассуждая о специфике изучения в настоящее время истории Второй мировой войны, ученый утверждает, что начальная стадия, ход и итоги Второй мировой войны вот уже более полувека являются дискуссионными в мировой научной литературе и публицистике. Причем существует немало версий этих событий, фальсифицирующих их результаты и истинное значение.
На Украине, в Грузии, прибалтийских республиках со школьных лет подрастающему поколению внушаются фальсифицированные сюжеты участия народов этих стран во Второй мировой войне. Да что греха таить, прилавки наших российских книжных магазинов, к сожалению, продолжают пополняться произведениями авторов, давно уже разоблаченных как фальсификаторы, – от А. Фоменко с его «новой хронологией» до такого «открывателя тайн», как В. Резун, прикрывающегося псевдонимом Суворов. Это – прямые наследники «иванов, не помнящих родства», о которых еще М. Салтыков-Щедрин писал, что их отличает «ненависть к принципам», «убеждениям», «вероломство и подвохи».
Такой «мелкодушный» литератор «даже щеголяет отсутствием убеждений, называя последние абракадаброю и во всеуслышание объявляя, что ни завтра, ни послезавтра он не намерен стесняться никакими «узами». Создание президентом РФ специальной Комиссии по борьбе с фальсификациями истории свидетельствует о нетерпимости нашего общества к этому явлению.
«ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ СПИД»
Искажение военной истории – это отнюдь не «личное дело» всех этих фальсификаторов и их издателей. Это, как подчеркивает В. Мясников, целенаправленная деятельность, которая ставит своей задачей разрушение исторической памяти народа и его национального самосознания. Это – один из методов манипулирования общественным сознанием для того, чтобы разрушить традиционные национальные ценности и подменить их ложными ориентирами.
– На мой взгляд, – продолжает ученый, – борьба с фальсификациями истории должна носить не столько дискуссионный, сколько постоянный и системный характер. Она неразрывно связана с воспитанием у населения нашей страны гражданственности.
Школы и вузы, по его мнению, должны готовить каждого учащегося к тому, чтобы он мог достойно, с полным знанием исторических фактов и документов дать отпор любым попыткам исказить историю Родины. В школьные и вузовские учебники истории следует включить специальные разделы, показывающие наиболее распространенные примеры фальсификации, объясняющие их конкретные цели, предостерегающие, что это – «идеологический СПИД», и дающие методы борьбы с ним.
У мхатовцев сохранилась такая байка: готовя молодых актеров для работы в театре, Станиславский якобы говорил: если в тот момент, когда Отелло душит Дездемону, на сцене появится кошка, публика будет следить за поведением кошки, а не за действиями персонажей трагедии.
То же самое происходит и в исторических писаниях, искажающих истинное положение вещей, где фальсификатор чаще всего исполняет роль «кошки», отвлекающей читателя от сути событий. Публика должна быть чуткой и сразу понять, что ей подбрасывают по определению «дохлую кошку».
ЗА СУДЬБУ СТРАНЫ – В ОТВЕТЕ
Воспитание гражданской ответственности за судьбу своей страны – это путь к созданию такой нравственной обстановки в обществе, которая делала бы подавляющее число его членов нетерпимыми к любым нарушениям нравственных устоев, к любым преступлениям против законов этого общества. По образному сравнению ученого, национальная история подобна Байкалу – она как резервуар живой воды, к которому припадали и припадают все поколения граждан нашей страны. И так же, как «священный Байкал», она нуждается в защите и охране. В защите в соответствии с законом и в охране усилиями всего общества.
Фальсификация истории должна рассматриваться как одно из тяжких преступлений. Еще древние римляне говорили: «Никто не может изменить прошлое».
– Пора принять закон о школьных учебниках, – предлагает академик Мясников, – которые, на мой взгляд, должны отражать не только стандарты министерства образования и науки, но и самые высокие академические требования в подходах к отечественной и всеобщей истории.
И здесь с ним трудно не согласиться, ведь именно учебники, служащие историческому просвещению нации, призваны воспитывать чувство исторической ответственности. С точки зрения национальных интересов, историческое просвещение – это комплекс системных мероприятий в области образования, необходимых для сохранения идентичности и выживания нации на любом историческом отрезке ее существования.
Российский опыт и постановка целей в области исторического просвещения очень точно, на взгляд автора реферата, отражены в тексте соответствующей статьи словаря В. Даля: «просветить, просвещать – даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истокам и добру». Именно так и понимали свой долг перед народами России отечественные просветители от Феофана Прокоповича и Михаила Ломоносова до Александра Пушкина, Льва Толстого, Василия Ключевского.
К ИСТОКАМ И ДОБРУ
Нравственный аспект исторического просвещения в России заключался в первую очередь в бережном отношении к деяниям предыдущих поколений, воспитании чувства исторической преемственности на примерах славных подвигов наших доблестных воинов. Ключом, открывавшим нравственную оценку событий прошлого, были слова святого Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде».
Этот подход стал свойственен и русской исторической науке. В начальных строках «Истории государства Российского» Н. Карамзин указывает, что история есть священная книга народов, зерцало их бытия и деятельности, скрижали откровений и правил, завет предков потомкам, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.
Для решения ключевых проблем исторического просвещения и патриотического воспитания, высказывает свое мнение В. Мясников, необходимо воссоздать Русское историческое общество, подобное всемирно известному Русскому географическому обществу. Оно могло бы начать издание «Русской исторической библиотеки», созывать Всероссийские съезды и конференции историков. Именно такое общество, опирающееся на государственную поддержку, могло бы планомерно укреплять историческое сознание всех граждан России, как ее единого народа.
В каждом поколении каждый гражданин должен иметь возможность прийти и поклониться памятникам защитников Сталинграда и Ленинграда, Москвы и Курской дуги, других городов-героев. Каждый должен знать, отправляясь в ту или иную зарубежную страну, есть ли там захоронения его соотечественников, имена которых почитаются. Знать и посетить их могилы, проявить «любовь к отеческим гробам».
Замечательную работу ведут поисковые отряды, обустраивающие захоронения воинов, павших во время Великой Отечественной войны, за освобождение Южного Сахалина и Курил. Но важна и другая сторона: в учебные программы в качестве внеклассной работы следует включить посещения мест и памятников национальной славы. Они должны дополнить известные исторические маршруты по местам боевой славы нашей страны.
Сегодняшняя связь исторической науки и исторического просвещения заключается в том, что отношение к науке должно быть изменено коренным образом. В первую очередь необходимо восстановить уважение к ней. Всем поколениям общества, вовлеченным в образовательный процесс и даже не вовлеченным, необходимо через средства массовой информации постоянно давать сведения о новейших достижениях и открытиях мировой и отечественной исторической науки. Это в первую очередь интересно узнать любому грамотному человеку.
Только так история как наука, убежден В. Мясников, может оказаться в центре внимания общества, завоевать его доверие и восстановить уважение к себе.
|