Военный корабль Тихоокеанского флота с ветеранами на борту обошел Курильские острова.
ХОДИЛИ МЫ ПОХОДАМИ
– Волна идет по борту накатом, четыре балла как минимум, – замечает один из сидящих в кают-компании офицеров. Аквариум с рыбками мерно раскачивается, повторяя движения идущего корабля.
– Какие четыре, тут не больше двух! – шутливо возмущается другой офицер. – Все-то вам хочется изобразить из себя бывалых моряков.
– Сам смотри, вон барашки пенятся, значит, от трех баллов и выше.
Кают-компания весело включается в спор. Здесь главное не выяснить истину, а поддержать жизнерадостный настрой. Оба моряка – заслуженные ветераны Тихоокеанского флота (ТОФ), капитаны, совершившие не один десяток дальних походов по всему миру. Да и других офицеров, собравшихся на завтрак, тоже с полным правом можно назвать бывалыми «морскими волками».
Всех этих уникальных людей объединил военно-исторический морской «Поход памяти», организованный командованием Тихоокеанского флота. Отряд в составе большого десантного корабля БДК-98 и океанского спасательного буксира «Фотий Крылов» вышел из Владивостока 16 августа, посетил Холмск, Курильск, Северо-Курильск, Южно-Курильск и Корсаков.
– Направить боевой корабль, а тем более отряд кораблей в море – очень ответственная задача, связанная со многими видами обеспечения, – признался организатор похода, советник командующего ТОФ, капитан первого ранга Сергей Анатольевич Рязанов. – Сюда входит и топливо, и питание, и обеспечение навигационной безопасности, и многое другое.
Тем не менее все эти трудности были преодолены – на первый взгляд, лишь для того, чтобы девять ветеранов-моряков смогли накануне памятной даты – 65-летия со дня окончания Второй мировой войны – пройти по местам воинской славы. Там, где в августе 1945 года шли бои за освобождение Сахалина и Курильских островов.
ПО ЗАКОНАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
БДК-98 – военный десантный корабль. Здесь не до комфорта: низкие переборки, узкие опасные трапы, проходя по которым нужно наклоняться, чтобы не удариться головой. Правило корабля: на трапах стоять нельзя, передвигаться по ним только бегом, чтобы не создавать заторов. Многие моряки-новички поначалу не обходятся без травм.
Кубрики личного состава хоть и удобнее, чем, например, купе в поезде, но все же достаточно компактны и скромны. Если мичманы обитают в четырехместных каютах, то простым морякам, десантникам и курсантам достаются помещения на дюжину человек и более, где койки могут быть в три яруса. Чтобы забраться на верхний ярус, нужно быть в хорошей физической форме: ни лесенок, ни ручек, ни приступков для этого не предусмотрено.
Но ветеранам не привыкать к суровым походным условиям. И даже нешуточная качка им, 70–80-летним, оказалась нипочем. За все время похода никто не отлеживался в каюте. А ведь БДК-98 – корабль плоскодонный, конструкция позволяет ему вплотную подходить к берегу для высадки десанта, зато от малейшей волны судно раскачивает. «Как в тазике», – пошутил один из коллег.
Не менее двух раз в день на корабле проводится учебная тревога, по которой все иллюминаторы и переборки задраиваются. То же самое и при подходе к любому портпункту, и при уходе с рейда.
Приказы команде отдаются по внутренним репродукторам, которые есть в каждом кубрике и не выключаются.
– Экипажу подняться, десять минут на сборы, построение на левом полубаке, форма одежды – рабочее платье, пилотки, – раздается в семь утра. Последнее построение происходит уже после десяти вечера.
Все это заставляет помнить, что десантный корабль в походе, даже самом мирном, продолжает нести военную службу и живет по ее законам.
ГЛАВНЫЙ ПОДАРОК КУРИЛЬЧАНАМ
19 августа «Поход памяти» прибыл в Холмск, где как раз отмечалось 140-летие города. Здесь прошла торжественная встреча, возложение цветов и венков к памятникам погибшим воинам, обмен подарками.
Но самый главный подарок от гостей прибыл на буксире «Фотий Крылов» – это ансамбль песни и пляски Тихоокеанского флота. В каждом порту для местных жителей устраивался открытый концерт высочайшего профессионального уровня. Если сахалинцы еще могут порой полюбоваться на заезжих артистов, то для обитателей Курильских островов приезд подобного коллектива, в рядах которого не один заслуженный работник культуры, – редчайшее событие.
В Южно-Курильске зрительница подошла после концерта, воскликнула с благодарностью:
– Как замечательно, что вы нас навестили, привезли такую прекрасную программу! Вы даже не представляете, какой это для нас праздник!
Поэтому и горячие аплодисменты курильчан были искренними, и охапки цветов после каждого выступления дарились от души. А для артистов такая сердечная встреча в отдаленных поселках намного дороже, чем иное массовое представление в большом городе.
К слову сказать, коллектив ансамбля совершал свое плавание на судне, которое тоже является гордостью флота. «Фотий Крылов» занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый мощный в мире буксир-спасатель: 25 тыс. лошадиных сил. Хотя это судно не пассажирское, но после военного корабля на нем ощущаешь себя как на круизном лайнере: у всех отдельные каюты с санузлами, даже на штурманском мостике просторно, светло и стоит кушетка для отдыха. И качка практически не ощущается.
ВСТРЕЧА НА РЕЙДЕ
Следующим после Холмска пунктом должен был стать Северо-Курильск. Ветераны стремились посетить остров Шумшу, где 65 лет назад проходили основные бои Курильской десантной операции.
Но морская погода изменчива. После штормового предупреждения командир похода принял решение изменить курс, и 22 августа корабли встали на якорь около Курильска, у острова Итуруп.
В Курильске пока нет глубоководного причала, поэтому делегация с берега пожаловала на борт корабля на плашкоуте: представители администрации, преподаватели и музыканты, но более всего было школьников. Старшеклассники не могли скрыть своего восторга, попав на настоящее военное судно, где по бортам для приветствия выстроились матросы и курсанты при полном параде.
В походе принимали участие несколько десятков курсантов Тихоокеанского военно-морского института (ТОВМИ), которые в скором будущем тоже станут офицерами флота. Для большинства из них это первый серьезный поход. Но они уже освоились на борту и выглядят молодцевато.
– Как впечатления? Нравится? – спрашиваю девушек, которые, сбившись в кучку, глазеют по сторонам.
– Очень! – следует дружный ответ. И, с лукавым смешком, – особенно матросики!
– Мы впервые на военном судне, здесь все интересно и необычно, – поделилась преподаватель фортепиано Ирина Туровская. – Считаю, что это очень важно и для подрастающего поколения, и для нас. Мы патриоты своей Родины и гордимся тем, что совершили наши предки, нам нужно помнить их подвиг.
А глава муниципального образования, председатель районного собрания Наталья Оськина обращается к ветеранам:
– Спасибо вам! Я думаю, вы совершили не последний подвиг, осилив такой тяжелый путь. Желаю здоровья, долгих лет жизни, и вообще ждем вас каждый год.
БДК-98 вышел в открытое море, и ветераны вместе с курильчанами совершили возложение венков на воду в память о воинах, погибших при освобождении Курильских островов. Головные уборы сняты, и после торжественной минуты молчания под шум волн оружейный салют заставляет непривычных к этому людей вздрогнуть. Вот так же много лет назад грохотала военная канонада. Для мирного времени этот звук резок, необычен. На какой-то момент далекое прошлое внезапно становится ближе.
КУРИЛЫ БУДУТ ЖИТЬ
Ощущения от Курил у офицеров двойственные. Вот ветеран, бывший командир подводных лодок, капитан первого ранга Николай Григорьевич Латышев повсюду спрашивает: «А сколько у вас стоит банка сайры?» Пытается по этому признаку определить уровень цен. Но здесь такой способ не работает: курильчане предпочитают свежую рыбу.
На многих оторванность от материка, транспортная изоляция, скромность обстановки производят не лучшее впечатление.
– Мое первое ощущение в этих поселках: забытые, заброшенные люди, – вздыхает председатель совета ветеранов военной службы ДВО, капитан первого ранга Виктор Иванович Болдырев. – Особенно дети, потому что ребенок там ничего не видит. Думаю, было бы правильно, если бы в населенных пунктах вроде Северо-Курильска цены были ниже, чем на материке.
Его поддерживает организатор похода Сергей Рязанов, вспоминая посещение американской военной базы на Гавайях, где людям, выполняющим государственную задачу, не приходится платить за жилье и коммунальные услуги, где для них есть специализированные магазины с серьезными скидками.
Зато капитан «Фотия Крылова» Сергей Голубов смотрит на вещи иначе. Он указывает на одноэтажные дома, которые мы проезжаем по дороге: повсюду стоят новые пластиковые окна, многие здания утеплены, отделаны сайдингом. И напоминает о временах, когда в том же Южно-Курильске было много деревянных бараков, где жили десятки человек – один коридор, много дверей. Сейчас же здания выглядят вполне прилично, современные школы, магазины, церкви.
– Знаете, я за 25 лет прошел все дальневосточные моря вдоль и поперек, на Курилах бывал много раз. И сейчас приятно удивлен и тронут, что земля эта не захирела, люди здесь живут. Жизнь им, конечно, суровая достается, но, тем не менее, смотришь на них и радуешься: не растеряли они теплоту русскую. Край строится, развивается – значит, земля будет жить и дальше, – заключает он.
ТОЧКА ВОЗВРАТА
Вот и достигнута самая дальняя, конечная цель похода. Во Втором Курильском проливе между Шумшу и Парамуширом, на рейде возле Северо-Курильска, мы оказываемся 24 августа. После 25-градусной температуры на Сахалине и Южных Курилах здесь неожиданно холодно: от 3–5 °C, на сопках повсюду лежит снег. «Еще не успел сойти», – комментируют местные жители и уверяют, что с погодой нам сегодня повезло.
Тем не менее поездка на Шумшу на плашкоуте под леденящим морским ветром оказывается суровым испытанием для всех, кто не оделся потеплее, а таких большинство. Лишь первый вице-мэр Северо-Курильска Александр Серебряков невозмутимо стоит в пиджаке нараспашку, и холод кажется ему нипочем.
Спустя 65 лет вновь сошел на берег Шумшу Федор Маркович Полиенков, ветеран Второй мировой войны, принимавший участие в Курильской десантной операции. Капитан дальнего плавания, он ровно 60 лет (!) провел в море и вышел в отставку только в 2005 году.
– Мы везли груз из Америки по ленд-лизу, – вспоминает он, – и когда пришла весть об окончании Великой Отечественной войны, нас завернули в Петропавловск, где уже собирался десант для Курильской операции. Я был юнгой на большом пароходе «Генерал Панфилов», поэтому в первой высадке, которая совершалась под прикрытием тумана, не участвовал. Но на десантных кораблях было немало хороших друзей, многие погибли, жаль их. Когда береговая зона была захвачена, мы высаживали десант на Парамушир, вывозили раненых, боеприпасы и провизию с японских складов для снабжения армии. Потом так же высаживали десант с танками на Южном Сахалине, в порту Отомари.
Несмотря на свои 82 года, Федор Маркович выглядит удивительно бодро. Каждое утро его можно было застать на баке корабля делающим утреннюю гимнастику. «У меня спина болит, поэтому без зарядки никак», – объясняет он серьезно, а товарищи-ветераны смеются: для иного человека больная спина как раз наоборот повод ничего не делать.
Именно Федору Марковичу Полиенкову выпала честь набрать в артиллерийскую гильзу земли с острова. Она, как и политая кровью земля с Сахалина, должна быть заложена в основание мемориала во Владивостоке. Позже ветеран признался:
– Ступив сегодня на эту землю, я хоть и сдерживался, но все же слеза выкатилась. Таким трогательным и волнующим был тот момент.
СТАНЕШЬ, СЫНОК, МОРЯКОМ
Ну а все-таки: зачем он вообще был нужен, весь этот «Поход памяти»? Неужели лишь для того, чтобы десяток человек могли прокатиться туда-сюда по морю? Сами ветераны в своих разговорах не раз затрагивали этот вопрос.
Досадно было, когда на некоторые церемонии приходили лишь единицы местных жителей. А ведь отдание воинских почестей нужно не столько погибшим, сколько живым. Сетовали участники похода и на недостаточное внимание местных властей к памятникам, которые кое-где заросли травой, обшарпались: «Ведь один раз в полгода направить сюда отряд школьников, которые наведут порядок, – совсем не сложно».
В Северо-Курильске ветеранов повели показать памятник Вилкову – оказалось, что это на самом деле памятник Савушкину, из-за бурьяна не подступиться. Такое равнодушие к военным подвигам прошлого, незнание собственных обелисков гостей и покоробило, и вызвало грусть.
– Можно оправдать это тем, что у властей хватает других забот, – сказал один из участников. – Но во время снегопада следует расчищать в первую очередь не улицу, а памятник, никто слова поперек не скажет. В этом выражается гражданская позиция, гордость за свою страну, свою историю.
Как поясняет Сергей Рязанов, «Поход памяти» был призван решить целый комплекс задач. Самая главная, конечно, показать людям, что мы помним тех, кто проливал кровь, чтим их могилы. Ведь как может боец защищать Родину, идти в бой, если не будет уверен, что его не забудут, его семья не останется без поддержки.
Вторая цель – морально поддержать жителей Курильских островов, привезти им подарок в лице ансамбля песни и пляски ТОФ. Телевизор одно, а живое общение с талантливыми людьми – совсем другое. Здесь, конечно, играет роль и поднятие престижа флота.
– Я уверен, что многие мальчишки, побывавшие у нас, теперь будут рваться служить на флот, – считает С. Рязанов. – Так у людей появляется цель, формируется понимание качеств будущего защитника Отечества. Да и девчонки, воспитывая своих будущих детей, расскажут им, как выходили в море на боевом корабле: «А тебе, сынок, слабо стать моряком?..»
Еще одна насущная задача – штурманская практика курсантов. У флота сейчас нет учебных кораблей, и поход с юга Приморья до Камчатки оказывает просто неоценимую помощь в подготовке моряков. Десантный боевой корабль имеет возможность служить по предназначению. Команда изучает побережья, места подхода, на борту проводятся тренировки. Конечно же, настоящий морской поход как никогда способствует сплочению экипажа. В ограниченном пространстве корабля, где некуда скрыться, сразу становится видно, что ты за человек и чего стоишь.
– А кроме того, этот поход имеет международное, политическое значение, – говорит в заключение Сергей Анатольевич. – Сам факт, что военный корабль ТОФ прошел вдоль Курильской гряды, еще раз подтверждает, что Курилы – это наша земля, и мы ее не собираемся кому-то отдавать. Можно искать другие, цивилизованные варианты сотрудничества: например, совместное освоение. Но отчуждение территорий – не наш путь. Кровь на этой земле проливалась не зря.
|