Представьте себе – остановились вы на машине в зоне действия знака «Остановка запрещена», а инспектор говорит, что теперь вы лишаетесь прав. Вы удивлены, и это мягко сказано! Но страж дорог уверен в своей правоте: вы ведь нарушили правила, и значит, он волен решать, какую санкцию для этого избрать. Увидеть подобную ситуацию на дороге невозможно – чтобы лишиться прав, надо совершить нарушение, сообразное по тяжести этому наказанию. А остановка под запрещающим знаком этой тяжести никак не соответствует. Да и вряд ли какой инспектор додумается за мелкое нарушение прибегнуть к лишению водительского удостоверения. А вот в сфере ЖКХ подобная несуразность возможна.
В роли нарушителя здесь выступают жильцы, в роли блюстителя закона – управляющие компании (УК). Подобные примеры в практике Государственной жилищной инспекции по Сахалинской области встречаются нередко.
– У нас участились случаи отключения управляющими компаниями от электроснабжения квартир в жилых домах, несмотря на отсутствие задолженности за данную коммунальную услугу, – объясняет руководитель инспекции Виктория Кулик. – Начинаем разбираться – и выясняется: УК идут по самому легкому пути в решении вопросов по понуждению к своевременной оплате потребителями жилищно-коммунальных услуг, при этом зачастую нарушая действующее законодательство. Например: у проживающих накопились долги, скажем, за техобслуживание, и чтобы воздействовать на неплательщиков, УК пускают в ход рубильник.
Еще один вариант: жильцы отказываются оплачивать содержание мест общего пользования в подъездах, или того же техобслуживания, потому что недовольны качеством выполнения работ, или же компания не предоставляет сведения, как расходуются собираемые деньги, поэтому обитатели дома в знак протеста отказываются платить по счетам…
В итоге получается – за долги по жилищным услугам отключают услуги коммунальные. Тем более что отрубить квартиру от электроэнергии гораздо проще чем, скажем, от тепла или решать вопросы в претензионно-судебном порядке, то есть согласно духу и букве закона.
Подобные конфликты могли бы и не возникнуть, понимай обе стороны свои права и обязанности, установленные действующим законодательством, напоминает Госжилинспекция по Сахалинской области.
– Для начала давайте вспомним, что платим мы все за жилищно-коммунальные услуги, – поясняет В.Кулик. – И при этом надо разделять услуги жилищные (техобслуживание, содержание мест общего пользования), то есть текущее содержание дома, и коммунальные (электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и отопление). Поэтому отсутствие оплаты одного вида услуг – жилищных (за содержание мест общего пользования, например) не дает основания прерывать подачу коммунальной услуги – в частности, электроснабжения. Аналогично долги за один из видов коммунальных услуг (воду) не дают оснований для отключения другого вида коммунальных услуг – электро- или теплоснабжения.
К сожалению, как свидетельствует практика работы Госжилинспекции по Сахалинской области, многие УК эти понятия смешивают. И во многих договорах управления многоквартирными домами прописывают общие понятия – ограничения в подаче жилищно-коммунальных услуг за их неуплату. Все идет, таким образом, без разделения на жилищные услуги и услуги коммунальные. А отсюда и недоразумения, и нервотрепка.
Инспекторам часто приходится сталкиваться с тем, что управляющие компании путают понятия гражданской ответственности потребителя жилищно-коммунальных услуг и административной ответственности УК за непредоставление таких услуг. А потому нелишним будет напомнить: к гражданской ответственности за неоплату жилищно-коммунальных услуг привлекают должников (собственников или нанимателей жилых помещений) на основании претензионной работы и судебных решений. Административная ответственность – это ответственность УК за неоказание жилищно-коммунальных услуг. То есть если Госжилинспекция установила, что гражданину не предоставляются жилищно-коммунальные услуги в полном объеме (или часть из них), то УК будет привлечена к административной ответственности за неисполнение своих обязанностей. Но управляющие компании полагают, что они вправе решать, на правах хозяев, какие услуги кому ограничивать и на каких основаниях.
ОБЯЗАННОСТЬ ПО ОПЛАТЕ
Другая проблема – прекращение платежей жильцами, когда они недовольны качеством услуги или не получают отчета УК о расходовании собранных с них средств.
Безусловно, в действиях компаний могут быть нарушения, и таких примеров немало. Но в нормативных актах прописан четкий порядок: при несогласии с действиями УК, эти проблемы можно и нужно решать собственникам жилых помещений в соответствии со своими правами, предусмотренными Жилищным кодексом РФ.
Но при этом необходимо не забывать и об обязанностях по оплате получаемых жилищно-коммунальных услуг, которые также прописаны в ст. 153 Жилищного кодекса РФ.
Если же путем переговоров урегулировать конфликт не удается, то нужно обращаться в органы местного самоуправления, надзорные органы, а дальше – в суд. В любом случае не платить по счетам и копить долги до разрешения конфликта неправомерно.
А как быть, если УК не отчитываются о расходовании собранных средств? Здесь тоже есть четкий порядок.
Как пояснила В. Кулик, руководителям компаний и жильцам стоит напомнить: заинтересованным лицам УК обязана давать информацию об использовании полученных по ее счетам денег согласно постановлению правительства РФ от 23 сентября 2010 года. Оно так и называется «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациям, осуществляющим деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Потребовать отчет собственники могут на своем общем собрании, оформив намерение в протоколе. Компания будет обязана отчитаться на общем собрании собственников жилья. Кроме того подобные сведения должны быть предоставлены на сайте УК – иметь свой адрес в Интернете с нынешнего года обязана каждая управляющая компания. Если этих сведений недостаточно, можно будет запросить дополнительные сведения. И тут никто не вправе будет отказать.
– Нет неразрешимых проблем, надо только найти цивилизованный путь их решения, ведь от этого зависит комфортность проживания в каждом отдельно взятом доме, – подчеркнула В. Кулик.
Таким образом, собственники жилых помещений должны понять, что управляющая компания является «нанятым работником», которому они доверили управление своим имуществом. И, как любой управляющий, УК должны действовать в интересах собственников и выполнять все их решения, принимаемые на общих собраниях.