Жизнь Бориса Никитовича Третяка, члена Совета Федерации, избранного Сахалинской областной Думой, уже много лет неразрывно связана с островным парламентом. В 1996 году он возглавил второй созыв Думы, одновременно вошел в состав верхней палаты Федерального собрания РФ. С 2001 года Б. Третяк работает и живет в Москве, но на Сахалин приезжает каждый месяц. С ним мы и поговорили о наиболее важных этапах становления облдумы.
– Борис Никитович, давайте для начала вспомним, как вы сами стали депутатом?
– Моя депутатская карьера на профессиональной основе началась в конце 1993 года. До этого я работал управляющим трестом «Сахалингеофизразведка» и был депутатом Охинского городского Совета народных депутатов. Кстати, геологоразведке отдал много лет, пришел в эту сферу в 1963 году, начинал работать техником-геофизиком.
На памятные выборы в Госдуму меня выдвинул Совет руководителей, который имел большой вес в Охе. В российском парламенте первого созыва я работал два года в комитете по промышленности и приобрел бесценный опыт, который пригодился в дальнейшей работе.
В то время в нижней палате шла работа над проектом федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» (СРП), в которой я принял активное участие. Чтение этого федерального закона шло сложно, он имел много противников, но экономика страны и особенно Сахалинской области находилась в тяжелом состоянии, и поднять ее можно было, по нашему мнению, только за счет природодобывающей отрасли. И это заставляло нас снова и снова возвращаться к повторному чтению упомянутого законопроекта. Считаю, что закон о СРП, принятый Госдумой в декабре 1995 года, получился удачным, нашей области он принес много пользы.
Также в соавторстве с депутатом Сергеем Михеевым мы разработали и провели через Госдуму закон, который позволил юным северянам, пострадавшим от землетрясения в Нефтегорске, без экзаменов поступить в вузы. Входил он в жизнь, если можно так выразиться, в условиях экстрима, счет шел на часы: 14 июня 1995 года Б. Ельцин его подписал, а 15-го заканчивался прием документов в институты.
Потом я вернулся на Сахалин, осенью 1996 года победил на выборах в областную Думу и был избран председателем.
– Что знаменательного произошло во втором созыве Сахалинской Думы?
– Давайте сначала вспомним, как жила область в уже далеком от нас 1996 году. Нефтедобыча едва превышала 2 млн. тонн в год. Рыбохозяйственный, лесохозяйственный комплексы почти развалились, остановилось строительство – в общем, шла перестройка. Первая областная Дума прекратила свою работу по ряду причин летом 1996 года. Тем не менее свою главную миссию первый созыв выполнил – положил начало парламентской деятельности на островах.
– Надо полагать, сложно было после такого противоречивого старта принимать эстафету у ваших предшественников?
– Во второй созыв пришли очень разные люди, со своими заботами, проблемами, взглядами, наказами избирателей. Тогда Дума состояла из 27 депутатов. Больше половины из них работали на непостоянной основе. Но отсутствие депутатов на заседаниях было редкостью.
И первая проблема, которая встала перед нами, – финансирование работы областного парламента. Нужно было также найти помещение, решить ряд оргвопросов. Дума в те годы занимала часть четвертого этажа в здании администрации области. Туда было стыдно заходить: с потолка текло, на головы штукатурка сыпалась. В общем, возникло столько сложностей, что, казалось, нормально работать в таких условиях невозможно. Однако, совместно с администрацией области, эти проблемы со временем удалось решить.
Как бы то ни было, мы приняли бюджет области на 1997 год. Очень бедный, с большой натяжкой. Понемногу мы определились и с внутренней структурой Думы, появились восемь комиссий и четыре депутатские группы, были созданы Совет Думы, контрольно-счетная палата, подобран аппарат. Где-то через год работы мы переехали в здание на ул. Чехова, в нем островной парламент располагается и по сей день. Дума постепенно приобретала вид, близкий к сегодняшнему. Но тогда это был болезненный процесс. Нужно было уметь договариваться, входить в положение того человека, который ни в какую не хотел с тобой соглашаться, уметь уступать, убеждать. Законодательных наработок почти не было – приходилось много ездить и учиться в других регионах. Кстати, в то же время при активном участии облдумы была создана парламентская ассоциация «Дальний Восток и Забайкалье». В общем, во многих направлениях мы делали только первые шаги, а это было очень непросто.
– А тут еще на вашу долю выпало СРП внедрять, по сути дела, решать будущее островного края…
– Вы правы, нам выпала честь утверждать судьбоносные законы. Во второй половине 90-х встала проблема внедрения проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Законодательно урегулировать ее оказалось непросто – о разработке шельфа и думать было нечего без участия иностранного капитала. Нашлись зарубежные инвесторы «Эксон», «Мобил», «BP», готовые вложить свои средства. Пришлось идти на уступки инвесторам. Их условие – освобождение от части областных налогов, наша выгода – плата за недра (роялти) и часть дохода от реализации продукции. На этой договоренности и базировалось соглашение. Кстати, скептиков поубавилось, когда область получила первые бонусы – несколько десятков миллионов долларов. Часть их пошла на «социалку».
– По вашему мнению, принятие СРП стало ключевым событием в истории облдумы?
– Безусловно, и не только Сахалинской Думы. СРП определило успешное развитие области на многие годы вперед. Однако попытки «исправить» федеральный закон о СРП продолжались. Чтобы этого не допустить, в него Госдумой была внесена поправка, так называемая «дедушкина оговорка». Она сохраняет целостность ранее принятого закона.
– Вам, как председателю, было тогда тяжело?
– И тяжело, и интересно одновременно. Нравилось познавать новое, добиваться положительных результатов. Выстраивались на хорошем деловом уровне отношения с другими ветвями власти. Мы стремились тогда сформировать нормальную демократическую модель власти, и я считаю, что нам это удалось. В Думе губернатор Игорь Фархутдинов и первые руководители областной администрации были частыми гостями – многие важные для области решения принимались при их личном присутствии.
– На ваш взгляд, как поменялась наша Дума с годами?
– Депутаты и аппарат областной Думы стали более грамотными – об этом говорят законы, принимаемые сегодня. Это подтверждает мнение, которое сложилось о сахалинском парламенте в Федеральном собрании. Сегодня законодательному органу по силам справиться с задачами, которые ставит перед ним время.
– С фамилиями каких депутатов ассоциируется у вас островной парламент?
– За все эти годы в Думе было очень много ярких, запоминающихся личностей. Можно назвать любого, каждый депутат внес свой вклад в историю Думы.
– Что бы вы пожелали сахалинским депутатам – и нынешним, и будущим?
– Прежде всего успехов в работе. Обеспечить достойную жизнь каждому человеку – это основная задача, которая стоит перед парламентами всех уровней. Нашим законодателям необходимо найти тот сектор экономики, который позволит области развиваться и в дальнейшем. Потому что сейчас, без диверсификации островной экономики, развитие замедляется. Если сделать анализ уровня жизни по районам, то результаты будут не очень обнадеживающие. Законодателям надо задуматься, какое можно в области наладить производство, какую работу предложить людям. Настала пора открыть новую сферу островной экономики, которая смогла бы кормить область и обеспечить людям достойную зарплату.
|