Хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился, не болел и с удовольствием ходил в школу? Тогда с первых дней приучайте к его к режиму дня. Для ребенка-школьника это не просто медицинское понятие. Правильный распорядок дня определяет состояние его здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Начало одиннадцатилетнего школьного «марафона» нарушает привычный уклад жизни малыша. Первый год учебы – самый трудный. Меняется весь уклад жизни, появляются новые обязанности и заботы. И ко всему нужно приспособиться, привыкнуть. Ребенку для того, чтобы высидеть 35-45-минутный урок, нужна особая тренировка, а ее пока не хватает. Ограничение в движении первоклассники переносят особенно тяжело. На протяжении всего урока от ученика требуется внимание, а способность концентрировать его еще недостаточна. Писать и рисовать на первых порах тоже нелегко, потому что мышцы кисти руки, участвующие в этих процессах, еще не полностью развиты. К этим трудностям, объединяющимся в особенности физиологического развития, в последние годы прибавились и другие, связанные с восприятием новой, более сложной программы.
Именно для того, чтобы организм ребенка справился с предъявляемой нагрузкой и обучение шло успешно, а в не ущерб здоровью, необходимо правильно организовать быт школьника, до мельчайших деталей продумав распорядок его дня.
Режим дня – это рацио-нальное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Основная его цель – обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма. Так, например, первый подъем работоспособности отмечается с 11 до 13 часов. Второй – с 16 до 18 часов – более низкой интенсивности. Дети легко привыкают к распорядку дня в школе, поэтому и дома следует придерживаться такого же расписания.
Режим дня школьника строится на основе возрастных анатомо-физиологических особенностей, с учетом отличий деятельности нервной системы. По мере роста и развития школьника она совершенствуется, повышается выносливость к большой нагрузке, организм привыкает к выполнению большего объема работы без утомления. Поэтому нагрузка, обычная для ребят среднего или старшего школьного возраста, является непосильной для учеников начальной школы.
Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна и времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводят к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей. В результате снижается работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребенка. Правильно поступают те родители, которые начинают приучать свое чадо к соблюдению режима дня еще до поступления в школу. У малыша легче выработать привычку к организованности и порядку, которая постепенно станет чертой характера.
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:
• Правильное чередование труда и отдыха.
• Регулярный прием пищи.
• Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
• Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
• Определенное время для приготовления домашних заданий.
• Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на свежем воздухе.
При организации режима дня родителям следует учитывать состояние здоровья своего ребенка и функциональные особенности данного возрастного периода.
НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!
В идеале утро каждого школьника должно начинаться с зарядки, которая позволит организму активно включиться в работу. Предпочтительнее включить в комплекс упражнения, которые воздействуют на разные группы мышц. Выполнять их надо в определенной последовательности: вначале потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, затем для туловища и ног. Заканчивать зарядку можно прыжками и бегом, после чего делают упражнения на успокаивающее дыхание. Продолжительность зарядки в зависимости от возраста составляет от 10 до 30 минут. Упражнения постепенно усложняются, ускоряется и темп движений. Комплексы упражнений желательно менять каждые 7–10 дней. Дети, которые по утрам не делают зарядку, на первых уроках менее активны, медленнее включаются в общий ритм занятий.
Нет лучшего помощника в зарядке, чем папа или мама, которые поощряют ребенка к утренней гимнастике собственным примером. Как, впрочем, и к соблюдению всего режима дня. Родители должны помнить: ничто так не нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться. До определенного возраста любящие папы и мамы должны думать, все ли они сделали для ребенка сегодня и как организовать его завтрашний день.
После утренней зарядки ребенка ждут водные процедуры. Детям школьного возраста после каждой физической тренировки надо принимать комфортный душ. Постепенно температуру снижают с 30 до 20–15 градусов в конце. Это хорошая закаливающая процедура. Возможен контрастный душ с чередованием теплой и прохладной воды. Приучайте ребенка умываться холодной водой, она легко убирает сон. Необходим и ежедневный душ в послеобеденное время, особенно в жаркое время года.
Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным. Он составляет четверть от суточной потребности ребенка. Обед – 40 проц., ужин – 20–25 проц. Не разрешайте детям во время еды читать книги и разговаривать. Наш организм нуждается в поступлении пищи в определенном ритме. Существует суточный ритм выделения пищеварительных соков и активности ферментов. Не зря говорится – «человек – это не только то, что он ест, но и когда он ест». Дети, приученные есть в одно и то же время, реже страдают плохим аппетитом или его отсутствием. Пища усваивается наилучшим образом, оказывается более полезной и даже кажется вкуснее.
Большое внимание нужно уделить режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время: через 3–4 часа (4–5 раз в сутки). Беспорядочный прием пищи ведет к тому, что желудочно-кишечный аппарат не готов к приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит. Особенно портит его беспорядочное поглощение сладостей и сахара.
Вернувшись из школы, ребенок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1–1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Это время слабые и часто болеющие дети должны уделять сну. Оптимальным временем для приготовления уроков служит период с 15 до 16 часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжелых предметов, переходя к более сложным. Домашнее обучение должно быть и в случае отсутствия домашнего задания и направлено на закрепление школьных знаний. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30–40 минут, после чего следует проводить 15 -минутные перерывы.
Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 1/2–2 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе. Дети, которые занимаются во вторую смену, не должны готовить уроки вечером. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1/2–2 часа, средних классов – 2– 3 часа, старших классов – 3–4 часа.
При такой длительности выполнения домашних заданий, как показали специальные исследования, дети все время работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми, жизнерадостными. Если же подготовка уроков затягивается, то учебный материал плохо усваивается, детям приходится многократно перечитывать одно и то же, чтобы понять смысл, а в письменных работах они делают много ошибок.
В режиме дня школьника следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности, такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1–1,5 часа, а для старших – 1,5 до 2,5 часа.
Пребывание в школе, особенно в первые месяцы, когда ребенок еще только адаптируется к новому окружению и новым требованиям, весьма утомительно. Специальными исследованиями установлено, что достаточно большая часть первоклассников– 37,5 проц. – заканчивают учебный день с признаками сильного утомления. А среди учащихся школ с углубленным изучением предметов и гимназий количество таких детей достигает 40 проц. Еще больше детей – от 68 до 75 проц., – у которых непривычные школьные нагрузки, недосыпание проявляются в неврозоподобных реакциях (нарушение сна, страх перед школой, учителем и т.д.). Вывод напрашивается сам: учебу необходимо чередовать с полноценным отдыхом. Односторонняя умственная сидячая работа не создает условий для полноценного физического развития и здоровья ребенка. Смена умственного труда физическим, в котором весь детский организм вовлекается в движение, способствует быстрому восстановлению работоспособности. Наилучшим активным отдыхом для школьника является подвижная деятельность, особенно на воздухе.
Важно помнить, что нет и не может быть универсального режима дня для всех детей. Распорядок дня ребенка должен обязательно учитывать его индивидуальные особенности и иметь некий «люфт», то есть запас времени в соблюдении режимных моментов.