Некоммерческое партнерство «Сахалинское саморегулируемое объединение строителей» (НП СРО «Сахалинстрой»), объединяющее более 250 строительных организаций Дальнего Востока, отмечено одной из престижнейших наград профессионального сообщества страны — премией «Российский Строительный Олимп-2010». А руководитель партнерства Валерий Мозолевский назван коллегами победителем в номинации «Руководитель года» — за вклад в создание институтов саморегулирования в России». Ему были вручены диплом, настольная стелла и нагрудный знак отличия «Галерея строительной Славы». Наш собеседник — генеральный директор НП СРО «Сахалинстрой» В.П. Мозолевский.
- Валерий Павлович, можно ли сказать, что с появлением вашей СРО формирование системы саморегулирования на Сахалине завершилось?
- НП СРО «Сахалинстрой» является единственной зарегистрированной на территории Сахалинской области саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство. Членами партнерства являются 263 строительные организации. На территории области осуществляют деятельность около 200 организаций — членов НП СРО «Сахалинстрой». Остальные организации представляют Хабаровский и Приморский края, Еврейскую АО (филиал НП СРО «Сахалинстрой»), Магаданскую и Амурскую области.
Наша саморегулируемая организация является учредителем и членом Национального объединения строителей, участником первого Всероссийского съезда СРО строителей, членом Российского Союза строителей (РСС), а также членом Сахалинского отделения Российской торгово-промышленной палаты. Мы активно участвуем в общественной жизни региона, выступаем с законодательными инициативами, ведем напряженную работу по повышению качества, безопасности и надежности строительных работ.
Мы твердо уверены, что саморегулирование в строительной отрасли России, ДФО, как и на Сахалине состоялось.
- В чем преимущества вашего партнерства?
- Преимущество нашего партнерства заключается в том, что наша дирекция и правление находятся на территории Сахалинской области и всегда доступны для решения тех вопросов, которые возникают у большинства наших членов. В Еврейской Автономной области организован филиал нашего СРО, а строительные организации по нашей инициативе и при поддержке правительства области объединены вокруг Совета строителей ЕАО. Сотрудники администрации партнерства постоянно оказывают всестороннюю юридическую и техническую поддержку членам НП. Около 90% наших членов являются представителями малого и среднего бизнеса, 12% — государственные и муниципальные организации, 3% — индивидуальные предприниматели.
Наша организация отличается и тем, что с момента получения статуса саморегулируемой организации в начале июля 2009 года (номер в Госреестре — 19) мы тесно сотрудничаем с государственными и муниципальными заказчиками, органами власти, надзора и контроля для решения именно вопросов обеспечения безопасности и надежности объектов и повышения качества строительных работ. Дирекция имеет юридический и контрольный отделы, укомплектованные квалифицированными кадрами, а также отдельных специалистов, которые рассматривают жалобы и обращения заказчиков и граждан, контролируют качество и безопасность строительных работ непосредственно на объектах. Мало того, у нас постоянно работают практиканты юридических факультетов вузов области. Причем на получение практики именно у нас среди студентов достаточно высокая конкуренция. Они проходят очень большую школу познания, получают теоретические и практические знания.
Наше СРО является членом временной рабочей группы по вопросам соблюдения градостроительного законодательства на территории Сахалинской области. В ее состав входят работники прокуратуры, НП СРО «Сахалинстрой» и представители УФАС. Активно помогаем нашим членам в решении юридических и организационных вопросов при их участии в государственных или муниципальных строительных торгах. Тесно работаем с УФАС по Сахалинской области по вопросам нарушения ФЗ № 94 со стороны заказчиков или организаторов торгов.
Кроме того, мы наладили активное сотрудничество с японскими строителями. Заключили соглашения по информационной поддержке с ассоциациями строительной индустрии префектуры Хоккайдо и города-побратима столицы Сахалина — Асахикава. Нам весьма интересен опыт японцев в лицензировании и в проведении торгов на строительные работы. Мы изучаем, как они используют новые технологии, обеспечивают качество и безопасность в строительстве.
- Какие требования вы предъявляете к кандидатам в члены СРО? Каким образом проверяете их уровень соответствия?
- Требования, согласно которым осуществляется прием в члены и выдача свидетельств о допуске, разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и другими нормативно-правовыми актами. Проверки на соответствие требованиям проводятся специально созданными контрольными комиссиями, в состав которых входят работники администрации Партнерства (инспекторы отдела контроля, юристы, специалисты-кадровики, бухгалтер). По результатам проверок кандидатов в члены СРО на заседании Контрольного комитета (специализированного органа СРО) принимается решение о рекомендациях Правлению (коллегиальный орган Партнерства) для вынесения окончательного решения о соответствии той или иной организации предъявляемым требованиям. Только после прохождения всех этих сложных процедур фирма или организация принимается в члены НП СРО «Сахалинстрой», осуществляется выдача свидетельства о допуске к конкретным видам работ.
- Как сахалинские строители оценивают новую систему, пришедшую на смену лицензированию?
- Саморегулирование в строительстве уже не только идея, а реальность. По моему убеждению, развитие саморегулирования в строительстве прошло точку невозврата, и случилось это после завершения 30 сентября 2010 года III Всероссийского съезда саморегулируемых организаций строителей.
С самого начала процесс становления системы саморегулирования в России шел очень трудно. Саморегулирование — это элемент гражданского общества. В стране были силы, которые противостояли развитию общественного влияния в сфере экономики. Закон «О саморегулируемых организациях» рассматривался в различных инстанциях с 2003 г. до конца 2007 г. Без малого пять лет! Сам этот факт уже свидетельствует о многом. Мы хорошо помним, как противоречиво шел процесс становления саморегулирования в 2008-2009 гг. Помним, какое жестокое сопротивление оказывали чиновники разного ранга, а также организации, которые «кормились» в те годы на ниве лицензирования. Как только они не пугали строителей! Но беда в том, что многие чиновники и сейчас не хотят понимать, что ситуация в строительстве коренным образом изменилась.
Сейчас разговор идет уже не только о «цивилизованной конкуренции» на строительном рынке, а и о том, что должны реально начать работать, особенно в случае государственного и муниципального заказа, две организованные силы: государство (муниципалитеты) и СРО. И силы эти должны работать в единой упряжке.
«Саморегулирование — это не замена лицензирования на выдачу свидетельств о допуске, а новая система негосударственного управления строительным комплексом. Государственное вмешательство ограничивается выработкой государственной политики, но внутреннюю «кухню» в строительстве должно определять саморегулирование, а координировать эту работу — национальное объединение». Такое заявление сделал министр регионального развития РФ Виктор Басаргин на 3-м Всероссийском съезде СРО строителей 30 сентября прошлого года в своем обращении к строителям. И эти слова должны стать руководством к действию.
Вестник российского союза строителей
№1 2011
|