Обращение участников общего собрания членов Некоммерческого партнерства «Сахалинское саморегулируемое объединение строителей» к участникам IV Всероссийского съезда саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц осуществляющих строительство
31 марта 2011 г.
г.Южно-Сахалинск
Уважаемые участники IV Всероссийского съезда СРО строителей!
Уважаемые члены Совета НОСТРОЙ!
Уважаемый президент НОСТРОЙ!
Мы, со всеми строителями России, вошли в третий год развития саморегулирования в строительстве, пройдя время его дискредитации, время осторожного и трудного вхождения, время становления. Предшествующие годы прошли с постоянными изменениями нормативных документов, возникали коллизии между Градостроительным Кодексом РФ, Перечнем видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства и другими нормативными документами в этой области.
Мы с большой уверенностью смотрим в будущее саморегулирования как новой системы негосударственного управления строительным комплексом и как элемента развития здорового гражданского общества в нашей стране.
НОСТРОЙ, как и сами саморегулируемые организации, должны постоянно отвечать на чаяния и требования своих членов - профессиональных организаций, строящих Россию. Два года – не большой срок для нового дела, но уже достаточный для того, чтобы ожидания строителей оправдывались. Строители ждут положительных перемен, равноправия между строительными организациями и профессиональных взаимоотношений с заказчиками на строительном рынке. Они ждут защиты своих прав и интересов. И здесь главное, чтобы СРО не превратились в подобие бывших филиалов «ФЛЦ» Госстроя РФ, а НОСТРОЙ – в бюрократическую структуру, обслуживающую властные структуры, а не строителей.
Считаем не менее важной задачей НОСТРОЙ – прекращение коммерциализации вокруг саморегулирования на всех уровнях.
Уже более двух лет в стране ведётся открытая бессовестная продажа строительных компаний с допусками, чего не может быть при законной процедуре выдачи Свидетельств. И ни НОСТРОЙ, ни власть в лице прокуратуры, Ростехнадзора, Минрегиона, МВД, ФАС и Минэкономразвития не может или не хочет остановить этот беспредел. Налицо повтор процесса продажи лицензий в строительстве только в более циничной и открытой форме.
Мы не видим практической работы по исправлению этой ситуации, публичного обсуждения этих проблем в надзорных и контролирующих строительство органах. Право на ведение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов, продаётся как на базаре.
Важным вопросом является повышение квалификации специалистов: фактическое, а не по проверке знаний по видам работ Приказа Минрегиона РФ № 624. Ведь специалисты членов СРО работают мастерами, прорабами, начальниками участков, выполняют установленные для их должности и квалификации обязанности, а не отвечают только за безопасное выполнение работ, на которые они заявлены этой организацией. Такие работники должны повышать полученную ранее и подтверждённую дипломом квалификацию. До сих пор в Градостроительном кодексе РФ нет внятного определения самих терминов «аттестация» и «повышение квалификации». При этом в настоящее время в конвейер коммерциализации вовлечена оплата «повышения квалификации», затраты членов СРО на такое обучение специалистов многократно возрастают, а результат не достигается. Дробление программ повышения квалификации на мелкие блоки по видам работ Приказа №624 также приводит к увеличению затрат на повышение квалификации специалиста, заявленного, как правило, на несколько блоков работ, к которым член СРО планирует получить свидетельство о допуске. Необходимо более тщательно продумать систему повышения квалификации и дальнейшей аттестации, предварительно изучив зарубежный опыт в этом. Из мирового опыта по этому вопросу до настоящего времени Нострой ничего не предложил своим членам.
Мы приветствуем начало работы по разработке Стандартов НОСТРОЙ и ждём плана разработки стандартов на 2011 год, чтобы принять участие в его обсуждении. Понятно, что на эту работу НОСТРОЙ должна идти часть наших взносов. Однако не совсем понятно, почему строители должны оплачивать работу по актуализации градостроительного законодательства – сводов правил. По нашему убеждению, это государственная задача, и средства у государства для этого имеются. Насколько нам известно, руководство страны не обращалось к строителям, проектировщикам и изыскателям с просьбой о помощи государству в этом вопросе по причине недостатка средств в бюджете. Поэтому мы считаем, что СРО не должны оплачивать эти государственные функции за счет своих взносов в НОСТРОЙ. Мы считаем, что в аппарате НОСТРОЙ сформирована высокопрофессиональная команда, которая может совместно с комитетами совета и рабочими комиссиями готовить предложения, рецензировать и участвовать в актуализации сводов правил. Мы согласны, что оплата дополнительной экспертизы актуализированных сводов правил в защиту наших предложений и требований оправдана.
Мы обеспокоены отсутствием в планах НОСТРОЙ актуализации и легитимизации нормативных документов, связанных с организацией выполнения работ по капитальному ремонту жилых домов, объектов соцкультбыта и общественных зданий, объектов дорожной инфраструктуры населённых пунктов и многих других необходимых нормативных документов для организации работ по реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства, чем занимаются в основном малые и средние предприятия строительного комлекса. По нашему мнению, этим вопросом вплотную должны заняться соответствующие комитеты и аппарат НОСТРОЙ.
Мы ожидаем от совета НОСТРОЙ в 2011 году решения организационных вопросов, касающихся выстраивания профессиональных взаимоотношений членов СРО с заказчиками, в том числе государственными и муниципальными, срочного решения стратегических вопросов по строительным торгам, устранения разночтений и неопределённостей в Градостроительном Кодексе РФ и других вопросов, от решения которых зависит устойчивое развитие саморегулирования строительного комплекса России.
Для решения этих вопросов НП СРО «САХАЛИНСТРОЙ» ПРЕДЛАГАЕТ НОСТРОЮ:
1. В каждом регионе создать региональные комиссии по контролю соблюдения требований СРО к выдаче свидетельства о допуске к конкретным видам работ (п.3, ст. 55.8 Градостроительного Кодекса РФ). В этих комиссиях должны участвовать представители региональных СРО, а также филиалов других СРО, работающих в регионе, представители региональных инспекций Госстройнадзора. Эти комиссии должны иметь полномочия проверять любую строительную организацию, члена любого СРО, осуществляющего свою деятельность в данном регионе, на соответствие требованиям к допускам, которые он имеет.
2. Как можно быстрее разработать законодательные нормы по пресечению торговли документами «готовых строительных организаций с допусками», искоренению продажи свидетельств о допусках различными юридическими компаниями и другими посредниками.
3. Совместно с НОП и НОИЗ, с Минрегионом РФ подготовить «Положение о заказчике в строительстве» и «Положение о государственном и муниципальном заказчике» и утвердить их постановлением правительства РФ. Прописать в этих положения обязанности и ответственность заказчика и их работников (руководителей, работников строительного контроля), порядок утверждения материалов инженерных изысканий, материалов обследования конструкций объектов или их частей, проектной документации. Ответственность заказчика за качество и безопасность принимаемых работ и объекта в целом. Предусмотреть обязательность ведения строительного контроля и привлечения заказчиком авторского надзора.
4. Совместно с Минрегионом РФ подготовить и внести в Госдуму проект закона о внесении изменений в Градостроительный Кодекс РФ и в КоАП РФ об ответственности заказчиков за допуск подрядчика к ведению строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства в соответствии с заключённым контрактом без передачи подрядчику и в Госстройнадзор разрешения на строительство.
5. Совместно с НОП и НОИЗ, с Минрегионом РФ подготовить проект закона о внесении изменений в ст. 60 Градостроительного Кодекса РФ и в КоАП РФ о полной ответственности заказчика за возмещение вреда, вследствие недостатков по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, при отсутствии положительного заключения государственной экспертизы материалов инженерных изысканий (обследования объекта капитального строительства или его части) и проектной документации на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов.
6. Срочно решить с ФАС РФ и с высшими судебными инстанциями РФ вопросы механизма правоприменения норм прямого действия п.4, ст.4 и п.2.2) ст.6 ФЗ № 315 от 01.12.2007 года «О саморегулируемых организациях» в части осуществления права саморегулируемой организации от своего имени обращаться в суд в интересах своих членов и от своего имени оспаривать в установленном порядке любые акты, решения, действия (бездействия) органов государственной власти РФ, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы СРО, её члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения.
7. Совместно с НОП и НОИЗ, с Минрегионом РФ срочно выпустить обязательный нормативный документ «Об определении максимальной цены аукциона (возможно в будущем и конкурсов) на выполнение инженерных изыскании, обследование объектов или их частей, разработку проектной документации, строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капстроительства».
8. Совместно с НОП и НОИЗ, с Минрегионом РФ внести изменение в п.2 ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ, дописав после слов «объектов капитального строительства» «… кроме строящихся на территориях сейсмичностью семь и более баллов». То же дописать в п.2 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 года №624.
9. Совместно с НОП и НОИЗ, с Минрегионом РФ в первом полугодии 2011 года решить вопрос снятия астерисков <*>, которые не соответствуют целям саморегулирования, не поддерживают малый бизнес, отделяя его от саморегулируемого сообщества строителей; путают заказчиков; контролирующие и надзорные органы и самих строителей.
10. Совместно с национальными объединениями изыскателей и проектировщиков и Минрегионом РФ срочно подготовить законопроект о внесении изменений в Федеральные законы, и, соответственно, в постановление правительства РФ от 19.11.2008 года № 864 и в приказ Минрегиона РФ от 20.12.2009 года № 624 об уточнении цели, для которой утверждается этот Перечень видов работ, а именно, добавить в конце текста наименования приказа слова: «…, для выполнения которых необходимо получить Свидетельство о допуске в саморегулируемой организации, соответствующего вида».
11. Совместно с НОП, Минрегионом РФ и другими заинтересованными ведомствами срочно внести ясность в понятие «выпущенная в обращение продукция» (ст. 37 Федерального закона «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002г.), применительно к строительным материалам, конструкциям, изделиям и технологиям. Необходимо определить:
a. какой орган в этом случае является органом государственного контроля (надзора);
b. какие обязанности у изготовителя, продавца, проектировщика и подрядчика при использовании «выпущенной в обращение строительной продукции»;
c. какие правила «выпуска в обращение строительной продукции» в соответствии с указанным законом;
d. какую взаимосвязь с выпуском в обращение этой продукции имеют «Правила» в Постановлении Правительства от 27.12.1997 года №1636 «О правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве».
12. Как представителю всех российских саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство и Минрегиону РФ, как органу осуществляющему контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в первой половине 2011 года разработать и утвердить для обязательного применения заказчиками и подрядчиками «Типовой (примерный) контракт на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства». Обязательными условиями такоко типового контракта должны быть: сроки передачи подрядчику оформленного земельного участка для строительства или подготовленного для реконструкции или для капитального ремонта объекта капитального строительства, материалов инженерных изысканий или материалов обследования конструкций объектов или их частей, утверждённой в установленном порядке проектной документации, разрешения на строительство и сроки оплаты за выполненные и оформленные работы.
13. Совместно с соответствующими органами власти и управления внести в ФЗ №94:
a. обязанность заказчика при объявлении аукционов на строительные работы (строительство, реконструкция и капитальный ремонт), размещать утверждённую в установленном порядке проектную документацию и материалы инженерных изысканий (обследования конструкций объектов) в полном объёме;
b. введение конкурсов с предквалификацией участников в соответствии с имеющимся мировым опытом при закупках строительных подрядов. Считаем, что к участию в закупках строительных подрядов за счёт бюджетных средств преступно привлекать любых участников, не предъявляя к ним самых жёстких требований при отборе для участия в них.
c. удельный вес предлагаемой цены контракта не может быть более 40% в конкурсных условиях.
d. антидемпинговое требование о необходимости обоснования понижения начальной цены конкурса на строительный подряд при её снижения более 10% и запрета снижения начальной цены более 20%. Считаем, что необходимо определить в законе статьи сметы (расходов), по которым участник конкурса не может заявлять планируемое снижение стоимости контракта, например: зарплата, налоги, другие отчисления в бюджет, страховые затраты, затраты на охрану природы и прочее.
e. Запретить подрядчику при выполнении контракта производить замену материалов или конструкций на идентичные, так как без соответствующего внесения изменений в проектную документацию по заказу заказчика, без последующего получения дополнительного положительного заключения госэкспертизы такого проектного решения нельзя законно реализовать это право. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с утверждённой проектной документацией. Этим, в том числе, отличается строительство объекта от поставки любого аукционного товара.
f. обязать заказчиков и уполномоченные органы при проведении торгов и при публикации информации по участникам или по победителю торгов, публиковать или подавать информацию о них вместе с наименованием или с регистрационным номером Саморегулируемой организации в госреестре СРО, выдавшей Свидетельство о допуске к работам.
14. Совместно с НОП и Минрегионом РФ срочно сформулировать однозначно понятное участникам строительного рынка определение термина в Градостроительном Кодексе РФ, а именно: «…если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности объектов». Считаем понятным и достаточным определение этого термина, в п.2 ст.5 и в п.6 ст. 15 ФЗ № 384 от 30.12.2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
15. Совместно с другими Национальными объединениями ускорить формирование работающего и актуального реестра строительных, проектных, изыскательских организаций России.
Просим участников IV Всероссийского съезда СРО строителей в Екатеринбурге, членов Совета и Президента НОСТРОЙ поддержать предложения, содержащиеся в нашем обращении, так как они затрагивают права и интересы всех строительных организаций - членов СРО строителей и потрбителей и дать соответствующие поручения исполнительным органам.
От имени и по поручению общего собрания членов НП СРО «Сахалинстрой»:
председатель общего собрания А.Р. Залпин,
генеральный директор В.П. Мозолевский.
|