Мария ГОЛОВЧЕНКО – руководитель детского фольклорного ансамбля «Бабушкины песни» (г. Корсаков).
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ НОМИНАНТА
Родилась Мария Головченко 9 марта 1946 года в поселке Чумка Хабаровского края. В 1951 году семья переехала на Сахалин в город Корсаков. Здесь окончила девять классов и параллельно – музыкальную школу. Решив связать свою дальнейшую жизнь с музыкой, поступила в Сахалинское музыкальное училище (сейчас Сахалинский колледж искусств). В 1967 году окончила его по классу баяна. Получив специальность преподавателя по классу баяна, а также солиста и руководителя оркестра народных инструментов, распределилась в музыкальную школу города Поронайска. Там не только преподавала, но и вела оркестр, занималась с участниками художественной самодеятельности цементного завода. В 1969 году перевелась в Корсаков. В музыкальной школе, а затем и в городе создала несколько творческих коллективов. Но апогеем своей педагогической и музыкальной деятельности считает создание в 1986 году детского фольклорного ансамбля «Бабушкины песни».
КСТАТИ
Мария Головченко – заслуженный педагог Сахалинской области, почетный гражданин г. Корсакова (2007 г.). Ее имя занесено во Всероссийскую энциклопедию «Лучшие люди России» (2006 г.).
ЗНАК СУДЬБЫ
– Мария Сергеевна, в этом году ансамбль «Бабушкины песни» отметил свое 25-летие. Зная ваш творческий задор и потенциал, можно предположить, что это наверняка был большой праздник песни?
– Еще какой! В Доме культуры «Океан» наш юбилей праздновал весь город. Непросто быть долгожителями в творчестве. Дети вырастают, но даже при смене составов мы сохранили коллектив. Кстати, несколько лет назад приезжала на Сахалин на гастроли Надежда Бабкина (она для меня – образец отношения к песне народной), я решила взять у нее автограф. С трудом пробилась к ней. Уставшая от зрительского внимания артистка автоматически подписывала открытки и диски. Не глядя на меня, спросила, кому дарствовать послание. «Фольклорному ансамблю «Бабушкины песни», – отвечаю. Она оживилась. Говорит: «Ой, как оригинально. Какое название красивое!» Так что спасибо вам, Татьяна Ивановна, что в свое время, впервые записывая на Сахалинском телевидении наше выступление, вы нам его подарили, назвав нашу первую концертную программу – «Бабушкины песни». Название передачи нам очень понравилось. Так наш тогда еще безымянный ансамбль обрел имя. И оно весьма говорящее, ведь мы действительно поем песни наших бабушек. Хотя, когда мы ездили в Японию и нас там еще не знали, жители Страны восходящего солнца почему-то буквально его восприняли. Посчитали, что к ним приедут бабушки-старушки, а они молодых хотели бы послушать. Но потом, когда увидели наши фотографии, услышали исполнение, полюбили нас. Мы более 10 раз были на гастролях в Японии.
– Много лет так самозабвенно быть преданной одному коллективу – это достойно особого уважения. А как пришла идея обратиться к фольклору?
– Наверное, это знак судьбы. Мне было 38 лет, когда в 1984 году я, решив к специальному добавить высшее образование, поступила в Хабаровский институт культуры. Приехала на первую экзаменационную сессию. Проходя по коридорам вуза, услышала, как в одной из аудиторий красиво звучат голоса – зычные, звонкие. Меня это заворожило. Потрясенная слаженным многоголосием, долго стояла у двери. Народная песня меня всегда привлекала. Нравилось слушать концерты известных в стране коллективов – хора им. Пятницкого, Уральского хора. Тем не менее, будучи музыкантом, я в то время не была знакома с манерой народного пения. А уж как хотелось к этому прикоснуться! И вдруг случайно узнаю, что именно в этом году в институте открыли заочное обучение по специальности «народное хоровое пение». Я – туда. Меня согласились взять. Однако заведующий кафедрой оркестрового отделения, куда я поступила, был против. Возмутился: «Единственная абитуриентка, которая получила все пятерки на вступительных экзаменах, и вдруг уходит. Не отпущу!» Я со слезами отправилась на факультет народного хора. Не знаю, как договорились руководители двух отделений, но своего я добилась. Училась взахлеб. Ни одной лекции не пропускала, даже больная, с температурой 38 и более, шла на занятия. До того мне все нравилось, что боялась пропустить что-нибудь важное.
НОТНЫЙ ХАОС
– А вообще, как музыка вошла в вашу жизнь?
– Семья у нас была музыкальная. Папа виртуозно играл на гармошке, мама хорошо пела. Дома, когда собиралось застолье, непременно звучали песни. Будучи маленькой, оставаясь дома одна, крутила ручку патефона, слушая любимые пластинки. А это были не только лирические песни советских времен, но и классическая музыка, оперы, симфонии, скрипичные и фортепианные концерты. Казалось бы, родители были простыми рабочими, но у нас звучали Моцарт, Чайковский, Бетховен… Позже мое внимание привлекла гармошка, которая всегда стояла на видном месте и была украшением в доме. Мне было лет семь, когда всерьез стала наблюдать, как отец играет на ней. Родители уезжают на работу, а я достаю заветный инструмент и пытаюсь воспроизвести аккорды, которые старалась запомнить. Звукоряд на правой клавиатуре поняла на слух. За два года смогла выучить самостоятельно весь папин репертуар. В это время у нас появились новые соседи, а у главы семейства была гармошка, только большая. Тогда я еще не знала, что это баян. Детей у них не было, и я зачастила к ним в гости. Приду, встану у порога и стою, смотрю на удивительную «гармошку». Хозяйка поняла мой интерес, спросила: «Может, ты хочешь поиграть на баяне?» Я засветилась от счастья, начала осваивать новую технику игры. Вскоре и ее изучила. Наверное, дар какой-то все-таки был. Соседи меня привечали, но однажды сказали родителям – купите Маше баян, смотрите, как она к музыке тянется. Потом я узнала, что мой баян стоил…10 мешков картошки. Мои родители ее продали и купили мне заветный музыкальный инструмент. Как он был хорош! Больше таких не встречала. Дня не проходило, чтобы я не брала в руки баян, мне играть с детьми даже не очень-то хотелось. Лет в девять чувствовала себя настоящим баянистом. В кино сходила, услышала там песни, домой пришла – и тут же подбираю мелодии на слух.
Соседи, оценившие мой талант, снова обратились к родителям, посоветовали отдать меня учиться в музыкальную школу. Папа берет меня, в охапку баян, и мы отправились с ним в приемную комиссию. Мне было велено играть, и я решила выложить весь свой далеко не детский репертуар. Преподаватели это оценили и, несмотря на мой девятилетий возраст, с радостью приняли почти готовый «экземпляр» в музыкалку. Мы изучали сольфеджио, но дома у нас фортепиано не было, поэтому я на листе ватмана рисовала клавиатуру, раскладывала ее на столе и готовилась к занятиям. Однако, несмотря на все мои старания, первую четверть окончила… на одни двойки. Просто новому ученику, практически не знавшему нотную грамоту, педагоги забыли объяснить, что в сборниках изображены те же самые нотки, только не по порядку, а вразброс. Как-то дали мне задание – сыграть по нотам простейшую мелодию народной песни «Во саду ли в огороде». А что мне ноты! Написано там – не понять что. Я на слух подобрала мелодию, потом аккордами и еще какими-то музыкальными «финтифлюшками» ее украсила. У педагога глаза округлились: ты откуда все это взяла? Двойку я получила, хоть так и не уяснила – за что. Но, вглядываясь в сборник, неожиданно для себя сделала открытие. Наконец-то сообразила, что значат крючки и закорючки на нотном стане. Когда преподаватели поняли свой промах и нотное недоразумение ученицы, мои двойки были аннулированы. Первый класс, как и все последующие, окончила с отличием.
– Ваша мечта сбылась, вы стали музыкантом, всю жизнь не расстаетесь с баяном. Но у вас постоянно новые масштабные проекты. Откуда у вас столь сильная организаторская жилка?
– И снова ответ на этот вопрос надо искать в детстве. Среди сверстников была заводилой. Даже в те младые годы мне всегда хотелось что-то организовывать – ансамбль, хор, даже хореографическую группу. Однажды в свои 13 лет надумала дать концерт. В Корсакове со всей нашей улицы Путинной собрала человек 25 детей, и мы стали готовить номера – кто что мог. У нас были и сольные песни, и хоровые. Репетировали во дворе нашего дома, где рядом с нами находились куры, корова, собачки. Песни разучивали, танцы сами придумывали. Все это проходило шумно, весело. Сейчас даже не представляю, как мама и папа могли терпеть такую ораву, да еще поддерживать нашу задумку. Первый концерт решили дать в соседней Нечаевке. Мы пешком пришли в поселок и стали ходить по дворам, приглашая всех вечером на концерт. В те времена особых развлечений не было, поэтому люди – и стар и млад с удовольствием откликнулись. Из-за отсутствия в поселке своего клуба нам пришлось выступать на поляне на окраине села. Из дома мы прихватили простыни, привязали их к деревьям, сделали кулисы. Концерт прошел под бурные аплодисменты сельчан. Нас это подзадорило. Следующий концерт мы дали в самом Корсакове в клубе рыбокомбината. Помогла нам в этом библиотекарь очага культуры, которая взяла нас под свое крыло. Мы еще несколько раз там показали свою программу. А потом в районной газете «Восход» появилась заметка о нашем необычном детском коллективе, но почему-то руководителем была названа библиотекарь, в то время как я и все ребята таковым считали меня. Я очень обиделась. Видимо, уже в том юном возрасте во мне взыграло самолюбие. Больше мы не выступали на этой площадке. Со временем распалась и наша дворовая команда, а я отправилась в Южно-Сахалинск на учебу в музыкальное училище.
ВСЕ КРАСКИ ПЕСНИ НАРОДНОЙ
– А как вы перешли к фольклору и создали свой знаменитый ансамбль «Бабушкины песни»?
– Когда я училась на втором курсе института культуры, в качестве контрольных работ от нас требовалось проявить себя в разных направлениях. Я выбрала «Дети и фольклор». Тогда и надумала создать свой ансамбль. И желание это было столь велико, что ночь не спала, думая, как утром преподнесу директору Корсаковской музыкальной школы свою замечательную идею. В то время в островной области фольклором практически никто не занимался. Я чувствовала себя первопроходцем. Однако, в отличие от меня, мой руководитель не столь восторженно отнесся к созданию в школе фольклорного ансамбля. Он предложил не торопиться и подумать: дело-то новое, как власти к этому отнесутся? Я ждала-ждала, а потом обратилась к завучу по внеклассной работе корсаковской школы № 6 с предложением открыть на их базе фольклорный кружок. «Работайте, пожалуйста, – ответили мне. – Мы и костюмы вам пошьем…» Обещание было выполнено. За год у нас сложился коллектив, в который входило порядка… 50 человек! Поскольку шумовых инструментов у нас тогда не было, мы с ребятами нанизывали на нитку крупные пуговицы – костяные, металлические. Главное, чтобы громко трещали. Так и выступали. На областной смотр школьной художественной самодеятельности у нас взяли полностью блок фольклорных песен, что для самодеятельных коллективов было большой редкостью. А на самом конкурсе наша фольклорная группа произвела настоящий фурор. Не в конце блока, как полагается, а после каждой песни зал взрывался овациями. Я увидела сияющие лица и поняла, как люди, наши земляки, истосковались по песне народной, как хотят они через нее почувствовать свои корни, свою связь с предшествующими поколениями! Но еще большей наградой для меня стало поздравление с успехом директора нашей музыкальной школы, который тут же предложил создать и у нас народное отделение. И уж тогда появился ансамбль «Бабушкины песни», в котором сейчас занимается около 30 ребят.
Кроме Японии, мы побывали несколько раз в Москве, Хабаровске и других российских городах. Были в Греции, Республике Корее, Китае. Но, пожалуй, особо запомнилось нам участие в международном фестивале в Великобритании в городе Лланголлене в 2005 году. Попасть туда нам помогла компания «Сахалин Энерджи», выбравшая из множества островных коллективов ансамбль «Бабушкины песни». Мы и в туманном Альбионе привлекли к себе огромное внимание. Где бы ни появлялись, к нашим участникам в русских национальных костюмах сразу подходили люди, благодарили за песни, спрашивали, откуда мы такие.
– У вас двое детей. И если дочь не пошла по вашему пути, то сын Роман, как вы, связал свою жизнь с творчеством. Вы не препятствовали его желанию?
– Зная, что музыка, творчество – это огромный труд, полная самоотдача, масса трудностей и при этом малые зарплаты, я, конечно, была категорически против. Но он все сделал по-своему: окончил в нашей музыкальной школе хореографическое отделение, одновременно занимался по классу баяна. Много лет участвовал в ансамбле «Бабушкины песни», был моим самым большим помощником. Позже Рома окончил Гнесинское училище. Много лет и сейчас работает в Москве, является руководителем по хореографии известной в стране фольклорной группы «Иван Купала», где одна из солисток – его жена.
– Вы много сделали для культуры островного края. А чем гордитесь больше всего?
– Созданием ансамбля «Бабушкины песни». Он сыграл значительную роль не только в моей жизни, но и в судьбе моих воспитанников. У меня три ученика поступили в Гнесинское училище. Все знают, что попасть туда очень непросто. Некоторые учатся в Сахалинском колледже искусств на народном отделении. Так что у меня есть последователи, а значит, я спокойна за судьбу своего бесконечно любимого ансамбля.
ЛИЧНОЕ
– Ваши увлечения?
– Их всегда было много. В молодости занималась спортом, бегала на коньках, ходила в акробатический кружок. Пять лет танцевала в хореографической студии. Очень любила шить, вязать. А в последние пять лет увлеклась вышивкой крестиком. У меня состоялась персональная выставка картин, на которой представила 18 работ. Тематика их разнообразна – природа, подводный мир, пейзажи. Были вышитые русским народным орнаментом кушаки, скатерти. Зимой нравится пробежаться на лыжах. Люблю машину, почти 30 лет за рулем. А еще считаю себя заядлой дачницей, активно участвую во всех городских выставках урожая.
– Верите в гороскопы, судьбу? Кто вы по знаку зодиака?
– Верю в человеческое предназначение. Не представляю себя в другой профессии. Гороскопы, если попадают мне в руки, читаю с удовольствием. По знаку зодиака я – Рыбы, поэтому легко плыву по волнам своей судьбы.
– Любимое время года?
– Ранняя весна. Когда в природе происходит пробуждение, появляются первая зелень, первые цветы. Когда все оживает, тянется к солнцу, и самой хочется жить, творить.
– Как и где нравится отдыхать?
– У себя на даче, хотя не прочь и попутешествовать.
ЧТО ЗНАЧАТ ДЛЯ ВАС…
Семья?
– Основа всего. Самое родное и дорогое. Женщине заложено природой заботиться о ком-то.
Любовь?
– Она дает позитив в жизни. Кто имел счастье любить – везучий человек. Не зря говорят: любовь правит миром.
Счастье?
– Когда ты нужен всем и тебе все нужны.
Деньги?
– Их роль велика, но не настолько, чтобы поступаться своими принципами и делать зло. Для меня деньги – это свобода действий и здоровье, которое сейчас особенно дорогое.
Ваши мечты. О чем они?
– Мечтаю сохранить все, что имею. Хочу, чтобы у детей все в жизни сложилось удачно. А что касается ансамбля «Бабушкины песни», то желание у меня одно – больше новых программ, новых гастрольных маршрутов, новых выступлений и новых побед (постучу по деревяшке, чтобы не сглазить).
ТОЛЬКО ФАКТЫ
* Детский фольклорный ансамбль «Бабушкины песни» создан в марте 1986 года на базе народно-хорового отделения детской школы искусств г. Корсакова.
* За время существования ансамбля было дано порядка одной тысячи концертов в области и за рубежом.
* В репертуаре «Бабушкиных песен» звучат разные по характеру произведения: календарно-обрядовые, народные, хоровые, плясовые, лирические, шуточные, песни на разных языках народов мира, есть даже духовное песнопение.
* В дополнение к музыкальному баянному аккомпанементу руководителя ансамбля звучат шумовые инструменты – ложки, трещотки, бубен, колокольчики, которыми владеют практически все участники коллектива.
* В 1997 году ансамбль стал дипломантом программы «Утренняя звезда» на Центральном ТВ (г. Москва).
* Выросли в фольклорном коллективе и свои звезды. Стипендиатом программ «Новые имена» и «Дальневосточные таланты» стал дуэт в составе Романа Головченко и Светланы Талашмановой.
* Солистка «Бабушкиных песен» Татьяна Мигунова в 1995 году была признана лауреатом 2-й степени на фестивале славянской музыки (г. Хабаровск).
* В 2000 году Саша Майзикова стала стипендиатом Министерства культуры РФ. В 2005 году она получила Золотую медаль международного музыкального фестиваля в Лланголлене (Великобритания, Уэльс).
* Мария Головченко, как автор музыки, является лауреатом областных конкурсов «Песня Сахалину» и «Песенка на бис» (произведения для детей).
* За отличную работу Марии Головченко в Москве вручены орден Дружбы (2000 г.) и Почетная грамота Министерства культуры РФ.
|