О разработке газонефтяных проектов на Сахалине мы говорим как о бесспорной необходимости. А задумываемся ли мы вообще, будет ли сахалинское топливо востребовано в будущем?
Это не досужий вопрос. Например, в США, где недавно произошла так называемая «революция сланцевого газа», сегодня природный газ продают в два-три раза дешевле, чем наш СПГ на азиатско-тихоокеанском рынке. Хотя есть обоснованные подозрения, что вся эта «революция» – просто раздутая рекламная кампания, а цены искусственно занижены, но все же не стоит расслабляться, забывать про конкуренцию. Ведь, кроме США, есть еще Австралия, Африка, Латинская Америка, где активно развиваются новые проекты. Их доступность и привлекательность для зарубежных инвесторов и покупателей зачастую намного выше, чем в России.
Участники Международной конференции «Нефть и газ Сахалина-2011» снова и снова поднимали эту тему. При разработке долгосрочных замыслов очень важно вовремя разглядеть перспективы, чтобы знать, в какую сторону двигаться. Если в начале пути выбрать неверное направление – весь долгий путь окажется насмарку.
Познавать будущее лучше всего в сравнении с прошлым. «Откуда человечество раньше добывало энергию? – задал вопрос коммерческий директор «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» Андрей Охоткин.
Многие тысячелетия основным топливом для людей было дерево, пока не произошел угольный переворот. Уголь и сейчас сохраняет достаточно весомые позиции, однако сдает их с каждым годом. Его давно уже потеснила нефть, на которой выстроилось развитие транспорта и нефтехимии.
Нефть стала мерилом богатства, могущества и государственной безопасности. Но запасы этого топлива постепенно исчерпываются. Что придет на смену? Атомная энергетика? Возобновляемые виды энергии?
Аналитики предрекают, что в перспективе до 2030 года уголь еще более сдаст позиции в пользу других энергоносителей. Большее распространение получат возобновляемые источники, а вот развитие атомной энергетики будет сильно сдерживаться мерами предосторожности. Уроки Чернобыля и Фукусимы сделали людей очень недоверчивыми.
Зато все большее значение будет приобретать природный газ. Он начнет конкурировать с нефтью практически во всех областях, даже в сфере транспорта. Сегодня пока сжигание газа в двигателях внутреннего сгорания менее эффективно, чем бензина, однако ученые активно работают над этой проблемой.
Высокопоставленные представители Газпрома на Сахалине неоднократно заявляли, что намерены развивать газификацию транспорта. Пока перспективы выглядят туман но, но у могущественного концерна есть все ресурсы для того, чтобы реализовать эту идею на практике.
– И надо отметить, что все пять газовозов, работающих по проекту «Сахалин-2», уже в качестве топлива используют только СПГ, – подчеркнул представитель «Сахалин Энерджи». – По оценкам специалистов, спрос на СПГ как топливо в 2030 году может составить около 65 млн. т.
УПОР – НА ВНЕШНИЙ РЫНОК
Аналитики констатируют, что натуральный газ по-прежнему очень серьезно недооценен, особенно в плане теплотворности и экологичности. Ну что ж, тем более грандиозное будущее его ожидает. Не случайно на конференции уже почти всерьез обсуждался вопрос о том, чтобы переименовать мероприятие в «Газ и нефть Сахалина» – то есть газ на первом месте. Возможно, вскорости так и будет.
А вот способен ли сахалинский газ конкурировать на мировом рынке – это еще один вопрос. Ключевым фактором здесь является стоимость доставки. Способов доставки, в общем, всего два – по белой нитке газопровода или в компримированном виде. Но в любом случае чем ближе находится потребитель, тем дешевле обходится газ.
Выгодное географическое положение Сахалина постоянно подчеркивается. Буквально рядом, через пролив, у нас островная Япония – крупнейший в мире потребитель сжиженного газа. Чуть далее – Южная Корея, которая, с точки зрения энергетики, находится не на полуострове, а на острове, – отрезанная от материка Кореей Северной. Третий потенциальный покупатель наших ресурсов – Китай с его неутолимым энергетическим голодом. «Срединная империя» пока не слишком активно осваивает наш рынок, но это лишь вопрос времени.
И здесь интересны пути, как будет реализовываться сахалинский газ. Уже в 2012 году Газпром обещает в рамках проекта «Сахалин-3» ввести в эксплуатацию богатейшее Киринское месторождение. Размеры рынка потребления для него пока неясны, но уже сейчас говорят, что этот газ должен ориентироваться на внешнее, а не на внутреннее потребление.
А ведь на очереди еще Южно-Киринское месторождение, которое по запасам минимум в два раза крупнее своего соседа.
Киринский газ поступит в трубу Сахалин – Хабаровск – Владивосток. Дальнейшие экспортные перспективы – Китай и Корея.
ТРУБА ДЕШЕВЛЕ ВДВОЕ
Южная Корея как никто заинтересована в российском газе. Хотя она в 2005 году и застолбила за собой контракт на 1,5 млрд. куб. м газа с проекта «Сахалин-2» сроком на 20 лет, для такой экономики это крохи.
В этом году на волне визита Ким Чен Ира в Россию возобновились переговоры о прокладке газопровода через Северную Корею в Южную.
– Сегодня наиболее реалистичный для нас вариант – покупка СПГ, но поставки по трубе обошлись бы вдвое дешевле. Это решило бы многие наши проблемы, – признал генеральный директор «Когаз Восток» Ли Чан Сон.
«Когаз» – корейская государственная корпорация, одна из крупнейших газовых компаний мира.
Натуральный газ по-прежнему очень серьезно недооценен, особенно в плане теплотворности и экологичности.
Недавно Южная Корея опять провела переговоры с северным соседом по газовому вопросу. А на саммите в Улан-Удэ были подписаны договоренности Северной Кореи с Газпромом. Благодаря этому снова стало возможным обсуждать проект газопровода.
Длина нитки от Владивостока в Южную Корею должна составить более 1100 км, по ней уже в 2017 году предполагается поставлять около 20 млрд. куб. м российского газа – по 10 млрд. для каждой из корейских стран. Таким образом, Россия сможет застолбить себе 29 проц. южно-корейского газового рынка.
Главный камень преткновения – Северная Корея. Но есть некоторая надежда, что в данном случае эта страна будет заинтересована в стабильности.
Газопровод не только решит крайне больную для нее проблему источников энергии, но и принесет ежегодно до 100 млн. долларов США, обеспечит занятость до 47 тыс. человек.
НЕ ЗЕВАТЬ!
Газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток рассчитан на ежегодную транспортировку порядка 30 млрд. куб. м сахалинского газа. Таким образом, одна эта труба смогла бы обеспечить запросы и Северной, и Южной Кореи.
Представители Газпрома говорят также о двух параллельных нитках общей проводимостью около 67 млрд. куб. м газа, которые пройдут в Китай.
Предполагается, что поставки начнутся в 2016 году, однако соответствующие документы пока не подписаны.
Значительно вырастет спрос и со стороны Японии, о чем говорит руководитель группы аналитиков японского Института энергетической экономики (IEEJ) Кобаяси Ёсикадзу:
– По всем показателям, ядерная энергетика в нашей стране должна пойти на спад. Предположительно во второй половине бюджетного года выработка энергии с помощью нефти и газа увеличится на 13 проц. по сравнению с показателями прошлого года.
Еще в прошлом году ТЭЦ (на угле) и АЭС давали около трети всей энергии в Японии, поэтому удар по экономике очень ощутим. Уже сейчас многие предприятия перешли в режим жесточайшей энергетической экономии.
Важным фактором является то, что из-за Киотского соглашения, предписавшего Стране восходящего солнца снизить выбросы углекислого газа, далеко не все виды сырой нефти могут использоваться в Японии для производства электроэнергии. Поэтому стране придется или смягчать свои жесткие экологические требования, или закупать более дорогую высококачественную нефть.
Вот поэтому СПГ с его минимальным выбросом углекислоты в атмосферу приобретает для Страны восходящего солнца особое значение в качестве топлива. И ситуация с сахалинским газом прозрачна: японцы купят столько, сколько им дадут.
Так что для России, и для Сахалина в частности, крайне важно сейчас не упустить благоприятный момент. Пока аналогичные газовые проекты в других странах еще не вышли на полные обороты, есть возможность закрепить за собой значительную часть рынка. А это, в свою очередь, станет опорой для дальнейшего развития как нашей нефтегазовой отрасли, так и всего региона.