БОРИС МИСИКОВ – ректор Сахалинского государственного университета (СахГУ), доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук (РАЕН).
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ НОМИНАНТА
Борис Мисиков родился 25 марта 1951 г. в селе Чемал Алтайского края. В 1974 г. окончил Южно-Сахалинский государственный пединститут, получив специальность «учитель математики и физики». После службы в армии прошел все ступени профессионального роста в вузе: лаборант, ассистент, доцент, заведующий кафедрой математики, декан физико-математического факультета, проректор по учебной работе. В 1984 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук, а в 2007 г. стал доктором педагогических наук. Тематика его научных трудов – вопросы геометрии и топологии, математического моделирования, а также образовательных программ и систем. Имеет порядка ста научных работ, опубликованных в России и за рубежом, в том числе шесть монографий. В 1991 г. по представлению ученого совета Борис Мисиков назначен ректором ЮСГПИ (сейчас СахГУ). Доверяя своему руководителю, коллектив вуза трижды (в 1998, 2003 и 2008 гг.) переизбирал его на должность ректора СахГУ. Он был депутатом Южно-Сахалинского городского Совета депутатов (1990–1993 гг.), а также дважды – депутатом Сахалинской областной Думы (1996–2000 гг. и 2004–2008 гг.).
Заслуженный работник высшей школы РФ Борис Мисиков в этом году отмечает три знаменательные даты – свой 60-летний юбилей, 35-летие педагогической деятельности и 20-летие ректорской работы.
КСТАТИ
Борис Мисиков – почетный гражданин г. Южно-Сахалинска. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Оте-чеством» II степени, орденом Русской православной церкви святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, III степени, международным орденом имени Святых Кирилла и Мефодия, международным орденом Святой Софии. Имеет Благодарственное письмо Президента РФ, Почетную грамоту Министерства образования Российской Федерации и другие государственные награды. Почетный профессор университета Дото в г. Саппоро (Япония).
С ВЫСОТЫ ПРОЖИТЫХ ЛЕТ
– Борис Рамазанович, завтра у вас юбилей – 60-летие. Согласно восточной философии, пройден первый жизненный круг. С высоты прожитых лет как вы считаете, сложилась ваша жизнь?
– Вполне удачно. В моей жизни было больше побед, чем проигрышей, больше позитива и меньше разочарований. Уже за это стоит благодарить судьбу. Были и потери, но меня всегда окружали люди, коллеги, родные, друзья, готовые поддержать в самые трудные моменты. А значит, я – счастливый человек.
– Если бы случилось невероятное – вам предложили начать свою жизнь заново, что бы вы в ней изменили?
– Пожалуй, ничего, разве что кроме некоторых ситуаций, когда в силу разных обстоятельств или возраста не всегда был прав. После школы мне пришлось выбирать между профессией медика (у меня родители врачи) и любимой мной математикой. И я не пошел по семейной стезе. Однако не жалею. Мне всегда хотелось заниматься тем, что мне интересно. В детстве, как и многие мои сверстники, мечтал стать космонавтом или музыкантом. До космических высот не дотянулся. А что касается музыки, то дальше участия в студенческих рок-группах дело не дошло. Но играл много и с удовольствием. Носил, согласно моде тех лет, длинные волосы, как у битлов, солировал на бас-гитаре или барабанах. И все же интерес к математике превзошел все остальное.
– Последние два десятилетия образ СахГУ ассоциируется с вами. Будучи ректором, вы пережили с университетом непростые времена. Наверное, не случайно на сайте вы называете островной вуз родным?
– Это действительно так. Университет родной для многих жителей области, и уж тем более для меня. Ведь всю свою жизнь я практически провел в одном учебном заведении. Получается, 35 лет педагогического стажа связано у меня с СахГУ (раньше ЮСГПИ). А времена, когда меня впервые избрали ректором, и впрямь были трудные для островного вуза. В «крутых 90-х» в молодом постсоветском государстве еще не были определены правила игры, в том числе и в образовании. Финансирование – мизерное. Все бурлило, кипело, распадалось, приватизировалось и «прихватизировалось»… И в таких условиях надо было во что бы то ни стало сохранить главный сахалинский вуз. Второй значимый и не менее трудный для нас этап начался в 1998 году. В стране дефолт. Снова все рушится и упраздняется. Но на Сахалине – иная ситуация. Забрезжили шельфовые горизонты, стало понятно, что у островной области большие перспективы, она развивается и нуждается в кадрах не только в школе, но в управлении и на производстве. Несмотря на финансовые и прочие трудности, уже тогда все понимали необходимость создания полнопрофильного вуза на Сахалине. Но мне вместе с моими коллегами пришлось немало побегать по московским коридорам, дойти даже до приемной Сергея Кириенко, бывшего в то время премьер-министром РФ. Нам все-таки удалось подписать распоряжение правительства страны о том, чтобы на базе Южно-Сахалинского пединститута и колледжей, вошедших в нашу структуру, создать Сахалинский государственный университет (СахГУ).
– Как вы думаете, что произошло бы, если университет не был бы создан?
– Ощущалась бы острейшая нехватка кадров, как это случилось с их дефицитом по врачебным специальностям. К сожалению, мне тогда не удалось убедить руководство Сахалинского медицинского колледжа войти в состав университета. Теперь по области не хватает порядка двух тысяч медицинских работников. Ведь, наверное, не случайно СахГУ называют кузницей островных кадров.
ДЕТСТВА ЗВЕНЯЩАЯ СВИРЕЛЬ
– Вы – профессор, доктор наук… Интересно, а каким вы были в детстве? Какие наиболее яркие моменты вам вспоминаются из той поры?
– Родился я в очень красивом месте – это горный курорт Чемал в Алтайском крае. Мои родители работали врачами в противотуберкулезном санатории. В семье я был единственным ребенком, воспитывала меня бабушка. В отличие от нее, родители держали меня в строгости. Им некогда было меня баловать. Сгорая на работе, они с ранних лет приучали меня к самостоятельности, дисциплине, ответственности за свои поступки. Это, наверное, во многом сформировало мой характер, за что я благодарен маме и отцу. Удивительная история произошла с днем моего рождения. У меня их два! Фактически на свет я появился 18 марта, и родные всегда поздравляют меня именно в этот день. Но поскольку поселковый сельсовет находился далеко от санатория, отец смог зарегистрировать меня только через неделю, где в свидетельстве и поставили дату – 25 марта. А вообще детство мое прошло на Сахалине в шахтерском поселке Тельновский Углегорского района, куда в 1954 году переехали родители. Мне тогда было три года. В поселке, расположенном среди сопок, была одна улица, с одной ее стороны – шахта, с другой – море. Целыми днями мы со сверстниками проводили на природе, в любую погоду купались в холодных водах залива, гоняли на велосипедах, играли в разные игры – лапту, казаки-разбойники. И всегда я был лидером. Так что картины из моего детства, несмотря на туманность Сахалина, мне сейчас вспоминаются в очень теплых, солнечных тонах.
– А откуда у вас появился интерес к математике, точным наукам?
– В 1961 году наша семья переехала в Южно-Сахалинск, где мама и отец много лет проработали врачами в железнодорожной больнице. С 5-го по 9-й класс я учился в школе № 11. Преподаватель математики так хорошо нас учила, что, помимо интереса к предмету, у меня появились успехи – победы на математических олимпиадах разного уровня. Когда в школе № 5 организовался математический класс, туда перевели лучших учеников со всего города, в том числе и меня. Мы жили математикой. В неделю у нас было по десять (!) уроков по этому предмету, к тому же проходила еще и практика по вычислительной математике. Однако не меньше нам нравились и уроки по литературе. В нас вполне комфортно уживались и физики, и лирики.
Получив аттестат, в 1968 году, я поступил в специализированную физико-математическую школу при Новосибирском государственном университете (НГУ). Новосибирский академгородок и тогда был центром научной элиты нашей страны. Кстати, спустя годы там я защищал свою первую диссертацию по математике. В НГУ с нами занимались светила точных наук, они учили нас прежде всего думать, включать логику в систему математических расчетов и доказательств. Наверное, поэтому сейчас я не являюсь сторонником тестовой формы контроля знаний студентов. Она уже давно оспорена в развитых странах, а мы начинаем ее внедрять повсеместно. Мне не хочется, чтобы студенты нашего вуза отвечали на вопрос как в анекдоте, в котором профессор просит сформулировать закон Ома, а студент спрашивает: и сколько у меня вариантов ответа?
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ
– Как проходило ваше студенчество?
– Как у всех. Всякое бывало. Но увлечение наукой, лидерство в группе всегда преобладало. И все же после второго курса решил перевестись учиться на Сахалин. Я рос домашним мальчиком, жизнь в общежитии меня тяготила, да и по острову соскучился. Однако учеба в пединституте меня не обрадовала. Здесь преподаватель в течение семестра мог рассказывать столько, сколько в НГУ давалось всего за одну лекцию. Вот почему, став ректором, я огромное внимание уделяю профессионализму преподавателей, их научному росту. И сейчас у нас 57 докторов наук, 140 кандидатов наук и доцентов, 25 действительных членов и членов-корреспондентов российских и международных академий. В годы моего обучения в ЮСГПИ на физмате не было ни одного преподавателя с ученым званием доктора наук.
– Математика – мир цифр и формул. С какими трудностями вам приходилось сталкиваться, чтобы постичь эту науку?
– Их было немало. К примеру, в аспирантуре в Ленинграде, где я продолжил свое обучение, компьютеров тогда не было, поэтому для решения всего лишь одной задачи приходилось склеивать десятки листов ватмана с формулами. Они вереницей тянулись по всей комнате. Как-то, занимаясь расчетами, почти месяц (!) не мог выйти из комнаты. Но не роптал – концентрация мысли позволяет добиться нужного результата. Как говорил великий Михайло Ломоносов: «Математику за то учить надо, что она ум в порядок приводит».
– Как все парни вашего поколения, вы прошли армейскую службу. Чем она стала для вас?
– Хорошей жизненной школой. Тогда считалось: без армейской закалки ты ненастоящий мужчина. После вуза я пришел работать в школу № 1 Южно-Сахалинска. Но через месяц меня призвали в армию. Служил в Приморье. Был артиллеристом в части под городом Уссурийском. Кстати, на армейской службе тоже пригодились мои математические знания. Мне доверили вести расчеты координат для стрельбы по определенной цели. Но сначала я был так называемым «орудийным номером» – подносил снаряды, закапывал пушечные опоры. Прошел всю боевую и строевую подготовку. Так что в окопах не отсиживался. По завершении службы получил офицерское звание.
ЗНАНИЙ ОБЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО
– Мы видим, что СахГУ всегда идет в ногу со временем. В последние годы крепнут связи островного вуза с зарубежными. В чем плюсы такого сотрудничества?
– Межвузовское общение необходимо. Это один из видов народной дипломатии. В мире есть даже Ассоциация островных университетов, куда мы тоже входим. Во всех странах университеты уважаются, и выступить в их стенах для любого должностного лица – особо почетно. Мы встречали у себя в аудиториях много высокопоставленных людей – губернаторов, министров иностранных дел, венных атташе, послов… В свою очередь я и многие другие наши профессора неоднократно выступали с лекциями в зарубежных вузах. Вот и в этом году меня пригласили в Токио в весьма престижный университет, который окончили два императора Японии. Для меня это большая честь. К сожалению, поездка в марте этого года омрачилась чрезвычайными событиями в Японии, которые произошли в дни нашего пребывания в стране. В связи с этим программа была изменена, но, тем не менее, все необходимые соглашения были подписаны, контакты будут продолжены. И я рад, что у нас сложились хорошие отношения с университетами Америки, Японии, Республики Кореи, Китая.
– Нескончаемый круг дел. Одно важнее другого… Как в семье относятся к вашей бесконечной занятости?
– Нормально. У нас с женой Мариной взрослые дети. Так что дома мы с ней отдыхаем. К моей занятости она относится с пониманием, потому что сама не меньше занята. Марина Германовна Даровская – заместитель руководителя областного агентства по культуре и, надо сказать, не дает мне расслабляться. Иной раз поленился бы выбраться в театр, на концерт или выставку, но жена так умеет заинтересовать и расхвалить то или иное мероприятие, что я готов бежать на что-то новое, прекрасное и непременно уникальное (смеется).
– В этом году массовое мероприятие СахГУ под названием «Ректорский бал» признано лучшим среди российских студентов. Бал был дан в вашу честь?
– «Ректорским» бал назвали наши студенты. Проводился он не в честь меня, а в честь Татьяниного дня – Дня студентов. Главным на столь необычном торжестве была атмосфера XVIII века, которая была прекрасно воссоздана. А мне была доверена скромная миссия – открывать бал. Лидерство на всероссийском конкурсе – это была одна из множества побед СахГУ на конкурсах и фестивалях в стране и за рубежом. И я могу только порадоваться за своих студентов, за то, что они продолжают лучшие традиции нашего островного вуза и российского студенчества.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
• У Сахалинского государственного университета более чем 60-летняя история. Его самый первый предшественник – Учительский институт готовил учителей 5–7-х классов. Всего его окончили 500 человек. В 1954 году он был переименован в Южно-Сахалинский государственный педагогический институт (ЮСГПИ).
• В настоящее время СахГУ является крупнейшим учреждением высшего профессионального образования и науки в Сахалинской области, самым восточным университетом России классического типа.
• В вузе ведется подготовка по двенадцати укрупненным группам специальностей: физико-математические; естественные; гуманитарные; социальные; образование и педагогика; экономика и управление; сфера обслуживания; сельское и рыбное хозяйство; геология, разведка и разработка полезных ископаемых; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; транспортные средства; строительство и архитектура.
• СахГУ включает в себя шесть институтов: экономики и востоковедения; филологии; педагогики; юридический; технологический; истории, социологии и управления. В состав университета входят пять факультетов.
• На сегодняшний день в островном университете реализуется 46 образовательных программ разного уровня, ведется подготовка по 30 специальностям высшего профессионального образования и 11 направлениям бакалавриата. В том числе по таким востребованным специальностям, как информатика, природопользование, юриспруденция, финансы и кредит, менеджмент организации, перевод и переводоведение, журналистика, а также по 17 специальностям послевузовского образования (аспирантура).
• Сейчас в СахГУ обучаются более 7 000 студентов. На 43 кафедрах работают более 300 преподавателей. Среди них – 57 докторов наук, 140 кандидатов наук и доцентов, 25 действительных членов и членов-корреспондентов российских и международных академий (РАЕН), Академии социальных наук, Международной академии информатизации, Международной академии наук экологии и безопасности, Международной академии наук о природе и обществе, Нью-Йоркской академии).
• За 60 с лишним лет существования вуз подготовил более 30 тыс. специалистов и бакалавров. Ежегодно аспирантуру вуза по 17 научным специальностям оканчивают порядка 30 молодых ученых.
ЛИЧНОЕ
– Ваши увлечения?
– По-прежнему считаю себя меломаном и не мыслю себя без музыки. Нравится возиться со своей машиной. Но больше всего рад простому человеческому общению. Оно и сейчас роскошь.
– Что приемлете в людях, а что категорически не воспринимаете?
– Ненавижу жестокость, лживость и алчность. В человеке ценю доброту, умение сопереживать и профессионализм.
– Верите в гороскопы, судьбу?
– В судьбу и предсказания звезд не верю, но придерживаюсь высказывания одного известного физика. Как-то его спросили, почему у него висит подкова над дверью кабинета, если он не верит в приметы? Он ответил: «Я в приметы не верю, но говорят, что подкова приносит счастье даже тем, кто в это не верит».
– Как и где любите отдыхать?
– В последние годы предпочитаем с женой путешествовать. Мне неважно, какая это страна, главное, чтобы были море и горы.
– Любимое время года?
– Сахалинская осень.
ЧТО ЗНАЧАТ ДЛЯ ВАС…
Семья?
– Самое дорогое в жизни. Это место на земле, где тебе тепло и уютно, где тебя любят, понимают и ждут.
Любовь?
– Я верю в любовь и несу ее в сердце.
Счастье?
– Когда все удается, а твои родные живы и здоровы.
Деньги?
– Они немало значат, но есть жизненные ценности, которые за деньги не купишь.
Мечты. О чем они?
– В личном плане – хочу достроить свой дом, иметь не одного, а еще больше внуков и чаще быть с ними. Что касается работы, то мечтаю хоть год-два прожить без реформ. Сколько себя помню, система образования постоянно реформируется. А как у ректора, у меня одно желание – не растерять достигнутого. Чтобы то, что сделано, было продолжено и работало на пользу нашей островной области.
|